- расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи
наречий.
Воспитательные:
- на материале текста создать условия для воспитания любви к
родной природе;
- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры
ответа;
- воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
- толковый и этимологический словари;
- презентация;
- текст на карточках;
- карточка со словами в бутылке;
- распечатанный домик на цветной бумаге;
- белый халат, учебник по русскому языку;
- картина В.М. Васнецова «Алёнушка»;
- эмблема команды «Непобедимые»,
- подготовленные вопросы у журналиста.
Огрмомент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз.
К чему слова, без промедленья,
Мы начинаем наш урок.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море ненастоящее, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле.
В первую очередь запишите в тетрадях дату нашего путешествия и маршрут (тема).
Не зря говорят, что знания – это сила, и эту силу необходимо правильно применять. Поэтому цель нашего урока – проверить, какой же силой мы обладаем, показать свои знания о наречии, проявить смекалку, чувство ответственности.
Есть пословица: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Как капитан корабля предлагаю название «Непобедимые». Вы со мной согласны?
Актуализация знаний учащихся.
- Чтобы корабль вышел в море по намеченному пути к стране изученных наречий, необходимо понять, о какой части речи говорит Павел Чесноков:
Иногда бывает Вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
Ответ учащегося.
- А что такое наречие? (Ответ учащегося)
- Наш шкипер подготовил информацию из словарей о наречии.
1. Сообщение учащегося о наречии.
Ученик: Наречие является переводом латинского термина адвербум, которое означает «приглаголивание», т.е. главное назначение наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом, уточнять его. Русские грамматисты при переводе использовали слово «речь», которое в древности называли глагол, и приставку на-, так и получилось - наречие.
Звучит песня «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»
Работа по карточкам. Разбор предложения у доски.
- Вот и первый риф. Чтобы его преодолеть, вы должны выписать из текста все наречия, сделать синтаксический разбор последнего предложения.
Медленно поднимается солнце. Оно всходит рано ярким светом. Сначала это огненное чудо пригревает землю, по-дружески смотрит на распускающиеся цветы, весело улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ослепительно сверкает и горячо припекает. Солнце без устали трудится весь день, щедро даря тепло и радость.
Проверяем, потом ученик у доски делает синтаксический разбор предложения.
Расшифровка текста.
- Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка, в ней послание. Попробуем его разгадать. Вам необходимо объяснить правописание наречий.
Работа с домиком. Творческое задание. Проверка домашнего задания.
- Ой-ой-ой! Корабль во время маневра получил пробоины. Нужно немедленно их закрыть.
Дома вам нужно было подобрать фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? (Ответ ученика)
А теперь заселим домик фразеологизмами и подселим к ним соседей-наречия.
Положа руку на сердце
Честно
На край света
Далеко
Рукой подать
Близко
Как в аптеке
Точно
Черным по белому
Ясно
Битый час
Долго
Бок о бок
Рядом
На вес золота
Дорого
Как снег на голову
Внезапно
Черепашьим шагом
Медленно
Душа в душу
Дружно
На всю Ивановскую
Очень громко
Каждый учащийся называет свой фразеологизм, потом наречие.
- Но вот корабль починили, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным посмотрите инсценировку.
5. Инсценировка.
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем тут ошибки?
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 7 Бы
- Бы ? Не знаю такого класса, А дружно вы живёте в своём классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно и весело…А хорошо учитесь-то?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит…Да , болезнь серьёзная, У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник грамматики русского языка.
6. Работа с учебником.
- Итак, пришло время проверить курс. Юнга, что на пути следования?
Юнга: Наречие раздружилось с частями слов и отгородилось от них дефисом. Необходимо срочно рассказать о написании наречий через дефис и выполнить упражнение № ___.
Ответ 1 ученика, второй у доски.
7. Работа по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».
- Нас ожидает спокойное плавание правильным курсом. А так как на море штиль, предлагаю всей команде заняться творческой работой по картине Виктора Васнецова «Алёнушка». На картине мы видим героиню одноименной сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов.
Составьте по данной картине словосочетания с наречиями, запишите их в тетрадь.
Последовательность описания картины:
- Алёнушка (главное на картине)
- природа (которая её окружает)
1. Алёнушка: а) одежда; б) поза; в) выражение лица.
Природа: а) озеро; б) лес.
Одета: (просто, по-деревенски)
Поза: (сидит одиноко, неподвижно, волосы небрежно падают на плечи)
Лицо: (большие карие глаза широко открыты, смотрит печально, мечтательно)
Тёмная стена леса (стоит тихо, таинственно. Ели стройно тянутся вверх.)
Грустно сидит она, положив голову на руки. В предчувствии недалёкой зимы сумрачно насупилось и тяжело нависло низкое осеннее небо. Неподвижен и тёмен пруд, в его таинственной глади лишь смутно отражается сарафан Алёнушки. Но не всё мрачно в пейзаже, окружающем Алёнушку. В отдалении видны ёлочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе - стройные осинки.
Осинки стоят совсем недалеко от девочки и под набегающим ветерком, осыпая Алёнушку золотыми листьями, словно шепчут ей: « Не плачь, не горюй!» А стебли камыша слева от девочки и на переднем плане картины совсем твёрдые, жёсткие и прямые, будто хотят сказать ей, чтобы она не плакала и выпрямилась так, как они.
-Скажите, для чего нужны наречия?
Ученик: Тексты не могут существовать без наречий, они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому.
Подведение итогов.
- Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но чтобы пристать к берегу, нужно решить ещё одну задачу. На нашем корабле находится журналист! И он хотел бы вам задать пару вопросов.
Журналист:
- Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)
- Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?
- Почему «нелепо» нужно писать слитно?
- Когда в приставках наречий пишется И, а когда Е?
- Когда пишется О, а когда Е после шипящих на конце наречий?
- Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце наречий?
- Вот и долгожданная пристань!!! Добро пожаловать в Страну изученных наречий!
Домашнее задание. Комментирование.
Выставление оценок. Комментирование.
Чтение стихотворения всеми учащимися наизусть.
Наречия мы твердо изучили.
А это было сложно, скажет всяк.
Решительно за знаньем поспешили,
Его не купишь в магазине ты никак.
Черта подведена и вывод ясен,
И мы не попадем уже впросак.
ЕГЭ сдадим и будет все отлично:
Вот так!Вот так!Вот та-а-а-к!
- Юнга, необходимо раздать всем пассажирам и команде нашу эмблему на память о нашем славном путешествии!