kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по смысловому чтению в 5 классе по ФГОС "Умный вопрос - половина знания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного урока представляет различные виды и формы работы стекстом,котрые направлены на формирование у обучающихся навыков смыслового чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по смысловому чтению в 5 классе по ФГОС "Умный вопрос - половина знания".»

Конспект открытого урока в 5 «Г» классе.

Учитель Никулина О.А.

Название темы «Умный вопрос – половина знаний» 
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

в условиях реализации ФГОС.
Цель урока: 

1. учиться задавать различные вопросы к тексту.

Задачи урока: 
Обучающие: формировать умение задавать продуктивные и репродуктивные вопросы к тексту для совершенствования навыков смыслового чтения;

Развивающие: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации; способствовать развитию умения работать с текстом. 

Воспитывающие: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитывать уважение к культурному наследию  древнейших цивилизаций.


Оборудование:

Дидактические материалы на карточках

Компьютер

Мультимедийный проектор


Структура урока:

  1. Организационный этап. Мотивация.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Применение и закрепление имеющихся знаний.

Физ. минутка.

  1. Самостоятельная работа.

  2. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  3. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).


    1. Организационный этап. Мотивация.

Включение в деловой ритм (запись числа в тетрадях)

Организация и проведение разминки.

Установите соответствие (на доске)

Слайд1



1.Выявление информации . 1. Преобразование информации

2.Определение главной мысли

и смысла текста. 2.Чтение текста

3.Создание нового текста. 3. Интерпретация


(Работа в парах, взаимопроверка).

Работа по вопросам:

Когда вы выполняете все эти действия?(при работе с текстом, при смысловом чтении)

На каких уроках вам приходится работать с текстом?

Как выдумаете нужно ли уметь работать с текстом и зачем?

Сегодня на уроке вы будете выполнять все эти действия.

1-ый этап-выявление информации.

Что необходимо для этого? Как поверить внимательно ли вы читали? (задать вопросы к тексту)



2. Постановка учебной задачи.

Действительно очень важно уметь отвечать на вопросы, но еще важнее и сложнее уметь их задавать .Темой нашего урока будет высказывание философа Ф. Бэкона: «Умный вопрос — половина знания».

Запись темы урока в тетрадь.

Как вы понимаете данное высказывание? (понимание важности постановки правильных и полезных вопросов к тексту).

Определите цель урока. (Запись на доске и в тетрадях)

Учиться задавать различные вопросы к тексту.

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Вспомните, какие виды вопросов вы знаете? (продуктивные и репродуктивные)

Чем они отличаются?

Вернемся к началу урока, когда вы будете задавать продуктивные вопросы, а когда репродуктивные? (на 1-м этапе-репродуктивные ,

2-ой,3-ий этапы – продуктивные)

Какие вопросы задавать сложнее и отвечать на них? (продуктивные)

Почему?

Теперь обратимся к тексту.

Потренируемся в постановке вопросов на примере исторической легенды.(раздается текст на каждую парту)

4. Применение и закрепление имеющихся знаний.

Чтение текста учителем.

О боге Осирисе и происхождении фараонов

В древние времена в Египте правил бог Осирис. Люди в то время вели кочевой образ жизни, не знали земледелия, поэтому часто голодали и поедали друг друга. Осирис обучил людей земледелию, виноградарству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов. Он научил их пению, танцам, музыке и отучил поедать друг друга. Осирис был добрым богом, зато его брат бог Сет был богом зла и коварства. Он любил войны и разрушения и поэтому желал гибели Осирису, старавшемуся улучшить мир и изгнать из него зло и жестокость. Сет коварно убил своего брата, но Осирис воскрес и с тех пор стал хозяином подземного мира, куда попадают после смерти души людей. На земле у Осириса осталась жена — богиня Исида. Она родила от него сына Гора. Египтяне изображали его в виде человека с головой сокола. Гор отомстил Сету и унаследовал от своего отца царскую власть и небесный престол.


Сформулируйте 2—3 продуктивных вопроса к тексту, запишите их в тетрадь. (Устная проверка) Ответы подтвердите цитатами из текста.


Например:

• о каких египетских богах идѐт речь в тексте?

• какими качествами обладали египетские боги?

• что сделал для людей бог Осирис?

• как Сет смог убить Осириса, ведь боги бессмертны?

• почему Осирис после своего воскрешения стал правителем подземного царства?

• как произошло воскрешение Осириса?

• если Гор отомстил Сету, то можно ли его считать добрым богом?

• что может означать смерть и воскрешение Осириса?



Что удалось проверить с помощью этих вопросов? (внимательно ли прочитали текст)


Физ. минутка.

Прием «Верные и неверные утверждения» по тексту.

1.В Древнем Египте правил бог Сет. (Нет)

2.Осирис обучил людей земледелию. (Да)

3. Осирис был отцом Сета. (Нет)

4. Исида была женой Сета. (Нет)

5. Осирис был добрым богом. (Да)

6.Осирис убил Сета. (Нет)

7.Гор – это сын Осириса. (Да)

8.Гора изображали в виде человека с головой орла. (Нет)

А теперь задайте репродуктивные вопросы? (чтение вопросов учащихся)

Неправильно построенные вопросы


Что проверяется при ответах на данные вопросы? (уровень понимания текста)

Определите главную мысль текста

Где обычно отражена главная мысль текста?

Придумайте заголовок к тексту.

Посмотрите какие вопросы я задала к этому тексту, обратите внимание на их построение.

Примеры : Слайд 2

специальный — можно ли считать верным, что Осирис был убит Сетом за доброе отношение к людям? Что необходимо знать чтобы ответить на первый вопрос? (выявить необходимую информацию и объяснить её, то есть сделать выводы) вопрос на «4»


начинается с тезиса — известно, что фараона в Египте называли живым богом. Поступкам, какого бога — Сета или Осириса следовал фараон, если их отношение к людям было таким разным? На что похож этот вопрос? (на тезис, требующий доказательств) вопрос на «5»


разделительный — если Осирису удалось воскреснуть, то почему он не вернулся к управлению Египтом, а стал правителем подземного царства? Вопрос на «5»

Как построен данный вопрос? (условно можно разделить на части)

Составление схемы продуктивных вопросов (самостоятельно в тетрадях)

Слайд 3


6. Самостоятельная работа.

Ответьте на любой из данных вопросов письменно на оценку.(ответ должен быть полный)


7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Познакомьтесь еще с одним текстом, с ним вы будете работать дома. (раздача текста каждому ученику). Тематика этого текста очень близка предыдущему.

Вам нужно будет прочитать текст, задать к нему один продуктивный вопрос и ответить на него письменно.


Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе есть не что иное, как древнейшее сказание земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Согласно ему, бог плодородия Осирис некогда был царём Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царём мёртвых. Наследником его на земле, царём живых стал Гор.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная церемония: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресение. В Древнем царстве

осирийские ритуалы относились только к особе фараона, но позже так стали хоронить любого знатного и богатого человека.

Постановка таких вопросов и ответы на них позволят задуматься над поступками героев и их последствиями, помогут лучше понять природу добра и зла.

Выставление оценок за урок.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).



В конце урока, как всегда, мы должны его оценить. Если Вам на уроке все было понятно, выберите и прикрепите красный листок, если не очень понятно – зеленый, если совсем ничего не понятно-синий .

Урок окончен, можете быть свободными.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никулина Ольга Алексеевна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства