kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к ОГЭ. Учимся работать с орфографическим словарем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока девятиклассники научатся работать с орфографическим словарем, для того чтобы эффективно использовать его на экзамене. Также они узнают некоторые факты из истории языка и познакомятся с современными электронными словарями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок подготовки к ОГЭ работа со словарями»

Учитель русского языка и литературы

«МОУ «Покровская СОШ»

Панова Е.И.



Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к ОГЭ.

Учимся пользоваться орфографическим словарем»

Цели

Обобщить и систематизировать орфографические умения и навыки учащихся;

Усвоить новые теоретические знания и практические умения пользования орфографическим словарем

Совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Воспитывать у детей доброжелательность, искренность в общении с окружающими;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память обучающихся.



Задачи урока

1. Предметные.

Обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография».

Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять орфографические знания при работе с языковым материалом.

2. Метапредметные.

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

3. Личностные.

Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.



Оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, экран, орфографические словари.







Ход урока

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфичиский славарь.

Михаил Яснов

  1. Орг. Момент

  2. Постановка целей урока.

Учитель. Ребята, впереди у нас экзамен – итоговая аттестация, все вы знаете, что на этом экзамене можно пользоваться орфографическим словарем. Правильная работа со словарем может помочь избежать досадных ошибок и получить высший бал за орфографическую грамотность. Однако немногие из девятиклассников пользуются этой возможностью на экзамене. В чем причина? Дело в том, что ребята не умеют пользоваться орфографическим словарем. Посмотрите на экран, пусть эти веселые стихи с ошибками станут эпиграфом нашего урока (слайд 1)

Таким образом, цель нашего урока – научиться работать с орфографическим словарем, а также познакомиться с различными интернет-словарями.

  1. Повторение изученного. Выполнение задания с самопроверкой. Устная и письменная работа. (слайд 3)

Учитель. В основе любого словаря лежит алфавит. А знаете ли вы наизусть русский алфавит?

(ученики называют буквы алфавита). А теперь пусть каждый из вас запишет все буквы алфавита в тетрадь, начиная с буквы «У»

(ученики вспоминают алфавит и записывают в тетрадь). А теперь проверьте себя. (слайд 4)

  1. Беседа

Учитель. Посмотрите на алфавит русского языка. Как вы думаете, сколько ему лет. (слайд 5)

Ученики. Алфавиту в этом году исполнится 100 лет. Последняя реформа букв русской орфографии произошла после революции 1917 года.

Учитель. А вот так алфавит выглядел 100 лет назад. (слайд 6) Найдите буквы, которые исчезли из алфавита в 1917 году. Как вы думаете, почему их упразднили

Ученики: Эти буквы не обозначали отдельных звуков и дублировались.

Учитель: Вот послушайте историю про букву «твердый знак». Когда-то она называлась «ер», имела свой гласный звук. Потом произноситься перестала, но по традиции писалась во всех словах на конце открытых слогов например: другъ, домъ, городъ, къ вамъ, банкъ, трактиръ. (слайд 7). Употребление буквы было очень частотно, оно составляло около 4% текста. (слайд 8). 23 декабря 1917 года был издан Декрет о реформе орфографии. (слайд 9) При проведении реформы буква Ъ в значении разделительного твердого знака сохранялась, однако власти перестарались и совсем убрали из типографий литеру Ъ. В результате чего для обозначения разделительного твердого знака стали использовать апостроф. Потом это вошло в правило даже для письменного начертания. На экране пример такого использования апострофа в объявлении. (слайд 10)

  1. Работа в тетради.

Учитель. Итак, вы знаете, что в основе словаря алфавит. А что делать, если слова начинаются с одной буквы, и дальше совпадают. Давайте потренируемся. Расположите в алфавитном порядке следующие слова. (слайд 11)

Абитуриент, абиогенез, абиссинец, абиссинка, абрикос, абитуриентский, абонент, абонемент, абордаж, абориген.

  1. Беседа-наблюдение. Работа со словарями.

Учитель. Ребята у вас на столах орфографические словари. Давайте посмотрим, что можно узнать из орфографического словаря.

Ученики. Из словаря можно узнать, как пишутся слова.

Учитель. В какой форме стоят слова в словаре?

Ученики. В начальной форме. Для существительных – им.п., ед. ч., для прилагательных и причастий – им.п., ед. ч, м.р., для глаголов – инфинитив.

Учитель. Скажите, а когда на экзамене вам может пригодиться умение правильно писать слова?

Ученики. Во время написания изложения и сочинения. В первую очередь, изложения, ведь там могут встретиться сложные для написания словарные слова.

Учитель. Я предлагаю вам найти словарях, как пишутся слова, которые я выбрала из тридцати текстов изложений открытого банка ФИПИ. Помните, чтобы найти слово, надо поставить его в начальную форму.

  1. Самостоятельная работа в парах.

