kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по ФГОС "Сложносочинённое предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен с учётом использования учебника Р.Н. Бунеева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по ФГОС "Сложносочинённое предложение"»


Урок русского языка в 9 классе

Тема: Сложносочинённое предложение

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 9-го класса основной школы/ Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баллас, 2009)

Цели:

1) обобщить знания по теме «Сложносочинённое предложение», совершенствовать пунктуационные навыки;

2) развивать логическое мышление и языковое чутьё;

3) воспитывать любовь к родной речи.

Оборудование: таблица «Группы сложносочинённых предложений», карточки с заданиями.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация по теме «Сложносочинённое предложение»

III. Творческий диктант.

IV. Закрепление материала:

V. Занимательная лингвистика.

VI Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня мы будем повторять теорию по теме урока, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о сложносочинённом предложении.

II. Обобщение и систематизация по теме «Сложносочинённое предложение»

- Двое учеников работают у доски по карточкам.

Карточки

№ 1

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите и подчеркните грамматические основы. Определите, к какому типу сложных предложений относится данный пример:

Меж с_леньем и рощей нагорной

В_ё(т,ть)ся светл_ю лентой река

А на храме над оз_мью чёрной

Яркий крест подн_лся в облака.

Меж селеньем и рощей нагорной

Вьётся светлою лентой река,

А на храме над озимью чёрной

Яркий крест поднялся в облака.

№ 2

И затихают ш_рохи и вздохи

И замолкают птичьи голоса

И вопль певца из стру(н,нн)ой суматохи

Как вольный беркут мчится в небеса.

И затихают шорохи и вздохи,

И замолкают птичьи голоса,

И вопль певца из струнной суматохи,

Как вольный беркут, мчится в небеса.

- Остальные ребята выполняют упражнение 49. Прочитайте текст и укажите в нём сложные предложения. Какими средствами связаны в них части? Найдите среди сложных предложений сложносочинённое. Запишите его в тетради. Чем оно отличается от других типов сложных предложений?

Минуты три всё было уже готово, и всё-таки медлили начинать. (Части сложносочинённого предложения соединены соединительным союзом.)

-Выполняем упражнение 50. Подчеркните грамматические основы сложносочинённых предложений и однородные члены, связанные, помимо интонации, сочинительными союзами и, но. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Солнце сверкает с боку, и дорога, укутанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы. Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зелёные озими. Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе и замрёт на одном месте, трепеща острыми крылышками. А в ясную даль убегают чётко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба. На них сидят кобчики, - совсем чёрные значки на нотной бумаге.

Крепостного права я не знал и не видел, но помню, у тётки Анны Герасимовны чувствовал его… Усадьба – небольшая, но вся старая, прочная, окружённая столетними берёзками и лозинами.

- Попробуйте объяснить, почему И.А. Бунина считают мастером русского литературного пейзажа. Какие образы в этом тексте представляются вам наиболее яркими, запоминающимися?

- Ответьте на вопросы в учебнике на странице 37.

1. По каким признакам вы отличаете сложносочинённые предложения от других типов сложных предложений? (Части сложносочинённого предложения равноправны и связаны сочинительной связью)

2. Что общего в способах связи однородных членов предложения и частей сложносочинённого предложения? (Однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения соединяются интонацией и сочинительными союзами. И между однородными членами, и между частями сложносочинённого предложения ставится запятая, если они соединены противительными союзами)

3. Чем отличается постановка знаков препинания при однородных членах и между частями сложносочинённого предложения? (Если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится, а в сложносочинённых предложениях ставится.

4. Сформулируйте самостоятельно определение сложносочинённого предложения.

5. Сопоставьте свою формулировку с текстом в рамке. Выделите новую информацию.

III. Творческий диктант.

Закончите пословицы, использовав противительные союзы:

1) Не место красит человека, … (а человек место).

2) Не красна изба углами, … (а красна пирогами).

3) Мягко стелет, … (да жестко спать).

4) Делу время, … (а потехе час).

5) Не спеши языком, … (а спеши делом).

6) Близок локоть, … (да не укусишь).

IV. Закрепление материала:

1) Выполнение упражнения 51.

- Прочитайте текст. Найдите сложносочинённые предложения и устно укажите, к какой группе относится каждый сочинительный союз.

- Как вы считаете, какие признаки лексики и синтаксиса данного литературоведческого текста характерны для научной статьи?

(Использование терминологической лексики. Нормированность речевых средств. Широкое использование абстрактной лексики. Многократное повторение одних и тех же слов. Сложный синтаксис, осложняется однородными членами и дополнительными членами предложений. Использование развёрнутых предложений с чётко выраженными синтаксическими связями, обилие причастных и деепричастных оборотов.)

2) Конструирование предложений.

Даны начальные части сложносочинённого предложения и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте сложносочинённые предложения с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп:

Много всяких происшествий видел на своём веку Григорий Иванович…

Есть земля, недра…

За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево…

Не успеешь замедлить возле торговца шаг…

Станция была действительно крохотной…

Завершающие части предложений:

…вот раскинулся перед ним городской базар.

… он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

… город за ней раскинулся редкостный.

…людей – кот наплакал.

… такого ещё не встречалось.

Есть земля, недра, а людей – кот наплакал.

Много всяких происшествий видел на своём веку Григорий Иванович, но такого ещё не встречалось.

За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар.

Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.


3) Выполнение упражнения 52.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите над сочинительными союзами, связывающими части в составе сложносочинённого предложения, к какой группе они относятся. Подчеркните грамматические основы и составьте схемы. (Комментируем «по цепочке»)

1. Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. 2. Николай был невысокий, курчавый, молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всём лице выражались стремительность и восторженность. 3. Княжна Марья, всё ещё молча, смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были и любовь, и грусть. 4. Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперёд люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном. 5. Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался ещё молочно-белым морем. 6. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.

V. Занимательная лингвистика.

Найдите «четвёртое лишнее»:

  1. Дом невелик, да скучать не велит.

  2. Хлеб да каша – пища наша.

  3. Маленький, да удаленький.

  4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение – 2: да=и, в остальных случаях да=но.)

VI Подведение итогов урока.

- Сложносочинённые предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства.

Хочется, чтобы вы ребята, осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть.

VII. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал на странице 37.

Упражнение 52 II часть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по ФГОС "Сложносочинённое предложение"

Автор: Филатова Надежда Игоревна

Дата: 26.06.2017

Номер свидетельства: 423241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства