Тип занятия: урок- обобщение, форма проведения:урок - исследование
Цель занятия: научить правильному употреблению числительных в устной речи и
развивать навыки правописания имен числительных.
Задачи:
1) Образовательные:
- повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);
- отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;
- продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.
2) Воспитательные:
- воспитывать внимание к слову;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;
- развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.
3) Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся,
- развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;
- способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.
Методы урока – наблюдение над языковыми фактами, блиц-опрос, лингвистическая разминка, выполнение практических упражнений, самостоятельная исследовательская работа в группах, лингвистическая задача, работа с текстом, тестирование.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник.
Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.
3 минуты
2
Контроль знаний
Тестирование индивидуальное и в малых группах
20 минут
3
Изложение нового материала
Перечень освещаемых вопросов:
Презентация по теме «Имя числительное»
1) имя числительное какая часть речи ?
2) Чем может быть выраженопорядковые числительное?
3) Что обозначает имя числительное?
4) По строению числительное могут быть?
5) Сколько форм у числительных 40,90,100?
6)Морфологические признаки числительного постоянные и непостоянные?
15 минут
4
Самостоятельная работа студентов
Работа в малых группах с текстами
25 минут
5
Закрепление материала
Фронтальный опрос, демонстрация практических навыков и умений.
10 минут
6
Подведение итогов занятия
Выставление оценок с комментариями.
5 минут
7
Домашнее задание
Повторить «Синтаксис простого предложения»
2 минуты
Ход урока
1Организационный момент. Круг радости «Я люблю Солнце!»(деление на микрогруппы)
Раздать лист оценивания. Выбрать спикера.Вспомнить о правилах группы,работы спикера.
Объявление темы и цели урока
Тема:Морфологический разбор числительных.Употребление числительных в речи.
Цель занятия: научить правильному употреблению числительных в устной речи и
развивать навыки правописания имен числительных.
Эпиграф к уроку: «Числа - и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).
II. Мотивация учебной деятельности и настрой на ценности жизни – любовь, милосердие и сострадание.
III.Актуализация опорных знаний учащихся
Тесты по теме «Имя числительное». Индивидуальное выполнение, а затем выполнение тестов в группе по вариантам. Также попробуем использовать числительное по предметам которые вы изучаете.Литературы,биологии,казахского языка.
2. Беседа с учащимися.(Спикер оценивает в своей группе )
1) имя числительное какая часть речи ?(самостоятельная часть речи)
2) Чем может быть выражено порядковые числительное?( определениями)
3) Что обозначает имя числительное?(количество предметов,порядок при счете)
4) По строению числительное могут быть?(простые,сложные,составные)
5) Сколько форм у числительных 40,90,100?(Ип,В п –сорок,девяносто,сто
Р,Д,Т,П – сорока,девяноста,ста)
6)В каких числительных пишется Ь знак в конце?(от 5 до 20 и 30)
7)В каких числительных в середине пишется Ь ( от 50 до 80, 500 до 900)
Д/з Сообщение-информация "Наша группа" с использованием числительных.
Группа № 1.Количественные числительные.Девяносто три года.Просклоняйте числительное Группа № 2.Порядковые числительные.Девяносто третий год.Просклоняйте числительное
Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко).
десятеро(солдат)
Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
Н. ф. – десятеро. А) Постоянные признаки: простое; собирательное. Б) Непостоянные признаки: Им п.
Синтакс.роль: десятеро солдат(подлежащее).
И графиня в сотый раз рассказывала внуку свой анекдот (Пушкин).
(в)сотый(раз)
Имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос в который?
Н. ф. – сотый. А) Постоянные признаки: простое; порядковое. Б) Непостоянные признаки: В п, ед. числа, мужского рода.
Синтакс.роль: в сотый раз( обстоятельство).
6.Работа с учебником.Работа у доски.
Упражнение 261.стр 141.Спишите,заменяя цифры словами. Устно определите разряд числительного.Какие национальные игры вы знаете?
Аударыспак – (1) из интересных национальных казахских видов спорта.Аударыспак требует от участников силы,ловкости и прекрасного владения искусством верховой езды.
Аударыспак – это борьба (2) всадников. (1) из жигитов должен сбросить с седла своего противника.
Сообщение студентки национальная игра «Көкпар», «Оқтау тартыс»
7.Коллективная работа. «Тест «Оқтау тартыс»
( на доске нарисовать,оценивать при помощи стикера)
1. Какое утверждение является неверным?
1. Количественные числительные обозначают количество предметов при счете.
2. Порядковые числительные выполняют в предложении роль подлежащего.
3. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
4. Количественные числительные могут быть любыми членами предложения.
2. Укажите, какое слово является числительным.
1. двоиться
2. впятером
3. тройка
4. четыре
3. Укажите, какое утверждение является правильным.
Слово «пятидневный» - это
1. имя существительное
2. имя прилагательное
3. имя числительное
4. глагол
4. Укажите верную морфологическую характеристику имени числительного пятидесятый.
1. количественное простое числительное
2. количественное сложное числительное
3. порядковое сложное числительное
4. порядковое составное числительное
5. В каком предложении есть количественное составное числительное?
1. Двое заколачивали щели новыми досками.
2. В соревновании участвовало сто двадцать человек.
3. В саду мы посадили двадцать деревьев.
4. Войдя в лес, ребята сделали вторую остановку.
Ключ тест
1.2
2.4
3.3
4.3
5.2
8 . Самостоятельная работа студентов .Распределите по группам Что вы знаете о ромашке?
Количественное целое: шесть,двести,двадцатьдва,восемьсот три
2) Количественное дробное: одна вторая,три восьмых
3) Количественное собирательное: двое,четверо
4) Порядковое: третий,восемьдесятшестой,двадцатый,сто первый
9.УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Назовите литературные произведения,сказки и т.к.д в заголовке которых есть числительные
Али Баба и 40 разбойников
Волк и 7 козлят
Белоснежка и 7 гномов
10.Работа с учебником.Упр 268 стр 143.Прочитайте фразеологизмы.Объясните их значение.
Звезда первой велечины-это человек прославившийся в какой-либо области
Играть первую скрипку- быть главным в каком либо деле,руководить к-либом делом
Семи пядей во лбу- об очень умном человеке
Быть на седьмом небе-безгранично счастлив
Работать до седьмого пота-без отдыха,до изнеможения
Семь пятниц на неделе-о непостоянстве человека
Как свои пять пальцев-хорошо,отлично
Как две капли воды-абсолютно похож
От горшка два вершка-о невысоком росте
Одного поля ягоды- имеют много общего
Опять двадцать пять-повторяющаяся ситуация
11.Таблица «Верное и неверное утверждение»( индивидуальная работа)
Утверждения
Да
Нет
Аргументация
Все числительные делятся на 2 группы
Числительные можно записать только цифрами
Имена числительные по своему строению делятся на 3 группы: собирательные, количественные и целые
К количественным числительным относятся: целые, дробные и собирательные
При склонении дробных числительных изменяется только 1 часть