КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Правописание разделительного Ъ.
Класс: 2
Предмет: Русский язык
УМК: Перспектива. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение обнаруживать орфограмму в словах с разделительным Ъ;
2. Решать орфографическую задачу в словах с разделительным Ъ.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: вырабатывать рефлексивные действия для умения анализировать работу, осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать знаково-символические средства (моделирование), логические операции, проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; классифицировать, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: уметь работать в сотрудничестве, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Личностные:
Оценивать свои достижения;
Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.
Образовательная цель: учиться ставить орфографическую задачу (выделять орфограмму - разделительный Ъ) и ее решать (выбирать букву в соответствии с правилом, эталоном);
Развивающая цель: развивать уважение к себе как носителю русского языка, потребность в овладении безошибочным письмом; формировать УУД;
Воспитательная цель: воспитывать ценностное отношение к грамотной речи
Педагогические технологии: деятельностный метод обучения
Методы, приемы: поисковые методы обучения, приемы кооперативного обучения (Continuous Round Robin, Stir The Class, Numbered Heads Together).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: 1) учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; 2) компьютер, проектор, экран; 3) для каждой группы: А-4 коврик управления (Приложение 1), планшет, маркеры.
Демонстрационный материал: презентация
Раздаточный материал: 1) листы с заданием и бланки ответов для каждого учащегося и один бланк А4 на группу для этапа 5 (Приложение 2); 2) Оценочный лист для каждой группы (Приложение3); 3) «Лесенка успеха» для каждого ученика (Приложение 4).
Комментарии к уроку: Данный урок отражает способы организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах. Основная идея - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Основные условия организации обучения в сотрудничестве на уроке:
Учитель до урока формирует группы учащихся из 4 человек, в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый, девочки и мальчики. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Приложение 1);
На уроке оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание, называя № от 1 до 4. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Предлагаю вспомнить наш девиз. Слайд 1.
Орешек знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли отступать!
Ученику всегда поможет
Простой девиз: «Хочу все знать!»
Учитель фиксирует на доске два шага учебной деятельности. Слайд 2.
- Ребята, как вы думаете, какая предстоит работа на этом уроке? (Узнать что-то новое)
-Что для этого вы должны будете сделать? (Понять что мы не знаем, затем самим открыть новое)
-Готовы? (Да)
- Я желаю вам удачи.
- С чего необходимо начать? (Повторить то, что мы знаем)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Откройте тетради, запишите дату, Классная работа.
Минутка чистописания. ъ ь ъя ью ъе ьи
- Что вы знаете о буквах Ъ и Ь?
- Предлагаю вспомнить, какая часть слова называется корень, а какая - приставкой. Встаньте и образуйте пары. (Учащиеся расходятся по классу, образуют пары и поднимают руку вверх, сигнализируя о готовности.)
- Расскажите друг другу правило, что такое приставка.
По сигналу учителя дети рассаживаются на места.
Задание 1.
- Перед вами приставки. Слайд 3.
- По какому принципу их можно разделить на две группы?
(При необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки.) Слайд 4.
Задание 2. Слайд 5.
- Распределите слова на группы по видам орфограмм, связанных с Ь или Ъ, обоснуйте правописание при помощи изученных эталонов.
Семья, листья, дождь, деньки, играть, друзья, подъезд.
.
Структура Continuous Round Robin:
1 шаг. Обдумывают задание. 10 сек.
2 шаг. По сигналу учителя в команде по очереди называют орфограмму, связанную с Ь или Ъ, определяют ее вид, объясняют правописание с опорой на изученный эталон, записывают слово маркером на планшете в нужную группу. 3 мин.
3 шаг. После сигнала учителя об окончании работы, по одному представителю от группы выходят к доске для обсуждения результатов работы
В результате проверки учащиеся приходят к тому, что слова разделились на три группы: слова в которых Ь – показатель мягкости согласных звуков, Ь – разделительный и Ъ – разделительный.
Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)
- Какими эталонами вы пользовались для выполнения задания? (Эталон обозначения мягкости согласных звуков на письме, эталон правописания разделительного Ь).
- Встаньте, образуйте тройки и возьмитесь за руки. По моему сигналу хором расскажите правило правописания разделительного Ь. (Разделительный Ь пишется после согласного перед гласными я, ю, и, е, ё в корне слова или после корня)
По сигналу учителя, дети рассаживаются на места.
- Решение какой орфографической задачи вызвало у вас затруднение? (мы не знаем, почему в слове подъезд пишется Ъ)
-Почему вы не смогли объяснить орфограмму, связанную с написанием Ъ? (Не знаем правила правописания Ъ в словах, нет эталона)
- Вам удалось выяснить, в чем ваша трудность. Необходимо остановиться и подумать.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что в задании было для вас новым? (решение орфографической задачи в слове подъезд, связанной с Ъ)
- Смогли ли вы воспользоваться известными вам эталонами, для решения орфографической задачи в слове подъезд? (Нет, мы не знаем правило написания в словах Ъ)
- Сформулируйте ваше затруднение. (Мы не знаем правило правописания слов с Ъ, у нас нет эталона).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Поставьте цель вашей работы на уроке? (Узнать правило правописания слов с Ъ, составить эталон). Слайд 6.
- Сформулируйте тему урока. ( Правописание Ъ в словах).
- Чтобы вы смогли сами открыть правило, составьте план действий, расставив его пункты в правильном порядке. Слайд 7. (Учитель фиксирует правильный порядок пунктов плана)
2. Сравнить между собой группы слов.
3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
4. Создать эталон (правило) о правописании Ъ в словах.
