Тема урока: Состав слова. Суффикс.
 Цель урока: познакомить с новой частью слова суффиксом и его значением;
 формировать умение выделять суффиксы в словах, познакомить со словообразующей ролью суффиксов.
 Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
 Воспитывать интерес к русскому языку.
 Наглядность :Таблицы, схемы, сигнальные карточки, картинки.
  Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учеников.  
 Здравствуй, великий,  
  Здравствуй, могучий,
 Здравствуй любимый, русский язык!
 1. Орфографическая разминка «Найди ошибки».
 Торд
 Канфета
 Лимон
 Марковь
 Мароженое
 Вишня
 2.Блиц-опрос
 1. Какая наука о языке изучает части слова?
 2. Из чего состоит слово?
 3. Что такое основа?
 4. Что такое окончание?
 5. Что входит в основу слова?
 6. Что такое корень?
 7. Какие слова называются однокоренными?
 8. Что такое приставка?
 9. Чем отличаются приставки о т предлогов?(Работа по таблице: Приставки и предлоги)
 Приставка   Предлоги
 Входить В городе(где?)  
 Избежать У школы(У чего?)
 Улетать Под диваном(Под чем?)
 Поднос Над столом(Над чем?)
 Надрез  
  
 3. Работа в группах.
 Задание №1
 1-ая группа. Выделить приставки и предлоги.
 Вышли из домика, пошли по дороге, дошли до речки, перешли через мостик.
 2-ая группа. Выделить приставки и предлоги
 Прошли еще немного, обошли большую лужу, подошли к домику, зашли, вошли в домик.
 Задание №2
 Определите в словах основу, выделите основу и окончание.
 1-ая группа.
      | Слово | Мягкая основа | Твердая основа | 
  | Поле | 
 | 
 | 
  | Река | 
 | 
 | 
  | дом   | 
 | 
 | 
  | Речь | 
 | 
 | 
 
 
 
 2-ая группа.
      | Слово | Мягкая основа | Твердая основа | 
  | Родная | 
 | 
 | 
  | Синяя | 
 | 
 | 
  | Белая | 
 | 
 | 
  | Смелая | 
 | 
 | 
 
 
 
 Задание №3
 С помощью однокоренных слов составить предложения.
 1-ая группа. С корнем - сад –  
 2-ая группа. С корнем - лёт –  
 Защита кластера учениками.
 III.Новая тема. Сообщение темы и цели урока.
 1.Объяснение учителя о суффиксе как часть слова.
 Что такое суффикс?
 Где стоит в слове?
 Для чего служит в нашем языке?
 Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
 

 Таблица №1 «Суффиксы».
Таблица №1 «Суффиксы».
  
Ик
 Онок
 Ёнок
 Ят
 
 
   Тель
 Щик
 Ир
 Ёр
 Ист
 Чик
 Ник
  
 
 
 
   К
 Ик
 Ок
 Ушк
 Юшк
 Ишк
 Ышк
 Чик
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
 
 
 2.Работа по таблице.  
 футбол-футболист  
 шерсть-шерстяной
 камень-каменщик
 кожа-кожаный  
 3. Объяснение учителя о суффиксах - чик,- щик. Работа по таблице.
  - Чик пишется после д,т,з,с,ж, а в остальных случаях пишется суффикс – щик.
 


![]()
 После
 После
 д,т,з,с,ж
 
 
  - чик
 4.Определить в каком слове пишется суффикс – чик,- щик.
 Ученики показывают красные и синие сигнальные карточки
 Доклад ……
 Груз ……
 Камен ……
 Набор …….
 Перевод …….. – чик -  
 Рассказ ……. – щик -
 Свар ………
 Лёт ……..
 Развед …….
 5.Физминутка
 6.Подбери к корням суффикс. Слова записывают на доске и в тетради.
 Футбол –  
 Фигур –  
 Хоккей – - ист  
 Бег – - ун
 Лыж – - ник
 Плов – - ец
 Бокс – - ер
 
 
 IV. Игра «Найди лишнее слово».
 1.Хвостище,усище,глазище,носики.
 2. Лесок, садок, мячик, листок.  
 3.Гусёнок,рыбка,утёнок,лисенок.
 V. Итог утрока.
 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
 - Что такое суффикс?
 -Назовите суффиксы
 VI. Домашнее задание.  
 VII.Выставление оценок.
 VIII.Рефлексия. Ученики пишут рефлексию об уроке.