- Запишем это слово, обращая внимание на правильное написание букв и соединений. Поставим ударение.
- Какие орфограммы в этом слове нужно запомнить? (Безударные гласные о, и.)
3. Подберите родственные слова к этому слову, определите корень. (Товарищеский, товарищество)
4. Какие пословицы со словом товарищ вы знаете? (Сам погибай, а товарища выручай.)
III. Самоопределение к деятельности
- Какие изученные орфограммы в этом предложении?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
IV. Проведение игры-викторины (слайд 2)
1-й конкурс (слайд 3)
- Самостоятельно выполните задание на индивидуальных карточках. Впишите в клеточки слова, соответствующие их лексическому значению. (Приложение 1)
- Определите, какие орфограммы есть в словах..
(За каждое угаданное слово – 1 балл)
Физкультминутка (упражнения по офтальмотренажеру В. Базарного для снятия напряжения глаз и мышц шеи)
2-й конкурс (слайд 4)
Работа в группе
- Прочитайте предложения и дополните их словами, которые вы записали на индивидуальных карточках. Если надо, измените форму слова или подберите к нему однокоренное слово. (Приложение 2)
- Составьте из этих предложений стихотворные тексты и запишите их в рабочие тетради.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
В ходе выступления каждая экспертная группа или её представитель прочитывают составленный стихотворный текст. (Учитель задаёт ребятам вопросы, обобщающие знания детей о правописании буквосочетаний с шипящими)
Раз и два, вперед прогнуться. (Движения по тексту)
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
4-й конкурс (слайд 7)
Письмо под диктовку
- Послушайте загадки, запишите слова-отгадки:
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка.)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.)
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Угадайте, что за птичка —
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Иду по грядкам, рву без счета, а все цело. (Чтение.)
(Самопроверка - слайд 8. Рефлексия при помощи сигнальных карточек. За каждую отгадку – 1 балл.)
V. Подведение итогов викторины, объявление результатов (слайд 6)
Домашнее задание: Стр. 15, з. 2, 3 (на выбор) – слайд 9
VI. Итог урока
- Что нужно помнить при написании буквосочетаний с шипящими звуками? Рефлексия
- Ребята, сейчас мы с вами посадим дерево знаний. Оцените свои достижения на уроке:
Сидим за партой, если не уверены в своих силах.
Встаем, если хорошо усвоили материал.
Поднимаем руки, если уверены в своих знаниях.(слайд 10)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(Индивидуальные карточки)
Приспособления, которые надевают на ноги для ходьбы по снегу.
Л
И
Певчие птицы отряда воробьинообразных, с серым клювом и зеленовато-жёлтой окраской перьев.
Ч
И
Неядовитые змеи, отличительной чертой которых являются два больших светлых пятна, расположенных по бокам головы.
У
И
Род человекообразных обезьян с сильными короткими ногами и очень длинными мускулистыми руками.
Ш
Е
Травма, полученная в результате падения или удара.
У
Б
Водоплавающая птица с мягким густым оперением и короткими ногами.
Ч
Небольшой сосуд с ручкой, из которого пьют.
Ч
Сосуд, в котором кипятят воду для чая.
Ч
К
Приспособление для освещения из твёрдого горючего материала с фитилём внутри.
С
А
Драгоценности, дорогие вещи, которые бережно хранят, а иногда прячут.
С
А
Свободное от строений пространство в городе, селе, от которого в разные стороны идут улицы.
П
Ь
Издавать писк.
П
Ь
Человек из чужой страны.
Ч
Ц
Необычайные и необъяснимые явления и превращения.
Ч
А
Горшок из чугуна.
Ч
К
Хищная пресноводная рыба.
Щ
А
Детёныш щуки.
Щ
К
Подвижные выросты тела у многих представителей беспозвоночных животных (осьминоги, кальмары, коралловые полипы), служащие для добычи пищи или органами чувств.
Сжимать веки, прикрывая глаза.
Маленькие дети.
Птица, обитающая на морских просторах, внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов.
Слова и их лексические значения.
Лыжи – приспособления, которые надевают на ноги для ходьбы по снегу.
Чижи – певчие птицы отряда воробьинообразных, с серым клювом и зеленовато-жёлтой окраской перьев.
Ужи – неядовитые змеи, отличительной чертой которых являются два больших светлых пятна, расположенных по бокам головы.
Шимпанзе – род человекообразных обезьян с сильными короткими ногами и очень длинными мускулистыми руками.
Ушиб – травма, полученная в результате падения или удара.
Ерши – рыбы семейства окунёвых, различные виды которых обитают в реках и морях.
Чашка – небольшой сосуд с ручкой, из которого пьют.
Чайник – сосуд, в котором кипятят воду для чая.
Свеча – приспособление для освещения из твёрдого горючего материала с фитилём внутри.
Сокровища – драгоценности, дорогие вещи, которые бережно хранят, а иногда прячут.
Площадь – свободное от строений пространство в городе, селе, от которого в разные стороны идут улицы.
Пищать – издавать писк.
Чужестранец – человек из чужой страны.
Чудеса – необычайные и необъяснимые явления и превращения.
Чугунок – горшок из чугуна.
Щука – хищная пресноводная рыба.
Щурёнок – детёныш щуки.
Щупальца – подвижные выросты тела у многих представителей беспозвоночных животных (осьминоги, кальмары, коралловые полипы), служащие для добычи пищи или органами чувств.
19. Щуриться – сжимая веки, прикрывать глаза.
20. Чайка – птица, обитающая на морских просторах, внутренних водоёмах, а также в пределах населённых пунктов.