- Дан звонок, значит, нам пора начать урок. - Сегодня ну уроке русского языка отправимся в кругосветное путешествие по Глобусу, проплывём четыре океана. - На кораблике раскрась флажок зелёным цветом, если у тебя радостное настроение, жёлтым цветом – спокойное настроение, красным – грустное настроение. - Возьмём с собой багаж знаний о глаголе, научимся подбирать и использовать в речи глаголы-синонимы и антонимы, логическое мышление, память, внимание, грамматическую речь и орфографическую зоркость. - Начнём путешествие с Тихого океана. Тихий океан – самый большой на Земле. Такое имя ему дал мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной его части, где он поднимается и гонит огромные волны – цунами, приносящие много бед жителям японских островов. 1. Орографическая пятиминутка. - Распределить слова на группы по орфограммам. М..рской, чудес,,ная, в..рхушка, радос,,ный, ло..кий, р..синка, гла..кий, хрус..нула, остро..ки. - На какие группы разделили слова? - Найди «лишнее» слово. (Глагол). Докажи ответ. 2. Фронтальный опрос. Проверка знаний правил о глаголе. (Вопросы задают учащиеся). - Какая часть речи называется глаголом? - На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? - Назови постоянные признаки глагола. (Вид, спряжение.) 3. Работа в парах. - На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида? - Назвать пару глаголов совершенного и несовершенного вида. 4. Дидактическая игра «Распределяй-ка». - Распределить слова по спряжению. 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – II спряжения (хлопнуть). Бежать, дарить, путешествовать, плыть, готовить, получить, брить, летать, смотреть, строить. 5. Упражнение «Третий лишний». Работа в группах. Доказать ответ. 1) Плывём, думает, читать. 2) Кружить, искать, спешить. 3) Летала, плыли, изучает. 4) Плывёшь, идёте, летите. - Мы проплываем Атлантический океан. Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический, который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта. На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трёхэтажный дом. 1. Упражнение «Поиск». Выявление проблемы. - Сравни глаголы по значению. Веселиться - радоваться – огорчаться. - Какие слова называются синонимами? Антонимами? - Один и тот же глагол в речи можно заменить другим, близким по смыслу, а также можно подобрать к глаголу противоположный по смыслу. 2. Комментированное письмо, упр. 409 - С антонимами мы встречаемся часто в пословицах и поговорках. - Объяснить пословицы и поговорки. - Подчеркнуть антонимические пары. - Какие слова называются антонимами? - Какова роль антонимов в речи? (Антонимы придают речи ясность, выразительность.) Дидактическая игра (в мяч). - Подобрать антонимы. Работать - бездельничать, говорить - молчать, потерять - найти, сидеть - стоять, строить - ломать, плакать – смеяться, хвалить – бранить, встать – сесть, взять – отдать, завязать – развязать. - Мы проплываем Индийский океан. Омывает берега Индии Индийский океан. Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды индийского океана прогреваются до + 35 градусов. 1. Расположить глаголы-синонимы в порядке усиления действия. Хихикает, хохочет, смеётся. Говорит, шепчет, кричит. Хвалит, превозносит, одобряет. Разрушит, испортит, сломает. - Как думаешь, для чего нужны синонимы? Вывод: Синонимы позволяют избегать ненужных повторов в тексте, более точно выражают мысль. 2. Упражнение «Путаница». Самостоятельная работа по карточкам. Соедини глаголы-синонимы. Определи спряжение глаголов. Заплакать заметить увидетьзарыдать заботиться ухаживать смеяться хохотать горевать размышлять думать грустить 1 уровень – составить со словами предложение. 3. Вставить подходящий по смыслу глагол. По улицам города … мотоциклист. С весёлой песней … отряд. Сквозь густые заросли малины … медведь. Лениво … к реке стадо коров. Слова для справок: шагает, мчится, пробирается, бредёт. - Синтаксический разбор II предложения. - Морфологический разбор глагола «шагает». Шагает – глагол, н.ф. – шагать, несов.в., Iспр., наст.вр., 2 л., ед.ч., сказуемое. - Почему один и тот же глагол употребляется по-разному?(Точнее выражается мысль). Вывод: Если мы будем использовать синонимы и антонимы, будет красива и грамотна наша речь. - Наше путешествие благополучно заканчивается, и мы проплываем Северный Ледовитый океан. Арктика – самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и снега. У Северного полюса находится четвёртый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот почему этот океан назвали Северный Ледовитый. «Верные и неверные утверждения». Индивидуальная работа. - Если, на ваш взгляд, высказывание является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -. 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (-) 2. Глаголы II спряжения имеют окончания –ишь, -ите. (+) 3. Глаголы слышать и терпеть относятся к I спряжению. (-) 4. Глаголы шагаю, иду – синонимы. (+) 5. Глаголы сохраняю, берегу – антонимы. (-) Самопроверка. - Какую роль играют глаголы в речи? (Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.)
- Необходимо иметь большой словарный запас. В своей речи нужно умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами. - Где вам пригодятся знание синонимов и антонимов? Все это важно знать для того чтобы правильно использовать синонимы при беседе в выступлениях сочинениях. Рефлексия «Фразеологизм». - Выбери фразеологизм, который характеризует твою работу на уроке. Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами.
Рефлексия «Кораблик». - Если тебе понравился урок, и ты успешно справился со всеми заданиями, раскрась парус жёлтым цветом. - Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась парус зелёным цветом. - Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь, раскрась парус красным цветом.
- Хочется поблагодарить вас за сотрудничество, активность и творчество!
Подобрать тест с синонимами или антонимами. |