Методы урока: наглядно-индивидуальный, проблемного изложения, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический, частично-поисковый.
Оборудование: карточки со словарными словами, фантики, названия сказок, смайлики, компьютер, проектор, экран.
ИКТ: презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организация класса. Создание психологической комфортности на уроке. (Слайд)
-Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть на ваших лицах улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач. Сядьте удобно. Закройте глаза. Повторяйте за мной:
-Я в школе на уроке, сейчас начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растёт, я как разведчик, всё замечу, память моя крепка, голова мыслит ясно, я хочу учиться, я очень хочу учиться, я готов к работе, я работаю!
- Откройте глазки.
II. Постановка проблемы урока.
-Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
– А что такое КОРЕНЬ?
(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
– Как вы думаете, почему он самый главный?
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд)
Дедушка Корень рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её. «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол». - Почему так получилось? - Какое правило не знал автор записки? - Как правильно записать это слово? с м…чом – мяч – с мячом - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (слайд) (Правописание безударной гласной в корне слова.) - Какую цель мы поставим перед собой? (учиться писать слова с безударной гласной в корне слова) (слайд)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы: Что
Где надо проверять?
Как
Чем III. Повторение ранее изученного материала. (слайд) - Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. - Ответим на первый вопрос: Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я - Ответим на второй вопрос: Где надо проверять? В корне слова - Ответим на третий вопрос: Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне. - Ответим на четвёртый вопрос: Чем надо проверять? Проверяем ударением IV. Работа над темой урока - А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. (слайд) - Итак, вот слово ЗИМА - Что сделаем первым. (Прочитаем слово) - Затем поставим ударение. - Выделим корень - Определим безударную гласную. - Подбираем проверочное слово. (слайд) АЛГОРИТМ Прочитай слово. Поставь ударение.
V. Словарная работа. Самостоятельная работа в парах. (слайд)
- Ребята, посмотрите на следующее задание дедушки Корня.
На слайде записаны слова м_роз, п_года, вет_р, сев_р, з_бавы, к_ньки.
- Как называются эти слова? (Словарные)
- Почему эти слова называются словарными? (Их нужно проверять по словарю)
Сейчас напишем «взаимодиктант» в парах.
Сторона А Сторона В
ветер мороз север вет_р м_роз сев_р
погода коньки забавы п_года к_ньки з_бавы
1) Один ученик из пары читает текст карточки (сторона В), другой пишет.
2) Смена ведущего.
3) Каждый берёт тетрадь своего партнёра и по памяти проверяет написанный им диктант.
4) Открывают карточку (сторона А) и проверяют по карточке.
5) Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки.
6) Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.
- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми.)
VI. Физкультминутка. (Слайд)
Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко!
А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу.
VII. Выборочный диктант.
– Идём дальше. (Слайд ) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
-Какие ошибки вы здесь встретили?
-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.
Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
- Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
VIII. Работа в группах. Творческое задание. (Слайд)
Дедушка Корень приготовил для вас следующее творческое задание. Вам нужно разделиться на группы.
1 группа – работа с фантиками. В названиях конфет нужно найти безударную гласную, выписать на листок и подобрать проверочное слово.
2 группа – работа со сказками. В названиях сказок нужно найти безударную гласную, выписать на листок и подобрать проверочное слово.
IX. Итог урока. (Слайд)
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.
– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!
– А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (слайд)
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.
X. Рефлексия.
-Я, думаю, что урок дедушки Корня вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд)
- Вам понравился урок?
- Какое задание больше всего понравилось?
-Получился ли урок, каким мы его задумали?
-Давайте поблагодарим Дедушку за те задания, которые он вам приготовил.
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.