Конспект урока русского языка в 6 классе "Путешествие по островам Глагольного архипелага"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Путешествие по островам Глагольного архипелага"
Урок-игра "Путешествие по островам Глагольного архипелага" позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Глагол", способствует развитию у учащихся навыка групповой работы, коммуникативной компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Путешествие по островам Глагольного архипелага"»
Тема: Путешествие по островам Глагольного архипелага.
Тип урока: повторение изученного по теме «Глагол»
Технология: игровая.
Цели: повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Глагол»; развитие у учащихся интереса к русскому языку; развитие навыков групповой работы, коммуникативной компетентности; воспитание чувства ответственности за свою работу.
Оборудование: проектор, слайды с заданиями; карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами должны повторить и обобщить все сведения, которые получили на уроках русского языка во время изучения темы «Глагол». А чтобы работа наша была интересной и запоминающейся, сделаем мы это в игровой форме. Для этого мы поделимся на две команды и отправимся в морское путешествие. Любите путешествовать? Замечательно! Тогда - в путь, в Морфологическое море по островам Глагольного архипелага!
На каждом острове вам нужно будет выполнить определенное лингвистическое задание. За правильно выполненные задания команды будут получать баллы, и в конце урока мы определим команду-победительницу.
Во время нашего путешествия необходимо соблюдать игровые правила. Они таковы:
- используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь;
- внимательно слушай учителя и товарища;
- будь доброжелателен.
За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.
Актуализация опорных знаний учащихся
Первый остров Глагольного архипелага, который мы с вами посетим, называется Теоретический. На нем нужно будет выполнить следующее задание: на слайде № 1 даны предложения под номерами, команда № 1 будет записывать номера тех предложений, с утверждениями которых она согласна, а команда № 2 будет записывать номера тех предложений, с утверждениями которых она не согласна. Каждый верно записанный номер предложения принесет командам 1 балл.
Глагол – служебная часть речи, которая называет действия предметов.
Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола).
Глаголы изменяются по числам, родам и падежам.
Глаголы изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.
В предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.
Форма прошедшего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Изменение глаголов по лицам и числам называется склонением.
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях.
Второй остров Глагольного архипелага называется Остров инфинитива.
Спустившись с корабля на этот остров, мы с вами увидим сказочный лес. Но прежде чем войти в него, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Используя глаголы в форме инфинитива, составьте памятку «О поведении в лесу». На эту работу командам отводится 3 минуты, за каждый правильно составленный пункт памятки команды получат по 1 баллу.
Продолжим наше путешествие. Следующий остров, который мы посетим, будет Остров возвратности. Здесь вам предстоит следующее испытание.
Из текста, который вы видите на слайде № 2, команда № 1 должна выписать возвратные глаголы, а команда № 2 – невозвратные глаголы. За каждый правильно выписанный глагол команды получат по 1 баллу.
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.
Четвертый остров Глагольного архипелага – Остров наклонений.
Здесь от вас требуется образовать формы изъявительного, повелительного и условного наклонений от глаголов писать, печь, резать, отложить, утешиться для команды № 1, и от глаголов читать, есть, выслать, мазать, справиться для команды № 2 (Слайд № 3). Правильно выполненное задание принесет командам по 5 баллов.
Продолжим наше путешествие. Перед нами большой Орфографический остров. Чтобы справиться с заданием, которое вас здесь ожидает, нужно вспомнить все орфограммы, связанные с глаголами.
Каждая команда получает карточку с текстом; от вас требуется не только верно вставить пропущенные буквы, но и графически обозначить орфограммы. За выполнение этого задания можно получить 20 баллов.
Карточка № 1
Солнце поднима..т..ся, и вся окрестность освеща..т..ся радостным светом. Пора отправлят..ся в путь. К вечеру мы должны добрат..ся до станции.
Еще издали вид..м огромный дуб. Подход..м к нему и распол..га..мся в его тени на отдых. Стрекоч..т кузнечики, слыш..т..ся пение птиц. Ветер тихо колыш..т листьями дуба и навева..т сон.
Но мы (не)успели насладит..ся отдыхом, как услыш..ли раскаты грома. Надо скорее добрат..ся до ближайшей деревни и спрятат..ся там от дождя.
Карточка № 2
Быстро наступа..т вечер в глухом лесу. Темные тени л..жат..ся под деревьями. Пахн..т в лесу смолой, опавшей листвой. Поброд..ш.. в бору и спуска..ш..ся в тенистый овраг.
Скрылось вечернее солнце, но еще (не)спят птицы в лесу. Слыш..ш.. торопливый стук дятла. Верт..т..ся возле дятла шустрые синички, подб..рают жучков и червячков. Скоро наступ..т в лесу темная ночь.
Потрескива..т костер, и колыш..т..ся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрап..ва..т охотник.
И наконец, перед нами последний остров Глагольного архипелага – Синтаксический. Здесь вам необходимо выполнить по два задания.
Первое задание: среди словосочетаний, представленных на слайде № 4, нужно найти глагольные словосочетания. (За это задание дается 2 балла)
а) Гигантское предприятие а) Сильный ветер
б) загорать на солнце б) стелиться по равнине
в) непобедимый воин в) искусный мастер
г) приятный запах г) вершина березы
д) работать на заводе д) собирать малину.
Второе задание: в текстах, представленных на слайде № 5, необходимо найти предложения с однородными сказуемыми и назвать их номера. (За задание можно получить 2 балла)
Текст № 1
(1)Октябрь. (2)Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лес. (3)Замолкли птицы. (4)Только шорох и шелест листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.
(5)Ветер разметал по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает тропинки чащ. (6)Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле.
(7)Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. (8)Веет рыжая метель.
Текст № 2
(1)Осень уже поселилась в лесу. (2) Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.
(3)Листья разных цветов: желтые, оранжевые, красные. (4)Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам.
(5)Под напором ветра жалобно стонут и к земле гнутся деревья. (6)Они уже не борются с ним, а подчинились его воле. (7)Дождь бьет по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. (8)Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения: цветы, травы, кусты.
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Вот мы с вами и посетили все шесть островов Глагольного архипелага. На каких островах мы побывали? Что вспомнили? Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения? Почему?
- А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. (Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке – не доволен, сделал не все, что мог; на второй – мог бы лучше; на третьей – сделал все, что в моих силах для успеха группы.)
- Давайте подсчитаем баллы, которые набрали ваши команды за работу на уроке.
Задание на дом: составить кроссворд на тему «Глагол».
Литература:
Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. для учителя/Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2001.