kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока : Подготовка к письменному пересказу эпизода « Бой с барсом» из поэмы М.Лермонтова « Мцыри».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                  Конспект урока

Развитие речи                                                                     8 класс                                                                               

Тема:  Подготовка к письменному пересказу эпизода « Бой с барсом» из поэмы М.Лермонтова « Мцыри».

Цель: Учить передавать содержание прочитанного поэтического  произведения своими словами,  придерживаясь последовательности.

- учить запоминать текст, выделяя самое существенное в его содержании; и воспроизводить его по плану и опорным словам;

- формировать речевые умения;

- учить конструировать предложения  различной степени  сложности и употреблять  их в связной письменной  речи;

- создавать условия для пополнения пассивного и активного словаря учащихся, развивать  их  речь;

- формировать личностные качества  учащихся на основе  литературного произведения.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: портрет М. Лермонтова, таблички, компьютерные слайды с иллюстрациями, изображающими сцену боя  героя с барсом.

                                      Ход урока.

  1. Речевая зарядка.

- Чьё творчество мы изучали на уроках литературы?

- Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке?

- Назовите главного героя поэмы.

- Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным:

    а) побег из монастыря;

    б) встреча с грузинкой;

    в) бой с барсом;

    г) смерть Мцыри;

 

  1. Сообщение темы урока.

 - В каких строфах рассказывается о бое Мцыри с барсом?

 - Что вы чувствовали, читая эти строфы?

 Сегодня мы будем учиться пересказывать  содержание этого эпизода.

 

3.Основная часть урока.

         1). Чтение строф, выбор цитат и заполнение таблицы « Смертельный бой»:

                           .

                                        Смертельный бой.

 

 

№ строфы

 

 

 

 

Поведение барса

 

 

 

 

Мцыри и барс

 

 

Поведение Мцыри

 

 

 

 

16

Какой – то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя,  навзничь на песок. Грыз кость, весело визжал.

 

Я ждал, схватив рогатый сук…

Сердце вдруг зажглося жаждою  борьбы…

 

17

Врага почуял, начал он сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилёг,

Первый бешеный скачок

Застонал, как человек, и опрокинулся

 

 

Бой закипел, смертельный бой!

Я его предупредил.

Широкий лоб его рассёк.

 

 

18

Ко мне он кинулся на грудь…

Он завыл, рванулся из последних сил…

стал изнемогать, метаться, медленней дышать…

Он встретил смерть лицом к лицу.

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей, упали разом. Бой продолжался на земле

В горло я успел воткнуть и там два раза повернуть моё оружье

Я был страшен в этот миг

Я пламенел, визжал, как он,

 

19

 

 

Но тщетно спорил я с судьбой, она смеялась надо мной.

2). Словарная работа.

а). отработка вариантных высказываний:

 Замена выписанных в таблицу  стихотворных предложений прозой:

Например: фразу

Какой – то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя,  навзничь на песок. Грыз кость, весело визжал

заменяем предложением: Из чащи выбежал какой-то зверь  и стал весело  играть с костью.

б) Работа над  лексическим значением  слов:

непроницаемой стеной –

лечь навзничь-

пламенеть –

опрокинулся –

изнемогать –

в) Подбор опорных слов:

   мелькнула тень, одним прыжком, лёг навзничь, могучий барс, весело визжал, отливалась серебром, опасный зверь. почуял врага, жажда борьбы,  протяжный вой, бешеный скачок, рогатый сук, опрокинулся, воткнуть в горло, пламенел, визжал, как барс, стал изнемогать, зрачки блеснули грозно, следы глубокие когтей.

г). Работа с иллюстрациями. Составление подписей к иллюстрациям, подбор цитат.

д) Коллективное составление  плана пересказа.

                                    План.

  1. Мцыри в тёмном лесу.
  2. Тень зверя.
  3. Игры зверя.
  4. Жажда борьбы.
  5. Первый удар.
  6. Смертельный бой.
  7. Смерть врага.
  8. Тщетный спор с судьбой.
  1. Коллективное составление устного пересказа по плану и опорным словам.
  2. Итог урока. Рефлексия.

  - Какие черты характера Мцыри  раскрываются в эпизоде « Бой с барсом»?