1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
- Молодцы, составленный вами план действий должен привести к положительному результату.
5. Реализация построенного проекта.
- Для качественного получения результата предлагаю поработать в группе, применяя структуру, которая называется Stir The Class. Каждая группа получает лист с заданиями и бланк для ответов.
Задание.
Бланк ответов на каждую пару и один на группу (формат А4)
Вывод 1. Ъ выполняет _______________________________ функцию.
Вывод 2. Ъ пишется после _____________________, которые оканчиваются на ____________________ перед гласными ___, ___, ___, ___,
Опорный сигнал.
|
Сотрудничают в группах.
Шаг 1. Учащиеся в паре по плечу анализируют предложенные группы слов, выясняют общее для каждой группы, сравнивают их между собой, заполняют бланк ответов. 2 мин.
Шаг 2. По сигналу учителя дети встают, поднимают руку и каждая пара, которая работала вместе, находит пару из любой другой группы, образуя четверки. Ученики прочитывают ответы друг другу, ставят галочку, если у них так же и делают пометки, если что-то не совпадает. 1 мин.
Шаг 3. По сигналу учителя каждая пара образует новую четверку, обменивается результатами работы. 1 мин.
Шаг 4. По сигналу учителя учащиеся возвращаются на свои места, пользуясь своими бланками ответов, в группе заполняют один общий бланк ответов (формат А4), обосновывая каждый пункт. 2 мин.
Учитель организует представление результатов, приглашая к доске учащихся из каждой группы, назвав номер от 1 до 4.
Результаты сравниваются, обобщаются.
− Как проверить правильность своего открытия? (Нужно посмотреть в учебнике.)
− Откройте учебники, прочитайте правило.
Учащиеся читают правило в учебнике на стр. 60
Подводят итог: совпало ли их открытие с тем, что они прочитали в правиле.
Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)
- Теперь необходимо составить эталон нового знания (Сравнив опорные сигналы, представленные каждой группой, учащиеся совместно с учителем составляют эталон правописания разделительного ъ). Слайд 8.
− Какое затруднение вы смогли преодолеть? (Узнали правило правописания разделительного ъ в словах, составили эталон)
− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило, пользоваться новым эталоном.)
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задание 1. От слова ехать образовать при помощи приставок пять новых слов, в которых пишется разделительный Ъ, записать. Используя новый эталон, обозначить орфограмму.
Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Задание 2. Выбрать слово, от которого можно образовать новое слово с приставкой, для проверки написания которого понадобится новый эталон.
1 группа есть, окно 2 группа ехала, берёза
3 группа ясно, дорожный 4 группа явление, авария
5 группа единый, история 6 группа езда, дело
Организует работу в группе, используя структуру Numbered Heads Together Слайд 9.
Сотрудничают в группах.
Шаг 1. Каждый учащийся в группе обдумывает ответ на вопрос, записывает слово в тетрадь, обозначает орфограмму. 1 мин.
Шаг 2. Обсуждение в парах по плечу. 10 сек.
Шаг 3. Каждая пара обсуждает вопрос с парой напротив. 10 сек.
Шаг 3. Результаты работы группы записываются маркером на планшете. 15 сек.
Шаг 4. Представление результатов группами. Учитель, называя любой номер от 1 до 4, вызывает к доске представителей групп, которые по очереди комментируют результаты работы своей группы.
Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)
− Выпишите в тетрадь номера, под которыми записаны слова с пропущенным разделительным Ъ.
Слайд 10.
1. сем..я 6. об..ект
2. с..ел 7. плат..е
3. под..езд 8. с..едобный
4. прыгат.. 9. руч..и
5. звер.. 10. с..ёжился
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Самопроверка проводится по образцу: Слайд 11.
− У кого были ошибки? В каких словах? Поставьте себе знак ?.
− Какую цель перед собой поставите? (Запомнить правило и эталон написания слов с разделительным ъ).
− У кого задание не вызвало затруднения? Молодцы. Поставьте себе знак +
8. Включение в систему знаний.
Распределительный диктант. Слайд 12.
Пользуясь эталонами, распределите слова на две группы. Орфограмму обозначить.
Съел, объявил, печенье, зверье, веселье, подъезд.
Учащиеся ишут распределительный диктант в тетрадях, а один представитель каждой группы пишет на планшете. (Того кто записывает слова на планшете может назвать учитель, указав № от 1 до 4, либо выбирают сами участники группы).
После записи участники группы проверяют то, что записано на планшете, корректируют запись при необходимости. По сигналу учителя представители каждой группы выходят к доске, демонстрируют результаты работы.
Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)
После проверки и обсуждения учитель оценивает работу каждой группы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили на данном уроке? (Узнать правило правописания слов с Ъ, составить эталон.)
− Вам удалось достичь цели? Докажите
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха» Слайд 13:
1 ступенька: были ошибки в самостоятельной работе; ничего не понял на уроке;
2 ступенька: были ошибки в самостоятельной работе; понял новую тему, но остались вопросы;
3 ступенька: не было ошибок в самостоятельной работе; понял новую тему, но остались вопросы;
4 ступенька: не было ошибок в самостоятельной работе; знаю правило правописания слов с Ъ; смогу поделиться с другими тем, что узнал.
Учитель проводит рефлексию оценивания, может посчитать, сколько человек поставили себя на каждую из ступенек, сделать вывод по работе класса на уроке.
Учащиеся оценивают работу своей группы, анализируя оценочный лист.
Учитель ценивает работу групп на уроке, выставляет отметки.
- Для тех кто испытал затруднения при выполнении заданий на уроке, рекомендую № 80 на странице 60. Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую № 81 на странице 61.
Молодцы! Урок закончен.
9