1.Актуализация знаний. Уметь различать слова-названия предметов, слова-названия действий, повторить написание словарных слов. | - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Желаю успехов вам и удач. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики -Начнём нашу работу с загадок, я загадываю, вы записываете в тетрадь отгадки. Открыли тетради, сели соблюдая правила письма. Как мы будем писать слова? Подготовим руки к письму.(физминутка) Загадки. Зимой заклеено оно, А летом открывается. Оно кончается на «О» И так же начинается. На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется -…
Чтоб зимой пойти гулять, Надо долго надевать: Сапоги, носочки, Варежки , платочки. А ещё надену что? Да, конечно же, ... ! В шкурке жёлтой, Кислый он, Называется … -Какие слова вы записали? -Какие слова мы называем словарными? -Поставьте ударение, подчеркните гласную, которую мы должны запомнить одной чертой. -Проверьте по доске. (Слайд 2) -Оцените себя по волшебной линеечке, по критериям правильности. -Кто оценил себя на высоком уровне, среднем? Почему? -Следующее задание для вас приготовила Маша. (Слайд 3) Распределите слова в два столбика. -Какие слова мы изучили на предыдущих уроках? -Что обозначают слова – предметы? -На какие вопросы отвечают слова – названия предметов? -Как мы обозначаем их схематически? -Что обозначают слова – действия? -На какие вопросы отвечают слова – названия действий? -Как обозначаются слова –названия действий схематически? -Слово «кислый». На какой вопрос отвечает это слово? Что оно называет? -Почему мы не смогли отнести это слово ни к слову-предмету, ни к слову - действию предмета? Может это слово называет еще что-то? -Посмотрите, Маша тоже с нами согласна. (Слайд 3) -С какими словами мы будем сегодня работать? Какая тема урока?(Слайд 4) | -Соблюдая критерии правильности окно картина пальто лимон -Словарные -Слова, которые мы должны запомнить. Высказывания детей -Слова-предметы, слова – действия. -Это слова – названия предметов. -Они отвечают на вопросы: кто? что? -Они обозначаются прямоугольником с одной чертой. -Они обозначают действие предмета. - Они отвечают на вопросы: что делает? что делают? - Эти слова обозначаем прямоугольником с двумя чертами. -Какой? -Оно называет признак предмета. -Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, которые обозначают признаки предметов. Тема урока: Слова-названия признаков. | Личностные: (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Познавательные (логические: обобщение) Коммуникативные (монологические высказывания детей) Познавательные (высказывание предположений, классификация объектов) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (самооценка) Познавательные (знаково-символические) |
2.Целеполагание Учиться, исходя из темы урока, определять учебно-практическую задачу урока, планировать свою деятельность на уроке. | -Какую цель мы поставим на уроке? (Слайд 4) -Давайте составим план урока, который поможет достичь цели урока. Что мы должны выяснить о словах-признаках? | -Расширить знания о словах- признаках. План: - Что они обозначают? - На какие вопросы отвечают подобные слова? - Как их подчеркивать? - Какова роль этих слов в языке? - Оценить свою работу. | Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (умозаключение) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) Коммуникативные (взаимодействие) |
3. Изучение нового материала. Уметь различать слова-названия признаков, уметь задавать вопросы к этим словам, обозначать их на схеме. Развивать умения извлекать информацию из разных источников (учебник, иллюстрации), делать простейшие выводы. | 1 этап урока: Что обозначают слова-признаки? -Посмотрите еще раз на эти слова и скажите с каким словом может дружить слово «кислый»?(Слайд 3) -Опишите этот предмет. Какой он по цвету, по форме, по вкусу?(Слайд 5) -Что вы сейчас назвали? (предметы, действия или признаки) -Значит, слова «желтый», «Круглый», «кислый» это признаки предметов. -Значит, что обозначает слово-признак? 2 этап урока: На какой вопрос они отвечают? -Посмотрите на доску. Какой признак имеют предметы по цвету? (Слайд 6) Подобрать к словам – предметам слова- признаки с помощью вопроса. Физминутка -Какую цель мы поставили на уроке? - Вспомним, что произошло в Волшебном лесу? (Слайд 7) - Как мы вместе с Машей и Мишей спасали животных?(Слайд 8) - Пришла пора возвратить животным признаки. Работа по учебнику с. 15. Чтение текста учителем. - А теперь, - сказал Ворон, - надо вернуть животным признаки. Например: большой колючий ёж. Ниже даны слова-названия признаков. Прочитайте их. - Задайте от слова «шмель» к слову «мохнатый» вопрос. - Вернитесь к списку из шести животных. Начиная с медведя, примеряй к ним указанные слова-названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой? Выберите из списка слова, чтобы рассказать о медведе. А теперь расскажите о еже, петухе, коте. -Посмотрите в учебнике, как мы будем подчёркивать слова- признаки? - Как обозначаются на схеме? -Давайте обобщим, что мы узнали на трех этапах урока.(Слайд 9) Динамическая пауза. ( Игра с мячом) - Я буду называть слово- название предмета, а вы подходящее по смыслу слово- название признака.( шарик, ручка, мама, собака, медведь, цветок, помидор, кот) | -Кислый лимон Высказывания детей. -Признаки. -Обозначает признак предмета. Лисица (какая?) рыжая Василек (какой?) синий Туфли (какие?) красные Солнце (какое?) желтое -Расширить знания о словах- признаках. .- Анишит Йокоп лишила животных способности действовать. - Мы помогли их расколдовать, вернули им способность действовать Читают слова из учебника. - Шмель (какой?) мохнатый. - Медведь большой, косолапый, хищный, прожорливый, мохнатый, пушистый, бурый, крупный. Дети подбирают слова – признаки, чтобы рассказать о еже, петухе, коте. -Волнистой линией. -Они обозначаются прямоугольником с волнистой линией. -Слова – признаки –обозначают признак-предмета, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, подчеркиваем их волнистой линией. | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Коммуникативные (взаимодействие) Познавательные (информационные: извлечение информации) Коммуникативные (монологические высказывания детей) |
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля. Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; работать со схемами; осуществлять действия самоконтроля, учиться взаимодействовать в паре. | 4 этап урока:- Какова роль этих слов в языке? Выполним задания. Составьте по картинке и по схеме предложение. (Слайд 10) Работа в паре. У вас на парте конверты с карточками. Составьте по картинке предложение и его схему.(Слайд 11) По картинке составьте предложение. Спишите в тетрадь. Подчеркните слова. Проверьте с доской.(Слайд 12) - Назовите первое слово, второе, третье. - Как пишутся слова друг от друга в предложении? - С какой буквы начинается предложение? - Я прочитаю вам текст сначала без слов- названий признаков. (Слайд 13 ) - А сейчас - со словами-названиями признаков. (Слайд 14) - Какой текст вам больше нравится? Почему? - Какова же роль слов-названий признаков в русском языке? Зачем они? | -Рыжий кот спит. -Поёт серенькая птичка. -Маленькая девочка рисует. Ответы детей. - Раздельно. - Предложение начинается с большой буквы. Дети высказывают своё мнение. - Слова- названия признаков делают нашу речь яркой, выразительной, более точной. | Коммуникативные (монологические высказывания детей) Регулятивные (контроль) Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (логические: наблюдение, умозаключение) Познавательные (знаково-символические) Коммуникативные (речевые высказывания) Познавательные (логические) |
5. Рефлексия Формировать умения осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия. | -Какую цель ставили на уроке? -Удалось её решить? -Посмотрите на план. Все пункты выполнены? -Что обозначают слова-признаки, на какие вопросы отвечают, как будет обозначать схематически их. - Продолжите фразы: - На этом уроке я узнал … – Я запомнил… – Мне понравилось… - Меня заинтересовало… (Слайд 15) | -Расширить знания о словах- признаках. Высказывания детей. - Нет. Нужно оценить свою работу на уроке. -Слова – признаки –обозначают признак-предмета, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, подчеркиваем их волнистой линией. Высказывания детей. С помощью методики незаконченного предложения делают рефлексию своей деятельности на уроке. | Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (самооценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) |