Конспект урока русского языка для 6 класса «Указательные местоимения»
Тема урока: Указательные местоимения.
Составила: Бурангулова Айгуль Гайфулиевна.
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
1) сформировать понятие об указательных местоимениях;
2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
3) расширить лексический запас учащихся;
4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Предметные результаты
самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы;
умение находить указательные местоимения; умение изменять их, использовать в речи; умение структурировать полученные знания.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее –Начнем скорей урок!
| Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование(Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | |
2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос-беседа. - Что называется местоимением? - Какие разряды местоимений вы знаете? - Каким членом предложения может быть местоимение? - Какие личные местоимения вы знаете? - Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными? - Как изменяются личные местоимения? - Что вы знаете о возвратном местоимении себя? - Какова особенность возвратного местоимения? - Назовите притяжательные местоимения. - На что указывают эти местоимения? 2. Проверочная работа. Далее ученикам предлагается задание – заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений.
1.Следить за собой. 2.Подготовить кое-что. 3.Кто здесь? 4.Остановиться у них. 5.Сколько-нибудь книг. 6.У кого спросить? 7.Никаких трудностей. 8.Сколько сделал? 9.Сходить к вам. 10.Ничего не знать. 11Дом, который стоит у дороги. 12.Кое с кем посоветоваться. 13.Узнать, кто сделал. 14.Сходить ко мне. 15.Не с кем поговорить. 16..Возьми себе.
Л – личные В – возвратные ? - вопросительные О – относительные Н – неопределенные -- - отрицательные
| Отвечают на вопросы. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные. Подлежащим, дополнением, определением. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Потому что обозначают лицо, человека, животное. Они изменяются по падежам. Местоимение он изменяется по родам. Возвратное местоимение себя указывает на то лицо, о котором говорят. Оно не имеет именительного падежа и форм рода и числа. Мой, твой, наш, ваш, свой. Они указывают какому лицу принадлежит предмет. Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата Взаимопроверка:
0 ошибок – «5»
1-6 ошибок – «4»
7-12 ошибок – «3»
1 | 5 | 9 | 13 | 2 | 6 | 10 | 14 | 3 | 7 | 11 | 15 | 4 | 8 | 12 | 16 |
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. | |
3. Работа по теме урока. Работа со стихотворением А.Фета. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий небосвод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы Эта ночь без сна, Это все – весна! Беседа. - Какую роль играет в стихотворении местоимение это? - С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? Запись темы урока. Цели - Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой. Поработаем с таблицей. Попробуйте заполнить графы таблицы Опираясь на стихи А.Фета А теперь откроем учебники, прочитаем и сравним со своей таблицей. - Прочитаем в учебнике на стр. 26-29 значения указательных местоимений. - Перечислите указательные местоимения. - Для чего служат указательные местоимения? - Работа с рубрикой «Знаете ли вы, что…» на стр. 27, 28. - Сделайте краткую запись важной информации об указательных местоимениях в таблицу. Определяют роль и значение указательного местоимения. Делают вывод об изменении указательного местоимения. Они только указывают, словно пальцем показывают ЧТО ЭТО, ПО ЭТОЙ ДОРОГЕ, ПО ТОЙ ДОРОГЕ. Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов. Перед вами указательные местоимения в начальной форме: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. - Что является их постоянным признаком? (Их постоянным признаком является разряд – указательные).
| Анализируют стихотворение А.Фета на раздаточных листах в парах. (Указывает) (Мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями).
Цели формулируют сами. (Определять значение указательных местоимений, Познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью, Уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.) Ученики в группах работают над заполнением таблицы «Указательные местоимения». Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют окончательный вариант таблицы по теме урока, корректируя индивидуальную таблицу. Тот, этот, такой, таков, столько. Они служат для выделения среди других какого-либо определенного предмета, признака, количества. Работают с информацией рубрики в парах. Сравнивают результаты. Работают по материалу § 5 учебника и слайда, демонстрируемого учителем, сопоставляя его с материалом индивидуальной таблицы и делают вывод: в процессе работы пришли к тем выводам, которые содержатся в материале учебника | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | |
5. Работа по вариантам. - Образовать все возможные формы местоимений. Вариант 1: такой, этот, таков Вариант 2: тот, столько, такая. 6. Коллективная работа. - А сейчас работа в группах. Каждая группа выполнит задание, а потом сделает вывод.. 1 группа: 1)Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их. 2) Выделите в этих словах корень. 3) Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений Указательные______________________ -Просклоняйте местоимение ТАКОЙ. Падежи | Ед.ч. | Мн.ч. | Именительный падеж | | | Родительный падеж | | | Дательный падеж | | | Винительный падеж | | | Творительный падеж | | | Предложный падеж | | | 2 группа. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе. _______ звук _______ красота _______ разочарование _______ краски - Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения. Прочитайте предложения и выполните задания. 1). Найдите указательные местоимения. 2). Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их как члены предложения. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Это письмо написал мой друг. Давай посидим у того дерева. У него был такой же велосипед, как у меня. Ты сегодня не такой, как всегда. Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать. 7.Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) такой цветок 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той речки 8.Работа в парах “Собери пословицы”. Соотнеси их стрелочками и цифрами . 9. Обращение к рубрике «Знаете ли вы ,что…» на с. 28 -Выпишите примеры из текста рубрики. Подчеркните в них слова это как член предложения ,укажите какое значение оно приобретает в разных ситуациях. | Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.(по 5-ти балльной шкале)
1). Однокоренные слова: указательные, указ, указать, указка, указывать..
Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет(тот, этот, такой) или количество(столько)
2). Местоимение ТАКОЙ и другие указательные местоимения изменяются по падежам и имеют окончания как у прилагательных.
3). Указательные местоимения изменяются по родам и числам. 4). Большинство указательных местоимений являются в предложении определением, дополнением -Выступление каждой группы: Слайд 10,12. Учащиеся работают на раздаточных листах, находят указательные местоимения, подчеркивают как член предложения, объясняют свой выбор, оценивают друг друга. Работают самостоятельно, определяют разряд местоимений, при устной проверке оценивают друг друга.
Выполняют задания и анализируют . Соотносят стрелочками пословицы. Работают с рубрикой учебника. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились! С задачей урока справились. Что закрепили, новое узнали, О чем бы маме рассказали? - Исследование какой темы вели на уроке? - Перечислите указательные местоимения. - Каковы особенности указательных местоимений? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Кто заработал 50 баллов получает 5 - Домашнее задание. Уровень С: (на отметку «5») 1)§5, 2) написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни», используя указательные местоимения. Уровень В: (на отметку «4») 1) §5, 2) упр. 30 стр. + работа с этимологическим словарём (указать этимологию устаревших указательных местоимений СИХ , СЕЙ ) Уровень А: ( на отметку«3») 1) §5, 2) упр. 32 стр.29 . | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение.
Стихотворение А.А.Фета «Это утро»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА.
1 группа.
1. Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.
- Выделите в этих словах корень.
- Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений
Указательные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.
Падежи | Единственное число | Множественное число |
Именительный падеж | | |
Родительный падеж | | |
Дательный падеж | | |
Винительный падеж | | |
Творительный падеж | | |
Предложный падеж | | |
-Сделайте вывод по склонению.
2 группа.
1. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.
__________________ звук
__________________ красота
__________________ разочарование
__________________ краски
- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Найдите в тексте указательные местоимения.
2) Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.
Определите каким членом предложения являются выделенные местоимения.
Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится.
Это письмо написал мой друг.
Давай посидим у того дерева.
У него был такой же велосипед, как у меня.
Ты сегодня не такой, как всегда.
Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать.
Критерии оценивания:
0-1 ошибка – «5»
2-4 ошибки – «4»
5-6 ошибок – «3»
7 и более ошибок – «2»
Критерии оценивания:
0-1 ошибка – «5»
2-4 ошибки – «4»
5-6 ошибок – «3»
7 и более ошибок – «2»
Критерии оценивания:
0-1 ошибка – «5»
2-4 ошибки – «4»
5-6 ошибок – «3»
7 и более ошибок – «2»
Разряд | Местоимения | Значение | Вопросы | Постоян - ные признаки | Изменя – ются | Синтакси- ческая роль |
| | | | | | |
Разряд | Местоимения | Значение | Вопросы | Постоян - ные признаки | Изменя – ются | Синтакси- ческая роль |
Указательные | Тот этот такой таков столько сей | указательное значение | Какой? Каков? Сколько? | Разряд (указатель-ные местоимения) | По падежам, некоторые - по родам и числам | Могут быть любыми членами предложения |
Выпишите номера словосочетаний
с указательными местоимениями:
1) помнить всегда
2) сколько времени
3) моего соседа
4) тогда цвела
5) кое-где виднеются
6) видно отсюда
7) обещать себе
8) за этим зданием
9) после стольких попыток
10) всюду раздаётся
11) приветствую тебя
12) возле той дачи
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Лист самооценки
Заполните квадрат знаками указывая разряды местоимений. (3 мин)
Следить за собой-В
Подготовить кое-что-Н
Кто здесь? -?
Остановиться у них-Л
Сколько-нибудь книг-Н
У кого спросить? -?
Никаких трудностей- --
Сколько сделал? -?
Сходить к вам-Л
Ничего не знать- --
Дом, который стоит у дороги-О
Кое с кем посоветоваться-Н
Узнать, кто сделал-О
Сходить ко мне-Л
Не с кем поговорить- --
Возьми себе-В
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 | 8 | 12 | 16 |
1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 |
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 | 8 | 12 | 16 |
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 | 8 | 12 | 16 |
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 | 8 | 12 | 16 |
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 | 8 | 12 | 16 |
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 В | 5 Н | 9 Л | 13 О |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 Н | 6 ? | 10 -- | 14 Л |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 ? | 7 -- | 11 О | 15 -- |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 Л | 8 ? | 12 Н | 16 В |
1 | 5 | 9 | 13 | | 1 | 5 | 9 | 13 |
2 | 6 | 10 | 14 | 2 | 6 | 10 | 14 |
3 | 7 | 11 | 15 | 3 | 7 | 11 | 15 |
4 | 8 | 12 | 16 | 4 | 8 | 12 | 16 |