5. Домашнее задание:

1.В толковом словаре найти значение выписанных слов.

2. Пересказывать эпизод борьбы с барсом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : Подготовка к письменному пересказу эпизода « Бой с барсом» из поэмы М.Лермонтова « Мцыри».»

Конспект урока


Развитие речи 8 класс


Тема: Подготовка к письменному пересказу эпизода « Бой с барсом» из поэмы М.Лермонтова « Мцыри».

Цель: Учить передавать содержание прочитанного поэтического произведения своими словами, придерживаясь последовательности.

- учить запоминать текст, выделяя самое существенное в его содержании; и воспроизводить его по плану и опорным словам;

- формировать речевые умения;

- учить конструировать предложения различной степени сложности и употреблять их в связной письменной речи;

- создавать условия для пополнения пассивного и активного словаря учащихся, развивать их речь;

- формировать личностные качества учащихся на основе литературного произведения.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: портрет М. Лермонтова, таблички, компьютерные слайды с иллюстрациями, изображающими сцену боя героя с барсом.


Ход урока.

  1. Речевая зарядка.

- Чьё творчество мы изучали на уроках литературы?

- Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке?

- Назовите главного героя поэмы.

- Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным:

а) побег из монастыря;

б) встреча с грузинкой;

в) бой с барсом;

г) смерть Мцыри;


  1. Сообщение темы урока.

- В каких строфах рассказывается о бое Мцыри с барсом?

- Что вы чувствовали, читая эти строфы?

Сегодня мы будем учиться пересказывать содержание этого эпизода.


3.Основная часть урока.


1). Чтение строф, выбор цитат и заполнение таблицы « Смертельный бой»:

.



Смертельный бой.





№ строфы





Поведение барса





Мцыри и барс



Поведение Мцыри





16

Какой – то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, навзничь на песок. Грыз кость, весело визжал.


Я ждал, схватив рогатый сук…

Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы…


17

Врага почуял, начал он сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилёг,

Первый бешеный скачок

Застонал, как человек, и опрокинулся








Бой закипел, смертельный бой!

Я его предупредил.

Широкий лоб его рассёк.



18

Ко мне он кинулся на грудь…

Он завыл, рванулся из последних сил…

стал изнемогать, метаться, медленней дышать…


Он встретил смерть лицом к лицу.

И мы , сплетясь, как пара змей,


Обнявшись крепче двух друзей, упали разом. Бой продолжался на земле

В горло я успел воткнуть и там два раза повернуть моё оружье

Я был страшен в этот миг

Я пламенел, визжал, как он,



19



Но тщетно спорил я с судьбой, она смеялась надо мной.



2). Словарная работа.


а). отработка вариантных высказываний:

Замена выписанных в таблицу стихотворных предложений прозой:

Например: фразу

Какой – то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, навзничь на песок. Грыз кость, весело визжал

заменяем предложением: Из чащи выбежал какой-то зверь и стал весело играть с костью.


б) Работа над лексическим значением слов:

непроницаемой стеной –

лечь навзничь-

пламенеть –

опрокинулся –

изнемогать –


в) Подбор опорных слов:

мелькнула тень, одним прыжком, лёг навзничь, могучий барс, весело визжал, отливалась серебром, опасный зверь. почуял врага, жажда борьбы, протяжный вой, бешеный скачок, рогатый сук, опрокинулся, воткнуть в горло, пламенел, визжал, как барс, стал изнемогать, зрачки блеснули грозно, следы глубокие когтей.


г). Работа с иллюстрациями. Составление подписей к иллюстрациям, подбор цитат.


д) Коллективное составление плана пересказа.


План.

  1. Мцыри в тёмном лесу.

  2. Тень зверя.

  3. Игры зверя.

  4. Жажда борьбы.

  5. Первый удар.

  6. Смертельный бой.

  7. Смерть врага.

  8. Тщетный спор с судьбой.


  1. Коллективное составление устного пересказа по плану и опорным словам.

  2. Итог урока. Рефлексия.

- Какие черты характера Мцыри раскрываются в эпизоде « Бой с барсом»?

5. Домашнее задание:

1.В толковом словаре найти значение выписанных слов.

2. Пересказывать эпизод борьбы с барсом.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Гонтарь Алла Тимофеевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства