kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные сказуемные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для изучения придаточных сказуемных по УМК под. ред. В.В.Бабайцевой в 9 классе.

Учащимся предлагаются материалы для подготовки к ОГЭ. К уроку прилагается тест для проверки ЗУН учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные сказуемные"»

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока «Придаточные сказуемные предложения »

Автор-составитель: Гаврилова Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ»Сосновская СОШ»

Урок предназначен для УМК под. ред. В.В. Бабайцевой.

Цель урока: усвоение знаний о строении и особенностях сказуемных придаточных предложениях; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Готовимся к ОГЭ:

Выполните задания:

I. (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…

(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц! (По С.А. Лубенец)*


  1. Из предложений 39–42 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

  2. Замените словосочетание «маминого альбома» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


II. (17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.


  1. Среди предложений 17–22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


III. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А Веня это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3) Ну, дают! разозлился Пашка. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…




  1. Объяснение нового материала:


  1. Анализ предложения:

Он тот, кого все ждали.

- Расставьте знаки препинания.

- Охарактеризуйте предложение ( СПП, главное – он тот., придаточное-

кого все ждали)

- Попробуйте определить вид придаточного. ( Учащиеся испытывают затруднение, предлагается им прочитать § 211 и дополнительный теоретический материал

- Сформулируйте тему нашего урока и попробуйте определить цели. Чего мы должны добиться в результате изучения темы?

(При изучении обратить внимание на выделенный фрагмент)

Дополнительный материал:

Придаточные сказуемные предложения отвечают на вопросы сказуемых, которые можно задать к именной части сказуемого: какой? каков? кто? 

Придаточные сказуемные связываются с главным предложением при помощи союзных слов (что? кто, какой, каков, который и другие) или союзов (чтобы, что и другие)

Придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.
1) Она та [кто?], кого никто не ждет. 
[местоимение - сказуемое], (кого – союзное слово).

2) Тишина такая [какая?], какая бывает только перед закатом. [местоимение - сказуемое], (какая – союзное слово).
3) [Каков?] Каков вопрос, таков ответ. (каков – союзное слово), [местоимение - сказуемое].

Придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением (тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все)

Придаточные сказуемные с союзными словами в другой классификации рассматриваются как придаточные местоимённо-определительные
Я тот, кого никто не любит; 
Каков вопрос, таков ответ.

Поскольку к именной части сказуемого задаются падежные вопросы имени существительного и имени прилагательного, то придаточные сказуемные часто путают с придаточными определительными, дополнительными, подлежащными. Чтобы не ошибиться, нужно определить, каким членом предложения является местоимение – главное слово. В сказуемном придаточном оно может быть только сказуемым. Кроме того, это местоимение нельзя изъять из главного предложения без изменения смысла и структуры главного предложения.



- Предлагается деформированный текст для закрепления:

Подлежащные сказуемные отвечают на ___________________________________, к главному прикрепляются ________________________________________________

______________________________________________________________________,

Придаточные сказуемные раскрывают содержание ________________________,

выраженного ______________________________, Чтобы не ошибиться в определении сказуемного придаточного нужно_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закрепление изученного материала:

Выполнение упр. 115 и 116 стр. 61

  1. Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Выполнили ли мы цели урока?

- Какие предложения называются придаточными подлежащными?

- Ваше настроение после урока ( выбор смайлика )

  1. Домашнее задание: § 211 , тест( приложене)



Приложение

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПОДЛЕЖАЩНЫМИ И СКАЗУЕМНЫМИ

1. Это сложноподчиненное предложение с придаточным подлежащным:

I а) Вот те, которые дожили до седин. (А. Грибоедов)

б) И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет. (В. Лебедев-Кумач)

в) Неужли я из тех, которым цель всей жизни — смех? (А. Грибоедов)

г) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал ля­гушку. (К. Паустовский)



II а) То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)

б) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин)

в) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет. (А. Грибоедов)

г) Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине. (М. Лермонтов)

2. В этом сложноподчиненном предложении придаточное дополняет главное, занимая позицию подлежащего:

I а) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. (И. Крылов)

б) Известно, что Слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)

в) Письмо было длинное. Видно было, что Гвоздев писал его, изнывая от госпитальной скуки. (Б. Полевой)

г) Чудится мне, будто песню печальную

Мать надо мною поет в полусне. (Д. Кедрин)



II а) Только мне известно, что женщине тебя не следует любить. (М. Лермонтов)

б) Одно лишь странно мне,

Как я найти могла ее браслет. (М. Лермонтов)

в) Весть о том, что в санатории живет безногий, мечтаю­щий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам. (Б. Полевой)

г) Слышно было, как мышка шуршит где-то неподалеку от Сережи в траве. (А. Фадеев)



3. В этом сложноподчиненном предложении придаточное подлежащное находится перед главным:

I а) И в людях так же говорят:

Кто посмирней, так тот и виноват. (И. Крылов)

б) Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? (И. Крылов)

в) Что волки жадны — всякий знает. (И. Крылов)

г) Что ты в деревню хочешь, это прекрасно... (А. Толстой)


II а) Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (По­словица)

б) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. (И. Крылов)

в) Кто не любит родную природу,

Тот не знает народной души. (Н. Рыленков)

г) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается. (В. Белинский)

4. В этом сложноподчиненном предложении придаточное сказуемное:

I а) Каков мастер, таково и дело. (Пословица)

б) Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов)

в) Какова Устинья, такова у нее и ботвинья. (Пословица)

г) Кто ищет, тот всегда найдет. (В. Лебедев-Кумач)



II а) Каждый, кто изучает русский язык, должен научиться пользоваться словарями.

б) А стадо таково, что трудно перечесть. (И. Крылов)

в) Настоящий друг тот, кто не только помогает тебе в бе­де, но и сумеет разделить твою радость.

г) Каково лето, таково и сено. (Пословица)

5. Это предложение соответствует схеме [..., (...), ...]:

I а) И те, кому он [скворец] столь успешно подражал, вдруг пробудились и один за другим подали свои голоса. (М. Алек­сеев)

б) Плохо, что звонят раньше времени.

в) Тот, кто постоянно ясен,

Тот, по-моему, просто глуп. (В. Маяковский)

г) Кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушива­ются внимательнее, чем к крикуну. (А. Дорохов)



II а) Каков привет, таков и ответ. (Пословица)

б) Выяснилось, что до совершеннолетия осталось всегодва часа десять минут. (Л. Леонов)

в) И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.

  1. (М. Исаковский)

г) Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)

6. В этом предложении знаки препинания поставлены правильно:

I а) Кто не умеет ясно и правильно говорить, тот и мыслит неясно нечетко.

б) Это был он, тот самый матрос. (В. Катаев)

в) Каждый кто молод встань с нами вместе,
В наши ряды, друзья! (В. Лебедев-Кумач)

г) Я знаю кто вы были. (М. Лермонтов)



II а) Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заклю­чается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывате­лем. (А. Блок)

б) И наш народ теперь не тот

Каким он раньше был. (С. Михалков)

в) Кто сердцем легок тот в делах удачлив. (Д. Самойлов)

г) То что ее жизнь была теперь окружена тайной, очень нравилось Любе. (А. Фадеев)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные сказуемные"

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства