Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний). Форма: интегрированный урок с применением компьютерной программы по русскому языку "Фраза”. Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций. Цели урока: Обучающие: обучение составлению алгоритма выбора гласной в корнях с чередованием; отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий; проверка качества усвоения учащимися данной орфограммы. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развитие связной речи учащихся, мышления. Воспитательные: воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитание интереса к русскому языку и информатике. Учебные: обобщить и расширить знания; проверить усвоение материала при использовании компьютерной программы "Фраза”; формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера. Оборудование: Ход урока Учитель литературы. I. Вступительное слово Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы попробуем соединить, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику. В конце урока вы увидите, что даже у таких разных предметов есть общие черты. II. 1. Определение задачи урока. Напомните, какой темой мы занимались на предыдущих уроках? (правописание чередующихся гласных в корне слова) Сегодня наша задача – восстановить последовательность применения правила правописания корней - гор - (-гар -), -кос - (-кас -). Помогут в этом листы-схемы. 2. Восстановление алгоритма (фронтальная беседа). 1 лист-схема: 3. Закрепление применения алгоритма (работа с раздаточным материалом, 6 карточек). Применить данную схему на практике. (Ученики по одному объясняют правописание слов по схеме) 4. Самостоятельное восстановление алгоритма (заполнение схемы с чередованием – кос - (-кас-). А теперь попробуем самостоятельно восстановить последовательность действий применения правила правописания корней – кос - (-кас-) (самостоятельное восстановление алгоритма). 2 лист-схема: 5. Проверка (устно). 6. Закрепление алгоритма. (Работа с раздаточным материалом). Используя карточки, применить составленную схему на практике. 7. Закрепление изученного материала с компьютерной поддержкой. Учитель информатики. Вопросы классу: Что такое алгоритм? Алгоритм – строго определенная последовательность действий, направленная на решение поставленной задачи с обязательным достижением цели. Какие виды алгоритмов вы знаете?Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм. Кого называют исполнителем алгоритма? Исполнитель алгоритма – это тот, кто выполняет алгоритм. Какие способы записи алгоритмов вам известны? cловесный (естественный язык), графический (блок-схемы), алгоритмический (язык программирования). 8. Контроль качества (работа с программой "Фраза”). Чтобы узнать результаты усвоения темы, обратимся к компьютерной программе по русскому языку "Фраза”. Этапы решения поставленной задачи: Запустить программу "Фраза”. Открыть папку 6 класс. Выбрать тему "Чередование гласных в корне слова”. Выбрать вариант а) № 257 -гор - (-гар-) б) № 260 -кос - (-кас-) Выполнить работу и получить оценку (оценки вносятся в лист контроля). III. Подведение итогов Что узнали? Чему научились? № | Ф. И. ученика | №256 | №260 | Общая оценка | 1 | | | | | 2 | | | | | 3 | | | | | |