kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку "ГЛАГОЛЫ ЛИ СЛОВА «ЛЕЖАТЬ», «СИДЕТЬ»? А «БЕГ» И «ХОДЬБА»?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам по УМК "Гармония" автор Соловейчик. На уроке дети учатся отличать существительные от глагола. В рамках данного урока сопоставляются "Конфликтные" глаголы и имена существительные, знакомятся с различными значениями глаголов в будущем времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "ГЛАГОЛЫ ЛИ СЛОВА «ЛЕЖАТЬ», «СИДЕТЬ»? А «БЕГ» И «ХОДЬБА»?"»

Тема урока: глаголы ли слова «лежать», «сидеть»?
А «бег» и «ходьба»?

Учитель начальных классов Кривокрисенко Светлана Владимировна

Цель: уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым следует определять принадлежность слова к той или иной части речи, развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность при письме.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

1) -Послушайте внимательно стихотворение. О какой части речи идет речь в нем?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи идет речь? ( о глаголе).

-Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?

-Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.

Сегодня мы с вами обобщим, что узнали о глаголе.

-Прочитайте вопросы, на которые мы должны найти ответ.

Орфографическая минутка.

Б..лить, б..лезнь, гр..бник, приг..рюнился, уг..стить, г..стиница, загр..зняешь, гр..за.

– Какая орфограмма встретилась во всех словах? Как ее решили?

– Какие 2 группы можно составить из этих слов?

III. Сообщение новой темы.

– Как вы отличаете имя существительное от глагола?

Признаки

Существительное

Глагол

1. Обозначает предмет

1. Обозначает действие

2. Отвечает на вопросы: кто? что?

2. Отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что делать?

3. Изменяется по числам, по падежам

3. Изменяется по числам, по временам

– Найдите из орфографической минутки пару родственных слов, состоящую из глагола и существительного.

– Докажите, что это разные части речи.

– А вот Антон легко решил эту «Орфографическую задачу». Прочитайте об этом на с. 97 учебника. Прав ли он?

– Что вы думаете о словах лежать, сидеть, бег, ходьба? (Хоть они все называют действие, но они разные части речи.)

– Так что важно при определении части речи?

  1. Чтение сообщения из упр. 254.

  2. Главные различия в изменении частей речи – упр.255.

  3. Наблюдение за изменением слов по временам или по падежам. Упр.256.

(дети записывают слова лежать, сидеть, бег, ходьба и предполагают, как изменяются: по временам или по падежам, указывают часть речи).

Проверка.

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

И. п. что? Ходьба

Р. п. нет чего? ходьбы

Д. п. к чему? К ходьбе

В. п. люблю кого? Что? Ходьбу

Т. п. увлекаюсь чем? Ходьбой

П. п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

- Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать».

Что делаю? Лежу - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с. 150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…

- А бег и ходьба – это…

IV. Закрепление изученного материала.

1. – Сколько необходимо выполнить действий, чтобы определить, какой частью речи является слово?

Игра «Сортировщики».

– Распределите слова по 3 группам: существительные, прилагательные и глагол.

Зелень, зеленеть, синий, зелёный, друг, синеть, дружный, синева, дружить.

Самопроверка с доски.

– Что можете сказать о словах каждого столбика? Что общего? (Это слова родственные, только разных частей речи.)

2. Письмо по памяти:

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.

– Определите, если сможете, у всех слов части речи.

– Найдите родственные слова. Докажите, что это слова разных частей речи

3. – Образуйте от данных слов родственные слова другой части речи.

боль –

бег –

холод –

гадание –

4. «Не заметил глагол – пропустил гол».

– Сейчас комментатор включит свой микрофон и начнет рассказывать про матч. Если в течение рассказа вы услышите глагол, то хлопайте в ладоши (имейте в виду, что репортаж шуточный).

Мы начинаем наш репортаж. Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает мяч у Фы. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь, перевязывает коленку. Вратарь Шу волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает удар. Болельщики аплодируют и свистят. Счёт 1:0 в пользу жёлтых мордиков. На этом мы с вами прощаемся.

– Вы теперь сможете отличить глагол от других частей речи?

V. Итог урока.

– Продолжите мое предложение:

Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно…

Домашнее задание: упр.258

Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

- Ребята, у кого осталось хорошее настроение? Следовали мы девизу урока?

(Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь.)

- Оцените свою работу на уроке на лесенке знаний:

  • зелёный цвет - кто при изучении темы получил прочные знания и не допустил ошибок;

  • жёлтый цвет – кто имеет хорошие знания, иногда допускал ошибки;

  • красный цвет – кто испытывал трудности при выполнении заданий.

Учитель оценивает деятельность детей на уроке.

- На уроках русского языка мало уметь писать, надо уметь думать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кривокрисенко Светлана Владимировна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства