Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведении обобщающего урока по теме «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных». На уроке используются различные виды деятельности, позволяющие создать условия для реализации познавательной активности учащихся, развития интереса к русскому языку, стремлению глубоко и осознанно изучать предмет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока-семинара по русскому языку
в 4 классе
«Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк
2015 г.
Задача.
Обобщить знания учащихся об именах существительных и прилагательных.
Цели.
Углубить знания учащихся о данных частях речи.
Развивать монологическую речь, умение работать в паре.
Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.
Форма работы:в малых группах.
Оборудование: плакат, карточки.
Предварительная работа.
К уроку учащиеся по группам готовятся отвечать на вопросы, данные заранее:
Почему имена существительные и мена прилагательные так названы?
Всегда ли легко различить имя существительное и имя прилагательное? Как мы их различаем?
Назовите постоянные и непостоянные признаки этих частей речи. Какого рода имя существительное СИРОТА? Что можно сказать о таких существительных?
Какова роль имён существительных и прилагательных в предложении?
Каких частей речи в русском языке больше? Проведите исследование по словарю, по произведениям художественной и научно-популярной литературы.
Группа выбирает вопрос. Количество вопросов зависит от количества групп. Учитель помогает всем.
Ход урока.
I. Сообщение задачи урока.
II. Упражнения:
1. Урок начинается с работы над текстом.
На доске текст:
Солнце синее пылает.
Лебедь синий вдаль плывёт.
Чайка синяя взлетает,
В синеву небес зовёт.
Учитель предлагает прочитать и представить эту картину. (Словесное рисование.)
- Помогите Незнайке. Он задумался: не знает, где имя существительное, где прилагательное?
Учащиеся доказывают, учитывая грамматические признаки данных частей речи: 1) значение (синева – признак как нечто самостоятельное), 2) вопрос,
3) постоянные, 4) непостоянные признаки.
- Что же забыл Незнайка? (Обобщается весь материал о грамматических признаках данных частей речи.) Затем отвечает группа, которая готовилась по первому вопросу, называет используемую литературу.
Далее учитель предлагает эти строки записать, вставить пропущенные буквы, графически обосновать их написание
а также объяснить написание окончаний имён прилагательных. Дети в группе проверяют выполнение задания, затем сверяют с контрольной карточкой. Учитель предлагает выделенные слова разобрать по составу и выясняет, как, при помощи чего образовалось существительное СИНЕВА
(синева синий).
2. Дополняя ответ детей о главной и зависимой части речи, учитель предлагает составить предложение из одного существительного. Дети составляют: Зима. Ночь. Метель. А из одного прилагательного? (Невозможно.) Учитель читает стихотворение А. Фета, в котором изображены картины природы с помощью существительных. Просит подумать, какую картину рисует поэт, как ему удалось это показать.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
Эти ивы и берёзы,
Эти капли, эти слёзы,
Этот лист – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Ученики ярко представили картину весны. Как поэту удалось передать её? Дети очень удивлены и обрадовались возможности передать так ярко картину весны с помощью только имён существительных (учитель сообщил, что их 36, а прилагательных всего два).
По толковому словарю дети узнают значение слова зык, зычный. Зык – звук, гул, звон. Зычный – гулкий, звонкий, голосистый, шумный.
3. Вторая группа отвечает на вопрос, затем предлагает всем стихотворение
А. Барто «Шурка».
Я смотрю – в избе мой брат.
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Представительный такой,
Прямо как военный.
Группа сначала просит доказать, какой частью речи являются выделенные слова, затем дополняет ответ товарищей, называет и другие слова: часовой, мороженое, животное, насекомое, вожатый – существительные, перешедшие из разряда прилагательных. Дети составляют предложение с одним таким существительным и с комментированием его записывают.
4. Третья группа, отвечая на вопрос о непостоянных и постоянных признаках частей речи, подготовила стихотворение «Зайчик»:
В сад пробрался зайчик бойкий,
Не велик он и не мал.
Влез по балке на пристройку
И по крыше побежал.
Этот зайчик непоседа:
То на чердаке соседа
В тёмном мечется окне,
То вдруг скачет по стене.
Ю. Коринец
Группа предлагает стихотворение прочитать и ответить на вопросы:
- О каком зайчике идёт речь?
- Как назвал автор зайчика?
- Какого рода существительное НЕПОСЕДА?
Далее группа рассказывает о таких словах – существительных общего рода.
5. Затем учащиеся в группах выполняют практическую работу. Из текста, записанного на доске, выписывают словосочетания имён существительных с прилагательными, объясняют друг другу и проверяют по контрольной карточке.
Текст.
Первой вызвалась написать картину Зимушка-зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!
Контрольная карточка
В. п. мн.ч. м. р. Т. п. ед. ч. ж. р. Т. п. ед. ч. м. р. В. п. ед. ч.
ср. р. В. п. ед. ч. ж. р. И. п. ед. ч. ж. р. Р. п. ед. ч.
× × ×
чудесное покрывало, чудная картина, у седой чародейки,
м. р. Т. п. ед. ч.
×
тонким льдом.
6. Перед ответом на четвёртый вопрос учитель всему классу предлагает вспомнить стихотворение С. Есенина, записать его, вставить пропущенные имена прилагательные. В группах обсудить их написание.
А по двору метелица
Ковром … стелется.
Но больно холодна.
Воробышки …
Как детки …
Прижались у окна.
Далее следует проверка, ответ четвёртой группы и вывод о роли имён существительных и прилагательных в нашей речи. Учащиеся провели исследование по словарю и рассказали, что в словаре Ожегова на букву «ж», например, 186 существительных, 85 прилагательных, в «Хрестоматии по лите6ратуре» в произведении А. Чехова «Зима», в учебнике «Окружающий мир» в тексте «Природа степей», т.е. в художественном и в научно-популярном текстах имён существительных в три раза больше, чем имён прилагательных.
- А почему так? Дети высказываются, группы дополняют.
7. Итог урока.
Список использованной литературы
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2012.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение, 1991.
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.— М.: АЗЪ, 1995.