Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ (часть 3, 15.3)»
МБОУ « СОШ №2г.Никольска» Вологодской области
Учитель русского языка и литературы Рыжкова Елена Михайловна
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ (часть 3,15.3).
Цели: формировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на нравственную тему.
Задачи:
расширение и углубление знаний по культуре речи;
совершенствование умения анализировать текст и отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
формирование нравственных качеств, воспитание патриотизма.
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Средства обучения: толковый словарь, словарь синонимов, презентация компьютерная.
Ход урока:
I. Беседа.
- Продолжим подготовку к экзамену. 3-я часть экзаменационной работы - сочинение-рассуждение.
Слайд №1 Тема...
- Чем будем заниматься, можно предположить?
Цели: главная - совершенствование умения анализировать текст и отбирать материал для собственного текста; умение строить сочинение-рассуждение.
- Работаем в группах. Оценивать будете друг друга.
II. Повторим схему построения сочинения-рассуждения:
- тезис - утверждение, которое надо доказать
- аргументы - доказательства
- вывод - итог, заключение
Слайд №2 ...
III. Задания 15.2 и 15.3 связаны между собой. Они предполагают размышление над морально-нравственными вопросами.
- Лексическое значение каких слов мы уже раскрывали при анализе текстов? (дружба, красота, милосердие, сострадание, бескорыстие)
IV. Готовясь к экзамену, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории - Великой Отечественной войне, о тех, кто принес нам Победу.
70 лет отделяет нас от победного дня 45 года. Но сколько бы лет ни прошло, мы не имеем права забывать тех, кому обязаны мирным небом и своей жизнью. Уходят из жизни последние свидетели той страшной войны. Хорошо, что есть учебники истории, фильмы, художественные и музыкальные произведения, картины, которые несут нам правду о войне. Они воспитывают в нас чувство гордости и патриотизма за нашу Родину и наш народ.
Стих А. Я. Яшина "Русский человек".
Картина " Оборона Севастополя" А. Дейнека.
Слайд № 3 и 4 ( о картине и художнике кратко)
IV. Для анализа мы возьмем текст Сергея Петровича Алексеева (1922-2008)
- Прочитайте сведения о нем в конце текста.
VI. Чтение текста учителем
Анализ текста
- Какова тема этого текста? ( Битва за Севастополь )
- Стиль текста? ( Художественный )
- Какой тип речи использован в тексте? ( Повествование )
- На какие мысли текста надо обратить особое внимание? Назовите предложения.
- артиллерийское или минометное подразделение из нескольких орудий или позиция, которую занимает такое подразделение ( т.е. место, участок)
VIII. Орфографическая работа {выписать слова с орфограммами, уметь объяснить}
Работа в группах: 1гр. с 1 - 11 предложения
2гр. с 12 - 20
3гр. с 21 - 32
IX. - Обратимся к заданию 15.2 . Как вы понимаете смысл фразы из текста: "Никто не ушел, все здесь»,- тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию" ? ( Поле битвы не покинул ни один солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага).
- Какова основная мысль текста? ( Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага. Они не щадили своих жизней, спасая каждый метр родной земли ).
Задание в группах: Устное сочинение-рассуждение 15.2
X. Сегодня уже прозвучало слово "мужество". В сочинении-рассуждении мы будем работать именно над этим словом. (См. требования задания 15.3)
- Попытаемся раскрыть его значение.
Работа со словарем: 1гр. - Толковый словарь С.И. Ожегова
2гр. - Академический словарь
3гр. - Словарь синонимов, антонимов.
Слайд №6
Мужество:
- храбрость, присутствие духа в минуты опасности, твердость воли, душевная стойкость { Иметь мужество говорить правду в глаза }
Тезис. В нем должно быть не только определение, а и размышление по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество. Что может послужить причиной проявления мужества? ( Может быть проявлено и в мирное, и в военное время ).
Аргументы.
1й - из текста найдем (предложения 26-29)
2й - из жизни известных людей, из истории... ( подвиг Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Александра Матросова)
3й - в мирной жизни: - победы олимпийцев и паралимпийцев
- сотрудники МЧС
- Ник Вуйчич и т.д.
Вывод.
Таким образом, мужество свойственно людям смелым, способным не отступать перед испытаниями, не струсить перед лицом опасности.
XII. Работа над частями сочинением в группах
1гр. - тезис
2гр. - аргументы
3гр. - вывод
XIII. Вариант сочинения на экране {читаем} Слайд №7