kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка.Тема Многозначные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок я проводила во 2 классе. Детям ыло очень интересно, мы справились с работой и результат довольно положительный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка.Тема Многозначные слова.»

Открытый урок по русскому языку во 2 А классе

Тема «Слова с несколькими значениями»

УМК «Перспектива»

31.01.2017 г.

Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.

Задачи:

  1. Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;

  2. Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;

  3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов. Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — положительное отношение к изучению темы; — эмоционально-ценностное отношение к проблеме; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Метапредметные умения: Познавательные умения: — классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения - Подбирать слова с общим значением к каждой группе. - Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам. - Писать имена собственные и нарицательные в тексте.



Ход урока

  1. Орг. момент СЛАЙД 1. Учитель: - Прозвенел звонок, начинается урок. - Сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. - Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и тихонько пожелайте удачи.  Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.

  1. Минутка чистописания. (На доске запись)

Откройте тетради, запишите дату и «Классная работа».

Г г Г г Г г Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге (в тетради)

Галоши гусеница сон Гриша гном

Учитель: - Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «гэ».) - Что вы можете рассказать о звуке «г»? Ученик: (Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г'].  Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)

Учитель: - Потренируемся писать эту букву.

Учитель: - Запишите слова с этой буквой.

галоши гусеница Гриша гном (в тетради)

Задание: - Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения. - Подчеркните слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки. Учитель: - Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные – с маленькой. - Назовите полное имя Гриши. (Григорий)

  1. Актуализация знаний

Учитель: - Как бы вы объяснили значение слова «гусеница»?

(Предлагаются рисунки с изображением предметов и словарной статьёй из толкового словаря.

СЛАЙД 2.

 (Гусеница: 1. Личинка бабочки, имеющая червеобразное тело с несколькими парами ног.

Мохнатая гусеница. 

2. Замкнутая сплошная (обычно металлическая) лента в виде цепи, надеваемая на колёса самоходных машин.

Гусеницы трактора, танка, крана.)

- Что общего у гусеницы – личинки бабочки и гусеницы, надеваемой на колёса самоходных машин? (Длинные, имеют повторяющиеся звенья.)

- Повторите, к какому выводу мы с вами пришли? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)

СЛАЙД 3.

  1. Постановка учебной проблемы.

Учитель: - Послушайте стихотворение:

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.

- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)

- Как Вы понимаете  выражения: часы стоят? Часы идут? Часы спешат?

- В каком случае говорят часы бегут?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Дети, скорее всего, затрудняются ответить на этот вопрос.)

- О чём бы вам хотелось узнать? (Почему так говорят о часах.)

- Как вы думаете, может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: - Откройте учебники на стр. 19.

- Назовите предметы, которые изображены на рисунке.

- Почему предметы все разные, а называются одним словом?

- Есть ли что-то общее у этих предметов?

Ученики: (Все предметы разные, а обозначены одним словом кисть.  Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.)

Учитель: - Какой вывод Вы можете сделать? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)

- Составьте и запишите словосочетания со словом кисть в разных его значениях.

Занавески с кистями, виноградная кисть, малярная кисть, кисть руки, КИСТОЧКИ НА УШКАХ . (в тетради)

5. Сообщение темы урока.

Учитель: - Предположите, какова тема нашего урока? (Слова с несколькими значениями.)

- Проверьте, верно ли вы предположили. Прочитайте тему урока на стр. 19 учебника.

ФИЗМИНУТКА

  1. Создание проблемной ситуации. (Работа со словом ЗОЛОТОЙ)

Учитель: - Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.)

(Если дети затрудняются в правильном объяснении: СЛАЙД 4

- Есть ли что-то общее у золота и у осенней листвы? (Цвет. Цвет золота))

- Какое слово является многозначным? (Золотой)

- Что означает выражение «золотой браслет»? (Браслет сделан из золота)

- А почему человека назвали золотым? (Он очень хороший)

- Что за золотые руки, они тоже из золота? (Нет, это руки, которые умеют всё делать)

Учитель: - Послушайте стихотворение:

Золотые руки – руки не из золота. Золотые руки не боятся холода. В ссадинах, в мозолях, руки эти. Самые нужные руки на свете.

- На чём основана многозначность слова «ЗОЛОТОЙ»? (На сходстве качеств, очень хороший, дорогой)

  1. Самостоятельная работа с проверкой.

  1. – Откройте  упражнение 26.

– Списать и подчеркнуть многозначное слово.

- Что же мы называем словом «золотой»? (Самое хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник – нужный, хороший; золотое сердце – доброе, отзывчивое.)

- Вот как много значений у слова «золотой». Как вы назвали бы такие слова? (Многозначные)

- Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 20 учебника.

- Какие слова называются многозначными? (Ответы детей.) СЛАЙД 5.

(Слова с одним значением называются однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.)

- Какое из словосочетаний со словом «золотой» будет в прямом значении? (Золотой браслет.)

- А в остальных словосочетаниях какое значение имеет слово «золотой»? (Переносное.)

Учитель: - Какие многозначные слова вы уже знаете? Внимание на доску.

(Работа с многозначными словами) (СЛАЙДЫ 6-12)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Работа в паре. Упражнение 24. (СЛАЙД 14)

- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице. На улице идёт дождь. В комнате идут часы.)

- Почему в этих случаях можно употребить слово «идёт»? (Есть общее, похожи по действию.)

- Что общего по значению у слова «идёт» в этих предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.)

- Что значит слово «идёт» в первом предложении?

(Идти – перемещаться, двигаться, ступая, делая шаги.)

- Во втором? (Падать (о дожде, о снеге).)

- В третьем? (Быть в работе, в движении, действовать. Так говорят о механизмах.)

- Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет в прямом значении? (Мальчик идёт.)

(Проверка на слайде.) СЛАЙД 15.

- А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном.)

- Знаете ли вы о том, что слово идти имеет 26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно.

- Повторите ещё раз, как называются слова, имеющие два или несколько значений. (Многозначные.)

- А как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные.)

4. Работа В ГРУППАХ  .

Даются различные задания (дети выбирают сами).

6 различных заданий.

  1. Домашнее задание. СЛАЙД 16.

Выполнить упр. 28.

  1. Итог урока. Рефлексия. СЛАЙД 17.

- Чему научились на уроке?

- Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания?

(   Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово).

   В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. 

   Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой.

   Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.)

- С каким настроением уйдёте с урока?

- Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь.

Красное - Хочу знать больше

Зелёное - Хорошо, но могу лучше

Жёлтое - Пока испытываю трудности

- Поднимите тетради, покажите мне Ваши солнышки.

- Спасибо за урок!

  1. Орг. окончание урока.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка.Тема Многозначные слова.

Автор: Новикова Наталья Леонидовна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства