kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ (часть 3, 15.3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен с целью формирования навыков написания сочинения-рассуждения на нравственную тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ (часть 3, 15.3)»

МБОУ « СОШ №2г.Никольска» Вологодской области

Учитель русского языка и литературы Рыжкова Елена Михайловна

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ (часть 3,15.3).

Цели: формировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на нравственную тему.

Задачи:

  • расширение и углубление знаний по культуре речи;

  • совершенствование умения анализировать текст и отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

  • формирование нравственных качеств, воспитание патриотизма.



Методы обучения: проблемно-поисковый.

Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Средства обучения: толковый словарь, словарь синонимов, презентация компьютерная.









Ход урока:

I. Беседа.

- Продолжим подготовку к экзамену. 3-я часть экзаменационной работы - сочинение-рассуждение.

Слайд №1 Тема...

- Чем будем заниматься, можно предположить?

Цели: главная - совершенствование умения анализировать текст и отбирать материал для собственного текста; умение строить сочинение-рассуждение.

- Работаем в группах. Оценивать будете друг друга.

II. Повторим схему построения сочинения-рассуждения:

- тезис - утверждение, которое надо доказать

- аргументы - доказательства

- вывод - итог, заключение

Слайд №2 ...

III. Задания 15.2 и 15.3 связаны между собой. Они предполагают размышление над морально-нравственными вопросами.

- Лексическое значение каких слов мы уже раскрывали при анализе текстов? (дружба, красота, милосердие, сострадание, бескорыстие)

IV. Готовясь к экзамену, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории - Великой Отечественной войне, о тех, кто принес нам Победу.

70 лет отделяет нас от победного дня 45 года. Но сколько бы лет ни прошло, мы не имеем права забывать тех, кому обязаны мирным небом и своей жизнью. Уходят из жизни последние свидетели той страшной войны. Хорошо, что есть учебники истории, фильмы, художественные и музыкальные произведения, картины, которые несут нам правду о войне. Они воспитывают в нас чувство гордости и патриотизма за нашу Родину и наш народ.

Стих А. Я. Яшина "Русский человек".

Картина " Оборона Севастополя" А. Дейнека.

Слайд № 3 и 4 ( о картине и художнике кратко)

IV. Для анализа мы возьмем текст Сергея Петровича Алексеева (1922-2008)

- Прочитайте сведения о нем в конце текста.

VI. Чтение текста учителем

Анализ текста

- Какова тема этого текста? ( Битва за Севастополь )

- Стиль текста? ( Художественный )

- Какой тип речи использован в тексте? ( Повествование )

- На какие мысли текста надо обратить особое внимание? Назовите предложения.

VII. Что такое "артиллерийская батарея"

Работа с "Толковым словарем"

Слайд №5: артиллерия, батарея

Артиллерия:

- огнестрельное орудие (пушки, гаубицы, минометы) береговая, зенитная противотанковая тяжелая артиллерия

- род войск с таким вооружением.

Батарея:

- артиллерийское или минометное подразделение из нескольких орудий или позиция, которую занимает такое подразделение ( т.е. место, участок)

VIII. Орфографическая работа {выписать слова с орфограммами, уметь объяснить}

Работа в группах: 1гр. с 1 - 11 предложения

2гр. с 12 - 20

3гр. с 21 - 32

IX. - Обратимся к заданию 15.2 . Как вы понимаете смысл фразы из текста: "Никто не ушел, все здесь»,- тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию" ? ( Поле битвы не покинул ни один солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага).

- Какова основная мысль текста? ( Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили своих жизней, спасая каждый метр родной земли ).

Задание в группах: Устное сочинение-рассуждение 15.2

X. Сегодня уже прозвучало слово "мужество". В сочинении-рассуждении мы будем работать именно над этим словом. (См. требования задания 15.3)

- Попытаемся раскрыть его значение.

Работа со словарем: 1гр. - Толковый словарь С.И. Ожегова

2гр. - Академический словарь

3гр. - Словарь синонимов, антонимов.

Слайд №6

Мужество:

- храбрость, присутствие духа в минуты опасности, твердость воли, душевная стойкость { Иметь мужество говорить правду в глаза }

Синонимы:

- смелость, храбрость, стойкость, героизм, бесстрашие.

Антонимы:

- трусость, малодушие.

XI. Работа над частями сочинения-рассуждения.

Тезис. В нем должно быть не только определение, а и размышление по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество. Что может послужить причиной проявления мужества? ( Может быть проявлено и в мирное, и в военное время ).

Аргументы.

1й - из текста найдем (предложения 26-29)

2й - из жизни известных людей, из истории... ( подвиг Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Александра Матросова)

3й - в мирной жизни: - победы олимпийцев и паралимпийцев

- сотрудники МЧС

- Ник Вуйчич и т.д.

Вывод.

Таким образом, мужество свойственно людям смелым, способным не отступать перед испытаниями, не струсить перед лицом опасности.

XII. Работа над частями сочинением в группах

1гр. - тезис

2гр. - аргументы

3гр. - вывод

XIII. Вариант сочинения на экране {читаем} Слайд №7

XIV. Итог урока.

- где пригодится материал

- что было труднее всего

- оценки тем, кого можно оценить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Рыжкова Елена Михайловна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства