Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка.Тема Многозначные слова.»
Открытый урок по русскому языку во 2 А классе
Тема«Слова с несколькими значениями»
УМК «Перспектива»
31.01.2017 г.
Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.
Задачи:
Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;
Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов. Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — положительное отношение к изучению темы; — эмоционально-ценностное отношение к проблеме; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Метапредметные умения:Познавательные умения: — классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения - Подбирать слова с общим значением к каждой группе. - Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам. - Писать имена собственные и нарицательные в тексте.
Ход урока
Орг. моментСЛАЙД 1. Учитель:- Прозвенел звонок, начинается урок. - Сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. - Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и тихонько пожелайте удачи. Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.
Минутка чистописания. (На доске запись)
Откройте тетради, запишите дату и «Классная работа».
Г г Г г Г г Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге (в тетради)
Галоши гусеница сон Гриша гном
Учитель: - Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «гэ».) - Что вы можете рассказать о звуке «г»? Ученик:(Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г']. Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)
Учитель: - Потренируемся писать эту букву.
Учитель: - Запишите слова с этой буквой.
галоши гусеница Гриша гном (в тетради)
Задание: - Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения. - Подчеркните слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки. Учитель:- Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные – с маленькой. - Назовите полное имя Гриши. (Григорий)
Актуализация знаний
Учитель:- Как бы вы объяснили значение слова «гусеница»?
(Предлагаются рисунки с изображением предметов и словарной статьёй из толкового словаря.
СЛАЙД 2.
(Гусеница: 1. Личинка бабочки, имеющая червеобразное тело с несколькими парами ног.
Мохнатая гусеница.
2. Замкнутая сплошная (обычно металлическая) лента в виде цепи, надеваемая на колёса самоходных машин.
Гусеницы трактора, танка, крана.)
- Что общего у гусеницы – личинки бабочки и гусеницы, надеваемой на колёса самоходных машин? (Длинные, имеют повторяющиеся звенья.)
- Повторите, к какому выводу мы с вами пришли? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)
СЛАЙД 3.
Постановка учебной проблемы.
Учитель:- Послушайте стихотворение:
Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.
- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)
- Как Вы понимаете выражения: часы стоят? Часы идут? Часы спешат?
- В каком случае говорят часы бегут?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Дети, скорее всего, затрудняются ответить на этот вопрос.)
- О чём бы вам хотелось узнать? (Почему так говорят о часах.)
- Как вы думаете, может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?
Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:- Откройте учебники на стр. 19.
- Назовите предметы, которые изображены на рисунке.
- Почему предметы все разные, а называются одним словом?
- Есть ли что-то общее у этих предметов?
Ученики:(Все предметы разные, а обозначены одним словом кисть.Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.)
Учитель: - Какой вывод Вы можете сделать? (Одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.)
- Составьте и запишите словосочетания со словом кисть в разных его значениях.
Занавески с кистями, виноградная кисть, малярная кисть, кисть руки, КИСТОЧКИ НА УШКАХ . (в тетради)
5. Сообщение темы урока.
Учитель: - Предположите, какова тема нашего урока? (Слова с несколькими значениями.)
- Проверьте, верно ли вы предположили. Прочитайте тему урока на стр. 19 учебника.
ФИЗМИНУТКА
Создание проблемной ситуации. (Работа со словом ЗОЛОТОЙ)
Учитель: - Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.)
(Если дети затрудняются в правильном объяснении: СЛАЙД 4
- Есть ли что-то общее у золота и у осенней листвы? (Цвет. Цвет золота))
- Какое слово является многозначным? (Золотой)
- Что означает выражение «золотой браслет»? (Браслет сделан из золота)
- А почему человека назвали золотым? (Он очень хороший)
- Что за золотые руки, они тоже из золота? (Нет, это руки, которые умеют всё делать)
Учитель: - Послушайте стихотворение:
Золотые руки – руки не из золота. Золотые руки не боятся холода. В ссадинах, в мозолях, руки эти. Самые нужные руки на свете.
- На чём основана многозначность слова «ЗОЛОТОЙ»? (На сходстве качеств, очень хороший, дорогой)
Самостоятельная работа с проверкой.
– Откройте упражнение 26.
– Списать и подчеркнуть многозначное слово.
- Что же мы называем словом «золотой»? (Самое хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник – нужный, хороший; золотое сердце – доброе, отзывчивое.)
- Вот как много значений у слова «золотой». Как вы назвали бы такие слова? (Многозначные)
- Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 20 учебника.
- Какие слова называются многозначными? (Ответы детей.) СЛАЙД 5.
(Слова с одним значением называются однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.)
- Какое из словосочетаний со словом «золотой» будет в прямом значении? (Золотой браслет.)
- А в остальных словосочетаниях какое значение имеет слово «золотой»? (Переносное.)
Учитель: - Какие многозначные слова вы уже знаете? Внимание на доску.
(Работа с многозначными словами) (СЛАЙДЫ 6-12)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Работа в паре. Упражнение 24. (СЛАЙД 14)
- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице. На улице идёт дождь. В комнате идут часы.)
- Почему в этих случаях можно употребить слово «идёт»? (Есть общее, похожи по действию.)
- Что общего по значению у слова «идёт» в этих предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.)
- В третьем? (Быть в работе, в движении, действовать. Так говорят о механизмах.)
- Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет в прямом значении? (Мальчик идёт.)
(Проверка на слайде.) СЛАЙД 15.
- А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном.)
- Знаете ли вы о том, что слово идти имеет 26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно.
- Повторите ещё раз, как называются слова, имеющие два или несколько значений. (Многозначные.)
- А как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные.)
4. Работа В ГРУППАХ .
Даются различные задания (дети выбирают сами).
6 различных заданий.
Домашнее задание. СЛАЙД 16.
Выполнить упр. 28.
Итог урока. Рефлексия. СЛАЙД 17.
- Чему научились на уроке?
- Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания?
( Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово).
В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой.
Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.)
- С каким настроением уйдёте с урока?
- Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь.