kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме"Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным" разработан на основе темы высказывания "Герои Отечества".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме"Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным"»

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Тема высказывания: «Герои отечества»

План урока:


  1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня, я надеюсь, у нас всех хорошее настроение, несмотря на утреннюю суету и будничные хлопоты. Но какой бы пёстрой и разнообразной ни была наша современная жизнь с её сумасшедшими и стремительными темпами, какими бы разными ни были наши жизненные цели и задачи, нас объединяет одно: мы живём в России, а значит, мы граждане одного Отечества, одной великой страны, а значит, нам есть, чем гордиться.

Всегда Россия славилась отважными героями,

Не раз встревожена была войны шальными зорями…

И офицер, и рядовой воспитан был на доблести,

И за отчизну рвался в бой по чести и по совести!

И поэтому 9 декабря у нас в стране отмечается День Героя Отечества, праздник, когда мы отдаем дань уважения всем доблестным людям нашей страны. А кого можно назвать героем? Итак, давайте сформулируем тему высказывания сегодняшнего урока.

(* Герои Отечества. Славные сыны Родины.)

- А теперь вспомним, какие грамматические темы мы изучали на прошлых уроках.

(* Сложное предложение. Различные виды придаточных предложений. Придаточные изъяснительные)

- Сегодня урок-закрепление. Попробуем сформулировать цели нашего урока.

  • систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным;

  • находить в тексте, использовать в речи данный вид предложений, обосновывать свои ответы, используя СПП с придаточными изъяснительными;

  • воспитывать чувство гордости и уважения к героям Отечества.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня у каждого из вас есть карта учета ответов и оценок, в которую вы выставите себе оценку за различные этапы урока и в конце урока общую оценку за занятие.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмём слова современного поэта, журналиста, редактора журнала «Огонёк» Виталия Коротича:

Идя на подвиги,

Не алчут орденов,

Не бредят

Благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать эквивалентом славы.

Идя на подвиги,

Не ведают о том,

Насколько щедрость родины огромна.

И называют чрезвычайно скромно

Всё то, что станет подвигом потом.

- Какова тема высказывания? Его основная мысль? Какое здесь опорное слово?

(* Тема подвига, т. к. опорное слово «подвиг». Основная мысль – подвиги совершаются не за награды, а по велению сердца, и настоящие герои не кичатся совершенным).

II. Материал на повторение ранее изученного.

  1. Индивидуальная и групповая работа.

А. Расставить знаки препинания в эпиграфе, графически объяснить постановку всех знаков препинания. (1 ученик).

Б. Словарная работа. Из толкового словаря выписать лексическое значение слов «эквивалент» и «алкать». По Интернету проверить слово «подвиг» по всем словарям, включая этимологический, можно воспользоваться сайтом «Грамота.ру» (2 ученика).

(*Орфографический словарь: подвиг, -а


Большой толковый словарь: ПОДВИГ, -а; м.
1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический п. // чего или с опр.
Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный п. П. труда. П. чести, славы. П. искусства. // чего.
Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви. П. страсти. П. преданности, самопожертвования.
2. мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон.
О неблаговидных поступках, похождениях, проделках. Подвиги на любовном поприще.

Этимологический словарь: ПОДВИГ. Заимств. из ст.-сл. яз. Того же корня, что двигать, двинуть. Подвиг буквально — "движение", затем — и "подвиг".

Словарь синонимов: деяние, поступок, шаг, маневр, операция, процедура, процесс, акт.)

В. Работа за компьютерами. Тестирование по ранее изученным темам. (2 ученика).

2. Работа с классом. Словарный диктант. «Словесный калейдоскоп». Из данных слов выбрать слова, относящиеся к теме высказывания урока, составить и записать с ними словосочетания. (1-ый ученик записывает слова по теме «Подвиг» у доски, 2-ой ученик записывает оставшиеся слова).

«Словесный калейдоскоп»: инт…рвью, порядо…ность, эксре(с,сс)ивный, п…триотизм, добл…сть, обл...гчить, воспита(н,нн)ость, подв…г, благосл…влять, п…триот, (не,ни)кому (не)извес…ный.

  1. Определить тип подчинительной связи в полученных словосочетаниях.

  2. Творческая работа по опорным словам словарного диктанта.

  3. Проверка

а) знаков препинания в эпиграфе;

б) словарной работы со словами «алк`ать», «эквивалент», «подвиг»;

в) работы по тестам на компьютере;

г) творческой работы по опорным словам словарного диктанта.

III. Физкультпауза.

IY. Материал на закрепление предыдущих уроков.

- Напомните, о чем мы говорили на прошлых уроках.

5. Работа в парах. 1-ый вариант рассказывает второму о СПП с придаточными определительными. 2-ой вариант рассказывает первому о СПП с придаточными изъяснительными. Не забудьте выставить друг другу оценку за данный вид работы в карту учета ответов и оценок.

6. Проведем блиц-опрос по теоретическому материалу предыдущих уроков в виде цифрового диктанта.

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где  подчинительные?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

  5. Союз однако – подчинительный?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

  1. – Вернёмся к эпиграфу урока. Найдите сложные предложения.

(*2 и 3).

- Определите вид придаточного предложения.

(*Это СПП с придаточным местоименно-определительным).

-Как вы определили, что это местоименно-определительные придаточные?

(*Если придаточное предложение относится к местоимению, то возможно два варианта придаточных: местоименно-определительные и изъяснительные. Главное отличие: если придаточное предложение связывается с главным при помощи союзного слова, то это придаточное местоименно-определительное, а если при помощи союза, то это придаточное изъяснительное.)

Записать пример: Наши герои достойны того, чтобы у них был свой праздничный день.

  1. Работа с учебником. Чтение правила на стр.81.

  2. Выполнение упражнения 122.

- Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите стиль речи и тип речи. Выпишите СП с придаточным изъяснительным.

1 ученик: составить схему первого СП с придаточным изъяснительным.

2 ученик: фонетический разбор слова комья.

  1. Работа на компьютере. Закрепление изученного.

  2. Итог урока.

-Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Достигнуты ли цели урока? Соберите карточки с оценками, которые вы выставили себе за урок.

Помните о том, что завтра День Героя Отечества.

11. Фрагмент кинофильма «Офицеры».

Домашнее задание. На выбор: 1. Составить проект по теме «Герои Отечества». 2. Написать творческую работу по теме «Герои Отечества – гордость наша и наша слава». 3. Выполнить упр. 121.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Карчикова Светлана Валентиновна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства