Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку УМК Л.В.Занкова. "3 склонение имен существительных"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«3-е склонение имён существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Мустафаева Замира Бекуевна
2017г
Тема урока: 3 склонение имен существительных.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с 3-м склонением имён существительных.
Задачи урока:
1. Дать первоначальные представления о 3-м склонении имён существительных, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных. 2. Формировать навыки нахождения слов в именительном и винительном падежах, развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация, выполненная в Power Point, учебник "Русский язык" 3 класс, часть 2 (автор Полякова А. В.), гербарий растений.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.
2. Объявление темы урока и постановка цели.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с 3-м склонением имён существительных, узнаем, какие слова относятся к этому склонению, научимся находить их в предложениях и, конечно же, вспомним 1 и 2 склонения (Слайд 2,3).
3. Каллиграфическая минутка.
- Ребята! Начинается минутка чистописания. Разгадав мою загадку, вы узнаете, какая буква пришла сегодня к нам в гости.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носит нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета)(Слайд 4).
- Письмо какой буквы мы будем сегодня тренировать? Составьте свои росчерки со строчной буквой «г», соблюдая наклон вправо, высоту букв, соединение и оригинальность. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа карандашом по данным критериям.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Наше словарное слово на этом уроке – гарнир.
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя существительное 2 склонения мужского рода, нарицательное, неодушевлённое).
- Подберите однокоренные слова (гарнирный, гарнирчик). Какой части речи эти слова? С помощью чего образовались?
- Чтобы узнать лексическое значение слова, обратимся к нашей волшебной книге – Толковый словарь С. И. Ожегова.Лексическое значение слова - овощи, каша и другие добавления к мясным и рыбным блюдам.
- А теперь познакомимся со словом гербарий. Сделаем транскрипцию (1 ученик возле доски).
- Лексическое значение слова – коллекция засушенных растений.
- Составим предложение с этим словом (Катя принесла красивый гербарий). Запишем предложение в тетрадь и выделим грамматическую основу.
- Ребята! Я тоже для вас принесла удивительный гербарий (демонстрация гербария): земляника, хвощ, осина, полынь. Давайте определим склонение этих слов и узнаем, какое слово лишнее (1 ученик возле доски, остальные вспоминают 1 и 2 склонения). Слово полынь не относится ни к 1 склонению, ни ко 2. Значит, это слово 3-го склонения. (Микро вывод делают сами учащиеся) (Слайд 6,7).
Микро вывод: К 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и ь на конце. Ь в окончание не входит.
5. Физкультминутка.
Если слово мужского рода - прыжок, если женского рода – хлопок (конь, пень, мама, тетрадь, каша, стол, полынь, метель, труба, зонт, ствол) (Слайд 8).
Восстановить текст, найти существительные 3склонения.
6. Закрепление. Работа с учебником.
- Выполним упражнение 292 (письменно с комментированием). Сделаем вывод.
7. Обобщение.
Игра «Подбери слова». Подбери к существительным однокоренные существительные 3-ого склонения без
суффикса и запиши их:
Ветка - Ёлка - Морковка - Лошадка - Мышка -
Тетрадка - Кроватка - Ночка - Кисточка – Ладошка
а) образуйте словосочетания, подобрав к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные: безоблачный, ослепительный, материнский, золотой, зимний, грубый, сладкий, прочный, весёлый (Ответы учащихся)
б) составьте предложение со словосочетанием материнская любовь.
А вы знаете, какая самая в мире горькая вода. Это мамины слёзы. Я к вам обращаюсь в канун 8 Марта. Будь сыном хорошим, будь дочкой хорошей и пусть никогда из маминых глаз не льётся вода. Берегите матерей.
8. Подведение итогов.
- Урок подходит к концу! Что вы расскажете своим родителям про наш сегодняшний урок русского языка дома? Что нового узнали? Что необычного? Молодцы! (Слайд 10)