- Какова задача нашего урока? Наполнить корзину волшебными словами. ( Корзина Волшебных слов.) Сегодня мы полистаем кодекс хороших манер и правил поведения, отправимся в страну, которой нет на глобусе, а называется она Этикет. Что такое этикет? Откроем словарь и прочитаем: Страница историческая. Портрет Людовика 14 Слово учителя: - На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14, имевшего прозвище Король-солнце, гостям вручили карточки-этикетки, с перечислением некоторых правил поведения. Вот сейчас вы тоже получите такие карточки-этикетки. - Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске: Мой подарок я вручила, То есть радость получила То есть радостно и мне, То есть радостно вдвойне от подарка моего - стало два из одного! Э. Машковская Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Игра с залом «Я начну, а ты продолжи…» Растает даже ледяная глыба От слова тёплого …(«спасибо»). Зеленеет старый пень, Когда услышит … («добрый день»). Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … («здравствуйте»). В любой стране на прощание Всегда говорят … («до свидания») - О чем будем говорить? ( О вежливости, о вежливых словах). Справка учителя «Путешествие в прошлое» - Ребята, а знаете ли Вы, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. - А что же происходит в наши дни? Упражнение 2 «В магазине». Упражнение 3 «На улице» (устно). стихотворение «Здравствуйте». - Здравствуте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. Упражнение 3 Впишите вежливые слова Отгадав загадки,вы узнаете, о ком сегодня будем читать. Маленький мальчишка В сером армячишке, По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей) - Почему вы считаете,что это воробей? Что вы знаете о воробьях? Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет, песенки поет.(Кошка) - Почему вы считаете, что это кот? - Что вы можете рассказать о кошках? - О каких повадках кошек вы знаете? - Кто из вас может ответить, кот умывается до еды или после еды? - Люди умываются до еды или после еды? Прочитав сказку, вы узнаете, почему кот моется после еды. А теперь все вместе делимся впечатлениями о прочитанном и играем в другую игру «Свободный микрофон» Вы можете воспользоваться словами – помощниками «Мне кажется…» «Впечатление произвел….» «Особенно запомнился….» «Поразило, удивило…..» Чем закончилась сказка? Прочитайте слова на доске. (смелый, умный, сообразительный, хитрый, коварный, глупый) Расставьте слова под картинками кота и воробья. Расскажите, какой в сказке воробей? А какой в сказке кот? Физминутка «Это про меня» «Да» - хлопать над головой «Нет» - хлопать за спиной -У нее бесшумная походка… -Она лает, если к дому подходит кто-то чужой -Она умеет мурлыкать -С ней человек ходит на охоту -Она узнает об окружающем мире с помощью усов -Ее называют другом человека -Она умывается собственной лапкой… Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта -Как вы понимаете эти слова? -А какой вывод вы сделали для себя? (любить животных, не бросать их в беде, нести ответственность за них) Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек! |