- закрепить знания детей о шипящих звуках [ж],[ш]; закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши;
- развивать связную речь учащихся путем построения полных ответов на вопросы, составления предложений;
- развивать внимание, формировать устойчивость, концентрацию внимания при выполнении различных упражнений.
- создавать условия для развития коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга) через различные формы организации познавательной деятельности.
- прививать любовь к родному языку через занимательные задания.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Направления коррекционной работы. |
I. | Организационный момент. Речевка. Долгожданный дан звонок. Все на месте? Все в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Начинается урок. | Произносит речевку. | Проговаривают слова – речевку урока. | |
II | Сообщение темы урока, целей. - Какое сегодня число? День недели? Время года? Что в народе говорят про месяц декабрь? Как вы это понимаете? Какой праздник приближается? - Кто на празднике самый главный, кого ждем больше всего? Давайте покажем дедушке Морозу, что умеем делать, чему научились. А говорить мы будем о согласных Ш и Ж, слогах ЖИ и ШИ, о правописании слов со слогами ЖИ и ШИ. Для начала – разминка. Я буду задавать вопросы – ответьте на них быстро и полным ответом. - Назовите времена года. - Сколько зимних месяцев? - Какой месяц первый? Второй? - Назовите последний зимний месяц. - На лыжах катаются летом или зимой? | Задает вопросы, направляет, исправляет ошибки, контролирует. | Дети отвечают на вопросы. | Развитие слухового восприятия.
Развитие умения логически правильно строить высказывание.
Развитие умения отвечать полным ответом. |
III | Минута чистописания. Пальчиковая гимнастика. 1, 2, 3, 4, 5, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | Произносит слова, показывает движения. | Учащиеся повторяют движения и слова.
| Развитие мелкой моторики пальцев. |
| Минутка красивого письма. - Дедушка Мороз любит разукрасить окна узорами. Давайте и мы сплетем из букв зимнее кружево. Из каких букв оно? Произнесем звук Ш, Ж. Что знаете об этих звуках? - Посмотрите еще раз правильное написание строчных букв Ж и Ш. напишите одну строчку букву Ж и одну – букву Ш. | Показывает образец, спрашивает, контролирует.
Контролирует, исправляет, оценивает работу. | Дети наблюдают, анализируют, находят буквы в узоре, характеризуют звуки.
Наблюдают. Пишут в тетради по образцу. | Развитие мелкой моторики , формирование каллиграфического письма. |
IV | Работа по теме. Актуализация знаний. Игра «Услышь звук» - Я буду называть слова со звуками Ж и Ш. если вы услышите звук Ж – хлопните в ладоши, звук Ш – прошипите: Шуба, жук, камыш, лужа, шашки, жираф, кошка | Называет слова, контролирует, делает вывод. | Дети, в зависимости от того, что слышат, хлопают в ладоши или шипят.
| Развитие фонематического слуха, внимание. |
| 2. Работа с загадками. - Теперь мы покажем Деду Морозу, как умеем писать сочетания ЖИ-ШИ. Давайте повторим, какую гласную надо писать после звуков Ш и Ж? - Я загадаю вам загадки, отгадки запишите в тетрадях. 1. Мы – проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы, В дождь – лежим, А в снег – бежим, Уж такой у нас режим. - Что это? (лыжи) - Какой звук слышим после Ж? Какую букву напишем? 2. Пьет бензин как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? - Что это? (машина) - Какой звук слышим после Ж? - Какую букву напишем? 3. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъемный. Только это кран живой С настоящей головой. - Что это? (Жираф) - Какой звук слышим после Ж? Какую букву напишем? (Жираф) | Спрашивает, контролирует. | Вспоминают, называют гласную.
Учащиеся отгадывают загадки, объясняют написание слова, затем записывают в тетрадь слова-отгадки, подчеркивают жи-ши.
| Развитие концентрации, переключения, распределения внимания. |
| Вывод. - Какую гласную букву будем писать в сочетаниях жи-ши? - Какое вы знаете правило? «ЖИ-ШИ пиши с буквой И» - Молодцы! | Спрашивает, исправляет, оценивает работу. | Работают с ЭОР. Проговаривают правило. | Развитие умения логически правильно строить высказывание. |
| Физминутка Игра «Запрещенное движение» - Я буду показывать различные движения, которые нужно точно повторять за мной. Но одно движение повторять запрещено! Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ваша задача — не ошибиться и не повторить за мной запрещенное движение. | Показывает движения. | Дети следят за руками педагога и повторяют простые движения. | Развитие общей моторики. Развитие внимания. |
| Зрительный диктант. - Дедушка Мороз доволен вашей работой и хочет посмотреть, кто из вас умеет внимательно слушать, смотреть и правильно писать. Напишем маленький диктант. У Маши жил кот. - Как отмечено начало предложения? - Почему слово «Маша» написано с большой буквы? Сколько слов в предложении? Назовите первое, второе, третье слово в предложении? -Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова «Маша» и «жил»? | Спрашивает, контролирует. | Дети читают, находят и объясняют орфограмму. Потом пишут под диктовку предложение | Развитие зрительного восприятия, орфографической зоркости.
Развитие умения применять в работе ранее полученные правила. |
| 5. Работа с сигнальными карточками «Докончи слово» - Поднялась метель, закружились в воздухе снежинки, закрыли в словах слоги ЖИ-ШИ. Нужно вставить их в слова. МЫ… ЭТА…. НО…. ГРУ…. ЛУ…. ТИ…..НА КРЫ… КА…… - Запишите в тетрадь получившиеся слова, подчеркните орфограммы. Потом проверьте друг у друга. | Объясняет задание, контролирует.
| Дети поднимают соответствующие карточки ЖИ или ШИ, проговаривают получившееся слово, объясняют написание жи-ши. Затем записывают получившиеся слова.
| Развитие зрительного восприятия, умения контролировать себя при помощи усвоенного правила
|
V |
Работа по учебнику. Д.омашнее задание - Теперь вы легко справитесь с упражнением 5 на стр. 9. Какие буквы вы вставите? (проверка по слайдам) Лыжи, мыши и ужи, Шины, ежики, чижи. ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ, С буквой И всегда пиши. |
Объясняет задание.
|
Дети сначала проговаривают слова с орфограммами, объясняют. |
Развитие фонематического восприятия, орфографической зоркости..
. |
VI | Подведение итогов. Рефлексия. - О каких звуках мы сегодня говорили? - Как пишутся слоги с ЖИ-ШИ? - Какие задания вам больше всего понравились? Показались трудными? - Вы были очень дружными сегодня, и Дед Мороз благодарит вас. | Контролирует ответы. | Ответы детей. Анализируют работу. | |