Тема урока: Состав слова. Суффикс.
Цель урока: познакомить с новой частью слова суффиксом и его значением;
формировать умение выделять суффиксы в словах, познакомить со словообразующей ролью суффиксов.
Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Наглядность :Таблицы, схемы, сигнальные карточки, картинки.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учеников.
Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй любимый, русский язык!
1. Орфографическая разминка «Найди ошибки».
Торд
Канфета
Лимон
Марковь
Мароженое
Вишня
2.Блиц-опрос
1. Какая наука о языке изучает части слова?
2. Из чего состоит слово?
3. Что такое основа?
4. Что такое окончание?
5. Что входит в основу слова?
6. Что такое корень?
7. Какие слова называются однокоренными?
8. Что такое приставка?
9. Чем отличаются приставки о т предлогов?(Работа по таблице: Приставки и предлоги)
Приставка Предлоги
Входить В городе(где?)
Избежать У школы(У чего?)
Улетать Под диваном(Под чем?)
Поднос Над столом(Над чем?)
Надрез
3. Работа в группах.
Задание №1
1-ая группа. Выделить приставки и предлоги.
Вышли из домика, пошли по дороге, дошли до речки, перешли через мостик.
2-ая группа. Выделить приставки и предлоги
Прошли еще немного, обошли большую лужу, подошли к домику, зашли, вошли в домик.
Задание №2
Определите в словах основу, выделите основу и окончание.
1-ая группа.
Слово | Мягкая основа | Твердая основа |
Поле | | |
Река | | |
дом | | |
Речь | | |
2-ая группа.
Слово | Мягкая основа | Твердая основа |
Родная | | |
Синяя | | |
Белая | | |
Смелая | | |
Задание №3
С помощью однокоренных слов составить предложения.
1-ая группа. С корнем - сад –
2-ая группа. С корнем - лёт –
Защита кластера учениками.
III.Новая тема. Сообщение темы и цели урока.
1.Объяснение учителя о суффиксе как часть слова.
Что такое суффикс?
Где стоит в слове?
Для чего служит в нашем языке?
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Таблица №1 «Суффиксы».
Ик
Онок
Ёнок
Ят
Тель
Щик
Ир
Ёр
Ист
Чик
Ник
К
Ик
Ок
Ушк
Юшк
Ишк
Ышк
Чик
2.Работа по таблице.
футбол-футболист
шерсть-шерстяной
камень-каменщик
кожа-кожаный
3. Объяснение учителя о суффиксах - чик,- щик. Работа по таблице.
- Чик пишется после д,т,з,с,ж, а в остальных случаях пишется суффикс – щик.
После
д,т,з,с,ж
- чик
4.Определить в каком слове пишется суффикс – чик,- щик.
Ученики показывают красные и синие сигнальные карточки
Доклад ……
Груз ……
Камен ……
Набор …….
Перевод …….. – чик -
Рассказ ……. – щик -
Свар ………
Лёт ……..
Развед …….
5.Физминутка
6.Подбери к корням суффикс. Слова записывают на доске и в тетради.
Футбол –
Фигур –
Хоккей – - ист
Бег – - ун
Лыж – - ник
Плов – - ец
Бокс – - ер
IV. Игра «Найди лишнее слово».
1.Хвостище,усище,глазище,носики.
2. Лесок, садок, мячик, листок.
3.Гусёнок,рыбка,утёнок,лисенок.
V. Итог утрока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое суффикс?
-Назовите суффиксы
VI. Домашнее задание.
VII.Выставление оценок.
VIII.Рефлексия. Ученики пишут рефлексию об уроке.