kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" с экологическим компонентом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок был проведенв рамках конкурса, посвященного Году Экологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" с экологическим компонентом»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №5

_________________________________________________________________

г.о.Кинешма, Ивановская обл., ул. Межевая, д.18

тел.(факс) (49331)5-37-10, 5-56-41 Е-маil: schoolnum 5@маil.ru.


Конспект урока по русскому языку

во 2 классе на тему: «Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.»


Педагог: Пеледова Екатерина Викторовна

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности обучающихся ; формирование экологической компетентности и изучения природы во всем ее многообразии; формировать умения определять имена прилагательные и их роль в речи, отличать от других частей речи, ; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, совершенствовать умения работы в коллективе, формировать интерес к изучению русского языка; прививать потребность в совершении заботы об окружающем мире

4. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для рук, вести контроль за позой обучающихся во время работы за партой.


Автор учебника: В.П. Канакина. В.Г. Горецкий УМК «Школа России»


Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала.


Форма проведения: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.


Цель:  знакомство обучающихся со значением и ролью в речи имен прилагательных;

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:


-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели,  анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);


-личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);


-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);


-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).


Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация


Наглядные пособия: карта Ивановской области


Рабочие материалы для обучающихся: карточки-задания, сигнальные карточки для рефлексии, орфографический словарь, карта Ивановской области.
















№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Экологический компонент

1.

Организационный момент


Создаёт положительный настрой на урок.

Прозвенел звонок весёлый
  Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Руки? НА МЕСТЕ
  Ноги? НА МЕСТЕ
  Локти? У КРАЯ
  Спина? ПРЯМАЯ.

Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем вместе мы опять
  Думать, строить, сочинять.


- Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.


-Откройте тетради, запишите число, классная работа

Подготовка рабочего места.

Приветствие учителя и гостей.
















-Открывают тетради и

Записывают


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


2

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.



- С чего мы начинаем урок русского языка?




-На уроке русского языка нам приходится много писать. Давайте подготовим свои пальчики к письму, а кроме того эти упражнения помогут вам сделать ваш почерк ровным и красивым.


-Сегодня на уроке вы превратитесь в исследователей нашего Ивановского края и в этом нам поможет карта. Мы уже не раз путешествовали по области.

- Какие города родного края вы знаете?


-А что нам для этого понадобится в пути к знаниям?


-Ответьте, пожалуйста на вопрос: - как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.


-На какую букву начинается это слово?


- Дайте характеристику звуку Э.


- Из каких элементов состоит буква?



-Пропишем заглавную и строчную букву Э э


- С минутки чистописания





Выполняют упражнения для рук под музыку.






Называют города /Вичуга, Шуя, Иваново, Родники, Юрьевец/



- Ум и смекалка.




- ЭКОЛОГИЯ.




- Э


-гласный, ударный и безударный. указывает на твёрдость согласного

- Из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии.

Пишут буквы.



Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


формирование экологической грамотности

3

Словарная работа

Работа в парах


-Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах?






-Давайте найдем слово экология в словаре, посмотрим написание каких букв надо запомнить.


- Где можно сделать ошибку в слове и почему?


- Какая орфограмма в слове?


- А кто такой эколог?


-А какая это часть речи.





- Запишите слово в тетрадь, выделите безударную гласную зеленым цветом, поставьте ударение, напишите проверочное слово.


1. Работать должны оба.

2.Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Один слушает, другой говорит

4. Не понял, переспроси



ищут слово в орфографическом словаре



-говорим экалогия, пишем экология


-безударная гласная о, проверочное слово эколог.

-специалист, который изучает окружающий мир

- существительное, неодушевленное, нарицательное



Записывают в тетради и на доске.


воздействовать на развитие эмоционально волевых, нравственных качеств личности, на осознанном уровне представлять науку, помогающую познавать окружающий мир. 

4

Актуализация опорных знаний.

- Итак, отправляемся в путешествие по Ивановскому краю на нашем любимом паравозике.




-А куда мы прибыли вы мне скажите когда прочитаете текст.

/Презентация слайд 2/






-Куда мы прибыли?



-Найдите у себя на карте город Заволжск и покажите у меня на большой карте


- Как вы думаете, все ли понятно в этом

тексте?

- А как вы думаете почему?






- Какие бы слова вы вставили в предложения, посмотрите на слова подсказки?

(Слайд 3 ).

- Прочитайте получившийся текст






- А теперь понятно, о идёт речь в этом предложении?

-Учитель комментирует, что произошло и какая проблема существует.

/Приложение к уроку/


звучит музыка «Паравозик из Ромашково»

Ребята имитируют движение


Читают текст

В 1971 году в деревне Галкино Заволжского района был произведен взрыв. Случилась ситуации и на поверхность попали вещества. Они попали в речку Шача, а затем и в Волгу.


- в деревню Галкино Заволжского района


Ставят на карте красный флажок.


- Нет


- В тексте нет имен прилагательных-Нет признаков, не понятно какой взрыв, что за ситуация, какие вещества.


В 1971 году в деревне Галкино Заволжского района был произведен подземный ядерный взрыв. Случилась аварийная ситуации и на поверхность попали опасные, вредные вещества. Они попали в речку Шача, а затем и в Волгу.


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.


формирование умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно делать обобщения и выводы, знать природу родного края,

5

Сообщение темы и цели урока.

Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.


- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы (Слайд 4).

-Запишите вопросы со словами в тетрадь.




- Что обозначают слова, которые помогли нам понять текст?


- Как называются эти слова? Какой частью речи они являются?


-Что мы уже знаем о прилагательном?





-Посмотрите еще раз на текст и объясните как нам помогли имена прилагательные?


- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

/Открываем тему на доске/






Какая цель нашего урока?




-Сейчас мы группами отправимся в разные концы нашей области. В какие вы расскажите, когда выполните задания, садимся в паравозик.



Какие? опасные, вредные

Какая? аварийная

Какой? подземный, ядерный



-Признак предмета



- Имя прилагательное



- Имя прилагательное – это часть речи, отвечает на вопросы какая? Какое? Какой? Какие обозначат признак предмета


-Уточнили существительные



-Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.






-Узнать, для чего употребляются в речи имена прилагательные и какое они имеют значение?


Звучит музыка «Паравозик»

Ребята имитируют движение паравозика.

Рассаживаются по группам


Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.



6

Исследование данной проблемы. Работа над новым материалом. Работа с текстом


-Какие правила работы в группе вы знаете?







- Каждая группа получает текст, находит в нем прилагательные.

-Чья группа будет готова отвечать даст сигнал.





- Прочитайте текст, найдите в нем прилагательные, подчеркните волнистой линией, найдите на карте это место и поставьте флажок.

(Учитель комментирует и дополняет текст)

/Приложение /

- Назовите прилагательные.

- Прочитайте текст без прилагательных.

-Отличаются тексты? Чем?

- Назовите прилагательные в тексте.

- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?


- Сделайте вывод о роли имен прилагательных в речи.


-Подтвердим свой вывод правилом в учебнике.




- Оцените работу в группе и поставьте отметку за работу.


Я предлагаю вам отправиться дальше

- Запишем в тетрадь предложения каждой группы, с комментированием у доски.

- Кто будет писать у доски вы решите в своей группе.

-Прилагательные будем подчеркивать волнистой линией.

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работать должен каждый.

3.Один говорит, другой слушает.

4.Свое несогласие высказывай вежливо.










по мере готовности, каждая группа читает свой тест

Ставят флажок на карте









-Уточнили…..описали, сделали интереснй, красивей


- Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.



Оценивают работу, ставят себе отметку.







Работают у доски.

Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные УУД

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

формирование умения правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности


7

Закрепление изученного материала.



Оказывается, если точно описать предмет то можно узнать его.

- Давайте, попробуем?

/Слайды 6-14/.












- Как можно назвать все это одним словом?

/Слайд 15/

- Применяя слово экология? Как можно сказать, какая катастрофа?

-Придумаем предложение призыв с этим словосочетанием и запишем его в тетрадь.









Читают названия картинок

-загрязнение рек

-пролитая нефть

- вырубка лесов

- выхлопные газы

- непереработка вторичного сырья

- мусорные свалки

- фабрики и заводы

- радиоактивные отходы

- кислотные дожди


- Катастрофа



-Экологическая катастрофа.


-Спасем мир от экологической катастрофы.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 Формирование знаний о проблемах экологического загрязнения окружающей среды ;

охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

8

Итог урока. рефлексия

- Итак, ребята, давайте подведем итог урока?

- С какими проблемами нашего края вы узнали на уроке?

-Что нужно делать для решения этих проблем?

- Что такое имя прилагательное и какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

- А как вы думаете, пригодится ли вам знания, которые мы приобрели в ходе исследования об экологической опасности в нашем крае?

Спасибо, вы настоящие экологи-исследователи. Будущее нашего края в ваших руках и, думаю, вы будете беречь его.


-А теперь покажите, с помощью знаков свой успех на уроке на нашей лесенке знаний.




-Кому бы мы поставили сегодня отметки за урок?







-Имя прилагательное – это часть речи…….











+ уверен в своих знаниях, умею и могу научить других

? – знаю, но надо еще повторить

- нужна помощь


-Оценивают других и себя.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Через свои чувства переживать свое отношение к природе, стремление сохранить ее

9

Домашнее задание

- Спасибо за урок, завтра мы продолжим изучать имя прилагательное

-Пусть в ваше окно всегда смотрит только чистый, безопасный мир……

( Слайд 17,18)

-Домашнее задание, придумать 3 предложения о том, что вы можете сделать для охраны и бережного отношения к окружающему миру в нашем родном Ивановском крае.

/получают задание на карточках/


-Выставляем отметки в дневник.






Список учебной и дополнительной литературы

Методическое пособие «Русский язык, 2 класс»


Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

https://yandex.ru / экологический компонент

https://yandex.ru/images/search карта ивановской области

https://yandex.ru/images/search? Картинки о загрязнении природы

http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/ekologicheskaya-situatsiya-ivanovskoj-oblasti экологическая обстановка в Ивановской области

http://ivgazeta.ru/read/9458 экологическая карта Ивановской области, «Ивановская газета»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/06/23/formirovanie-uud-na-urokakh-v формируемые УУД на уроках в начальной школе

https://yandex.ru/video/search? видео паровозик из ромашково песенка

https://yandex.ru/video/search? физкультминутка на уроке Веселые пальчики



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" с экологическим компонентом

Автор: Пеледова Екатерина Викторовна

Дата: 09.07.2017

Номер свидетельства: 423882

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства