Конспект урока
Развитие речи 8 класс
Тема: Подготовка к письменному пересказу эпизода « Бой с барсом» из поэмы М.Лермонтова « Мцыри».
Цель: Учить передавать содержание прочитанного поэтического произведения своими словами, придерживаясь последовательности.
- учить запоминать текст, выделяя самое существенное в его содержании; и воспроизводить его по плану и опорным словам;
- формировать речевые умения;
- учить конструировать предложения различной степени сложности и употреблять их в связной письменной речи;
- создавать условия для пополнения пассивного и активного словаря учащихся, развивать их речь;
- формировать личностные качества учащихся на основе литературного произведения.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: портрет М. Лермонтова, таблички, компьютерные слайды с иллюстрациями, изображающими сцену боя героя с барсом.
Ход урока.
- Речевая зарядка.
- Чьё творчество мы изучали на уроках литературы?
- Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке?
- Назовите главного героя поэмы.
- Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным:
а) побег из монастыря;
б) встреча с грузинкой;
в) бой с барсом;
г) смерть Мцыри;
- Сообщение темы урока.
- В каких строфах рассказывается о бое Мцыри с барсом?
- Что вы чувствовали, читая эти строфы?
Сегодня мы будем учиться пересказывать содержание этого эпизода.
3.Основная часть урока.
1). Чтение строф, выбор цитат и заполнение таблицы « Смертельный бой»:
.
Смертельный бой.
№ строфы
Поведение барса
Мцыри и барс
Поведение Мцыри
16
Какой – то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, навзничь на песок. Грыз кость, весело визжал.
Я ждал, схватив рогатый сук…
Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы…
17
Врага почуял, начал он сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилёг,
Первый бешеный скачок
Застонал, как человек, и опрокинулся
Бой закипел, смертельный бой!
Я его предупредил.
Широкий лоб его рассёк.
18
Ко мне он кинулся на грудь…
Он завыл, рванулся из последних сил…
стал изнемогать, метаться, медленней дышать…
Он встретил смерть лицом к лицу.
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей, упали разом. Бой продолжался на земле
В горло я успел воткнуть и там два раза повернуть моё оружье
Я был страшен в этот миг
Я пламенел, визжал, как он,
19
Но тщетно спорил я с судьбой, она смеялась надо мной.
2). Словарная работа.
а). отработка вариантных высказываний:
Замена выписанных в таблицу стихотворных предложений прозой:
Например: фразу
Какой – то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, навзничь на песок. Грыз кость, весело визжал
заменяем предложением: Из чащи выбежал какой-то зверь и стал весело играть с костью.
б) Работа над лексическим значением слов:
непроницаемой стеной –
лечь навзничь-
пламенеть –
опрокинулся –
изнемогать –
в) Подбор опорных слов:
мелькнула тень, одним прыжком, лёг навзничь, могучий барс, весело визжал, отливалась серебром, опасный зверь. почуял врага, жажда борьбы, протяжный вой, бешеный скачок, рогатый сук, опрокинулся, воткнуть в горло, пламенел, визжал, как барс, стал изнемогать, зрачки блеснули грозно, следы глубокие когтей.
г). Работа с иллюстрациями. Составление подписей к иллюстрациям, подбор цитат.
д) Коллективное составление плана пересказа.
План.
- Мцыри в тёмном лесу.
- Тень зверя.
- Игры зверя.
- Жажда борьбы.
- Первый удар.
- Смертельный бой.
- Смерть врага.
- Тщетный спор с судьбой.
- Коллективное составление устного пересказа по плану и опорным словам.
- Итог урока. Рефлексия.
- Какие черты характера Мцыри раскрываются в эпизоде « Бой с барсом»?
5. Домашнее задание:
1.В толковом словаре найти значение выписанных слов.
2. Пересказывать эпизод борьбы с барсом.