Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные сказуемные"»
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока «Придаточные сказуемные предложения »
Автор-составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ»Сосновская СОШ»
Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.
Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях сказуемных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Ход урока:
Оргмомент.
Готовимся к ОГЭ:
Выполните задания:
I. (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…
(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц! (По С.А. Лубенец)*
Из предложений 39–42 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Замените словосочетание «маминого альбома» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
II. (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.
Среди предложений 17–22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
III. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.
1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…
Объяснение нового материала:
Анализ предложения:
Он тот, кого все ждали.
- Расставьте знаки препинания.
- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – он тот., придаточное-
кого все ждали)
- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211 и дополнительный теоретический материал
- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?
(При изучении обратить внимание на выделенный фрагмент)
Дополнительный материал:
Придаточные сказуемные предложенияотвечают на вопросы сказуемых, которые можно задать к именной части сказуемого: какой? каков? кто?
Придаточные сказуемные связываются с главным предложением при помощи союзных слов (что? кто, какой, каков, который и другие) или союзов (чтобы, что и другие)
Придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения. 1) Она та [кто?], кого никто не ждет. [местоимение - сказуемое], (кого – союзное слово).
2) Тишина такая [какая?], какая бывает только перед закатом. [местоимение - сказуемое], (какая – союзное слово). 3) [Каков?] Каков вопрос, таков ответ. (каков – союзное слово), [местоимение - сказуемое].
Придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением (тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все)
Придаточные сказуемные с союзными словами в другой классификации рассматриваются как придаточные местоимённо-определительные. Я тот, кого никто не любит; Каков вопрос, таков ответ.
Поскольку к именной части сказуемого задаются падежные вопросы имени существительного и имени прилагательного, то придаточные сказуемные часто путают с придаточными определительными, дополнительными, подлежащными. Чтобы не ошибиться, нужно определить, каким членом предложения является местоимение – главное слово. В сказуемном придаточном оно может быть только сказуемым. Кроме того, это местоимение нельзя изъять из главного предложения без изменения смысла и структуры главного предложения.
- Предлагается деформированный текст для закрепления:
Подлежащные сказуемные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________