Ученики находят в словарях слова, уточняют правописание и записывают их в тетрадь. (слайд 12)

Д_стоинс_во, ф_з_ол_гических, п_з_тивно, н_г_тивный, ре_лизовать, к мин_муму, инд_в_ду_лизм, инт_л_игентность, инт_л_игенция, инт_л_ектуал, искус_тво, фил_со_ский, ори_нтиры, эмоции_нальный, ор_гинальный.

(достоинство, физиологических, позитивно, негативный, реализовать, к минимуму, индивидуализм, интеллигентность, интеллигенция, интеллектуал, искусство, философский, ориентиры, эмоциональный, оригинальный).

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Время идет, и, хотим мы этого или нет, на смену бумажным словарям приходят электронные. Теперь не надо носить с собой тяжелый словарь с тысячами слов, чтобы проверять себя при написании текстов. Надо лишь зайти в интернет, и к нашим услугам множество различных словарей, в том числе и орфографических. Одним из самых полных и современных порталов, содержащих ссылки на электронные словари, является портал «gramota.ru». Давайте посмотрим, как он работает. ( Учитель в он-лайн режиме демонстрирует возможности портала).

  1. Работа с мобильными устройствами.

Учитель: А теперь, достаньте свои телефоны, зайдите в интернет, найдите портал «грамота ру» (слайд 13) попробуйте проверить, как пишется слово «мировоззрение». (Ученики с помощью мобильных устройств узнают правописание нужного слова). А теперь поставьте себе эту страницу в закладки. Теперь вы всегда сможете узнать, как пишутся слова.

  1. Поведение итогов урока.

Сегодня уроке мы с вами научились работать с орфографическим словарем, вспомнили алфавит и узнали что-то из истории русской орфографии. Я знаю, что вы не растеряетесь на экзамене, если не будете знать, как пишется то или иное слово. Также мы познакомились со справочно-информационным порталом «Грамота ру». И теперь у каждого из вас в кармане есть свой орфографический словарь.

Давайте вернемся к нашему эпиграфу уже без ошибок:

На прошлогодние ошибки
Смотреть мне трудно без улыбки.
Пишу я лучше многих в классе,
Мне подарил подарок Вася:
Мы изучали весь Январь
Орфографический словарь.

Просмотр содержимого презентации
«Подготовка к ОГЭ словари»

Подготовка к ОГЭ.  Учимся пользоваться орфографическим словарем. Панова Елена Ивановна, МОУ «Покровская СОШ» Истринского района Московской области

Подготовка к ОГЭ. Учимся пользоваться орфографическим словарем.

Панова Елена Ивановна, МОУ «Покровская СОШ» Истринского района Московской области

Эпиграф:   На прашлагодние ашипки  Сматреть мне трудно без улыпки. Пишу я лучче многих в класе,  Мне падарил падарок вася:  Я изучяла весь енварь Арфаграфичиский славарь.

Эпиграф: На прашлагодние ашипки Сматреть мне трудно без улыпки. Пишу я лучче многих в класе, Мне падарил падарок вася: Я изучяла весь енварь Арфаграфичиский славарь.

В основе любого словаря лежит алфавит.  Проверь себя: знаешь ли ты алфавит?

В основе любого словаря лежит алфавит. Проверь себя: знаешь ли ты алфавит?

У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

другъ, домъ,  городъ, къ вамъ, банкъ,  трактиръ

другъ, домъ, городъ, къ вамъ, банкъ, трактиръ

23 декабря 1917 года был издан Декрет о реформе орфографии

23 декабря 1917 года был издан Декрет о реформе орфографии

Расположите в алфавитном порядке: Абитуриент, абиогенез, абиссинец, абиссинка, абрикос, абитуриентский, абонент, абонемент, абордаж, абориген,

Расположите в алфавитном порядке:

Абитуриент, абиогенез,

абиссинец, абиссинка,

абрикос, абитуриентский, абонент, абонемент,

абордаж, абориген,

Д_стоинс_во, ф_з_ол_гических, п_з_тивно, н_г_тивный,  ре_лизовать,  мин_муму, инд_в_ду_лизм,  инт_л_игентность,  инт_л_игенция, инт_л_ектуал,  искус_тво, фил_со_ский,  ори_нтиры, эмоции_нальный,  ор_гинальный.

Д_стоинс_во, ф_з_ол_гических, п_з_тивно, н_г_тивный, ре_лизовать, мин_муму, инд_в_ду_лизм, инт_л_игентность, инт_л_игенция, инт_л_ектуал, искус_тво, фил_со_ский, ори_нтиры, эмоции_нальный, ор_гинальный.

http://www.gramota.ru/ м*р*в*з*рение

http://www.gramota.ru/

м*р*в*з*рение

На прошлогодние ошибки  Смотреть мне трудно без улыбки.  Пишу я лучше многих в классе,  Мне подарил подарок Вася:  Мы изучали весь Январь  Орфографический словарь.

На прошлогодние ошибки Смотреть мне трудно без улыбки. Пишу я лучше многих в классе, Мне подарил подарок Вася: Мы изучали весь Январь Орфографический словарь.

Молодцы! Спасибо за урок!

Молодцы! Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Панова Елена Ивановна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418957


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства