Конспект урока" Подготовка к домашнему сочинению "Отзыв о прочитанном произведении" 6 класс
Конспект урока" Подготовка к домашнему сочинению "Отзыв о прочитанном произведении" 6 класс
Этот урок предназначен для обучения написанию отзыва о прочитанной книге в 6 классе, после изучения творчества Фазиля Искандера, по одному из рассказов: "Тринадцатый подвиг Геракла" или "Запретный плод". В конспекте содержится теоретический материал и план написания отзыва.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Подготовка к домашнему сочинению "Отзыв о прочитанном произведении" 6 класс»
Урок развития речи
Урок литературы в 6 классе
Тема : «Подготовка к домашнему сочинению «Отзыв о прочитанному произведению»
( «Тринадцатый подвиг Геракла» или «Запретный плод» Фазиля Искандера)
Дата: 21.03.2017 г
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Сосновская СОШ»
Цель:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами……
Тип урока: развитие речи.
Цели по содержанию урока.
Образовательная: способствовать формированию представления о том, что такое отзыв о произведении.
Развивающая: способствовать формированию умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на произведение..
Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к книге, к русскому языку.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобиться учебник, тетрадь,
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний
Предлагает вспомнить ,какие стили речи и типы текста вам уже известны.
- Предлагаю вам прочитать текст и попробовать определить,
что это за текст: рецензия, отзыв? Известны ли вам эти термины? Писали ли вы раньше такое сочинение?
(приложение 1)
Вспоминают стили речи и типы текста.
Выявление затруднения.
Целеполагание и мотивация.
В ходе урока озвучиваются цели:
- знать что такое отзыв о произведении;
- научиться строить предложения для текста отзыва о прочитанном произведении.
3. Совместно с учащимися формулирует тему урока, предлагает записать её в тетрадь.
Определяют и осмысливают цели урока.
3. Формулируют и записывают тему урока в оставленной строчке.
Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.
Приложение 2
Прочитайте теоретический материал
Приложение 3 Читаем примерный план отзыва о произведении. В плане сразу предложены клише (вспоминаем, что это такое и зачем они нужны)
1. Изучают предложенный теоретический материал.
-приходят к выводу, что отзыв о произведении (книге) – это характеристика книги по ее содержанию и отношение к ней читателя.
Систематизация знаний и умений.
Предлагает составить план к отзыву о прочитанном рассказе
Ф. Искандера, совместно выбираем, о каком рассказе будем писать
( «Тринадцатый подвиг Геракла» или «Запретный плод».
1. Совместно с учителем составляют план и записывают его в тетрадь.
(Приложение 3)
Применение знаний и умений
Организует работу учащихся по применению знаний.
Предлагает придумать название сочинения.
Организует работу по предупреждению ошибок в тексте сочинения.
Озаглавливают сочинение.
Выполняют задания , кто-то может выполнять самостоятельно). Осуществляют самоконтроль, коррекцию.
Проверка уровня усвоения знаний и умений
1. Предлагает устно составить примерный текст сочинения.
1. Создают тексты сочинения.
Информация о домашнем задании
Дописать сочинения.
Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению.
Рефлексия
Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.
Оценивают свою работу. Определяют степень реализации целей.
Приложение 1
А. Н. Толстой
Золотой ключик, или Приключения Буратино.
В 1936 году известный русский писатель А.Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая стала любимым произведением детей. В своем предисловии к сказке он говорит, что основой ему послужила итальянская сказка «Пиноккио или Похождения деревянной куклы». Буратино с итальянского языка переводится как деревянная кукла. Образ этого веселого и забавного человечка с длинным носом придумал итальянский писатель К. Коллоди. Толстой не просто пересказал итальянскую сказку, он придумал различные приключения для Буратино и его друзей. Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице - гульдене. В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком. Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик - символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли. Еще эта сказка о дружбе. Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку, с голубыми волосами, и другие герои. Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него и идет им на выручку. Буратино пережил много приключений с самого первого дня своего появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей - вот и всё». Он вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка - хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки. Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио олицетворяют в произведении злые силы. Толстой высмеивает их на протяжении всей сказки. Мы смеёмся вместе с ним, вспоминая, например, как свирепый Карабас Барабас, засунув свою бороду в карман, чихает без остановки, из-за чего на кухне всё дребезжит и качается. Сюжет сказки развивается стремительно. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать злодеем. Удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Возможно, поэтому вся сказка - от начала до конца - читается на одном дыхании, весело и легко. По сказке создан замечательный фильм. Алексей Толстой так гениально ее написал, что многие фразы без изменений вошли в него.
Приложение 2
Отзыв – это размышление о прочитанном или увиденном, попытка систематизировать, обобщить свои мысли и впечатления, ведь часто так бывает, что нужно дать себе время, чтобы мнение сложилось, сформировалось. Ты закрываешь книгу – остались эмоции («Понравилось!», «Не понравилось!», «Вот здорово!», «Все ужасно!»). И лишь потом появляются мысли, в голове проясняется, события, сюжет, образы героев переосмысляются, и тогда ты можешь уже очень четко и осознанно сформулировать, что показалось тебе интересным, что ты считаешь достоинством произведения(книги или фильма), а что ты отнесешь к недостаткам.
Для чего пишут отзыв? Главная цель отзыва – рекомендация её другим читателям. Научившись писать отзывы, вы будете успешно участвовать в диспутах, хорошо писать сочинения.
«Отзыв — это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о книге или произведении - значит высказать и обосновать своё мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге, произведении); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги, произведения); рекомендации (кому прочитать данную книгу, произведение).
Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о произведении (книге), когда и как её читал, как складывалось впечатление о ней и т. п. В этом случае в отзыв включается повествование.
В отзыве могут сочетаться разные типы речи».(Из кн. «Русская речь» Е.И. Никитиной) Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение, поэтому пункты плана можно менять.
Приложение 3
Примерный план отзыва о прочитанном произведении.
1. Вступление (Автор и название произведения. Если читали другие произведения этого автора и автор уже вам знаком, напишите об этом).
2. О чём произведение? (сжатый пересказ, 2-3 предложения)
В этой сказке/повести/романе изображается…
В произведении рассказывается (говорится) о …
Автор/ Ф. И. О. автора описывает…
3. Кто главный герой/герои? Какие чувства вызывают герои?
Меня удивило (обрадовало, огорчило), что…
Я (и сейчас) восхищаюсь (этим героем), потому что...
Особенно взволновал (удивил) меня эпизод (момент), когда…
Меня тронуло…
Особенно трогательна картина (сцена)…
Я с интересом (с тревогой) следил за…
Я огорчался, когда…
5. В чем идея произведения?
Автор напоминает нам о…
Идея повести/романа/сказки/рассказа/ проста:…
Произведение заставляет задуматься о…
Книга учит…
6. Мои открытия.
Рекомендации: Выбери форму отзыва (например, письмо другу, письмо автору книги, письмо в издательство, статья для стенгазеты, для стенда и т. д.).
В зависимости от того, о каком произведении( книге), кому и что ты будешь писать, определи стиль сочинения (публицистический, научный и др.).
Постарайся в заглавии отзыва отразить его основную мысль.
V. Читая черновик сочинения вслух, следи, нет ли в отзыве неуместного, неоправданного повторения слов. Избежать этого помогут синонимы, лексические и текстовые (в данных ниже словах и словосочетаниях они разделены точкой с запятой), Например:
понравиться, глубоко взволновать, произвести большое (неизгладимое) впечатление, запомниться, привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в сердце и память; интересный — увлекательный, занимательный, любопытный; описывать -обрисовывать, рисовать, очерчивать; изображать, показывать, рассказывать о ..., знакомить с ....