Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. -Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | регулятивные: осуществлять самоконтроль; |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. В районе бухты Омега была найдена бутылка с запиской Срочно требуется ваша помощь. Дорогие друзья! Наш корабль потерпел кораблекрушение. Я и мой друг Р…стислав оказались на острове. Остров удивляет богатой р...стительностью. Мы распол…жились в зар...слях тростника около небольшого озера. В озере много водор…слей. При нашем прик...сновении они меняют цвет. Что к...сается еды, то проблем нет. Недалеко от нас р…стут кокосовые пальмы. Р...стислав, правда, прил...гает много усилий, чтобы сорвать их плоды. У нас даже есть свой огород, где мы выр…щиваем помидоры, арбузы, дыни. Сначала было весело: не надо ходить в школу, учить правила, писать изл…жение, находить сл...гаемое. Сейчас нам очень грустно. Помогите, пожалуйста, вернуться домой. В Р…стове нас ждут родители. Василий Сл…гаев и Р…стислав Неприк…саемый | Формулируют ответы на вопросы учителя. | регулятивные: овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2. Актуализация знаний | Организация учебного процесса на этапе 2 Бутылка была плохо закрыта, и вода размыла некоторые буквы. - В каких морфемах? - Можем ли мы вставить с вами пропущенные буквы? - Сегодня мы отправляемся в путешествие , в конце которого и должны восстановить письмо. -Какова же тема нашего урока? Запись темы урока. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки с изображением парусника.Три фишки -5 ,две-4. | Отвечают на вопросы учителя.- | Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли Формулирование проблемы , планирование Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 .- Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. 2. Исследовательская работа. (Приложение 1, слайд 3-4). На экране слова: растет,выросла,вращение,роскошь,раствор,выращенный,росли - Запишите эти слова и выделите в них корень. - Выберете из слов однокоренные слова.Выделите у них корень.Почему в этих словах разное написание?Напишите эти слова в два столбика.-с буквой А и с буквой О ,выделяя корень. - Подумайте: от какого условия зависит написание гласного в этих словах? (От конечного согласного) - Сравните ваши размышления с правилом в учебнике.Насколько вы оказались правы. стр.38 . | Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока. Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей | Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли Формулирование проблемы , планирование Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 - Ребята,давайте составивим схему,чтобы легче запомнить правило.(Дети проговаривают шаги алгоритма) 1. Выделить корень 2. Подчеркнуть согласную в корне. 3. В корнях рос,раст ,ращ перед С пишем О,перед СТи Щ пишем А. - Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн. А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений. Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил Где-то на базаре. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7). Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства. Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь. Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты. (С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.) | Составление учащимися плана действий. Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания | Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли Формулирование проблемы , планирование Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
5. Реализация построенного проекта | - А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться. Объяснительный диктант (Приложение 1, слайд 8-9). Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заро ли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками. -Мы на берегу реки Творчества. Кто собрал больше всего фишек, выполняют творческую работу. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться . Остальные ученики составляют словарные диктанты на данное правило | Выполняют упражнения | Метапредметные (УУД): познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли Формулирование проблемы , планирование Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
Физкультминутка | Экипаж корабля что-то засиделся на месте. - А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево. За штурвал садитесь смело. | Выполняют упражнения | |
6. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 Орфограмму выделите, выбор объясните. - Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка. 1. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14). Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму. Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16). А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? пол..жить, зар..сти, соприк..сается р..сточек, к..снусь, прир..щение прил..гательное, к..сательная, отр..сль Р..стислав, ул..жить, выр..стить 5. Выбравшись из зарослей дремучего леса. Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.6. Игра Составь слово (Приложение 1, слайд 17).Из слова выходить взять приставку. Из слова заросли – корень. Из слова сидел – последний суффикс. Из слова кустарника – окончание. (Выросла.) Давайте попробуем восстановить наш текст. Подведение итогов. | Орфограмму выделяют, выбор объясняют. Проводится анализ и исправление ошибок. Заполняют таблицу, работают в парах | Предметные: уметь применять самоинструкцию. Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. . |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 7 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? -Перед вами три фрегата. Один, с зелеными парусами, должен зайти в бухту Познаний ,второй, с желтыми парусами,–в бухту Сомнений,третий, с красными парусами ,– в бухту Огорчений. С помощью стикеров учащиеся выбирают свой фрегат. | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | . § 6,, упр 60,стр. 38-39. | Записывают задание. | Личностные:устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |