1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности обучающихся ; формирование экологической компетентности и изучения природы во всем ее многообразии; формировать умения определять имена прилагательные и их роль в речи, отличать от других частей речи, ; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, совершенствовать умения работы в коллективе, формировать интерес к изучению русского языка; прививать потребность в совершении заботы об окружающем мире
4. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для рук, вести контроль за позой обучающихся во время работы за партой.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Экологический компонент |
1. | Организационный момент | Создаёт положительный настрой на урок. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Руки? НА МЕСТЕ Ноги? НА МЕСТЕ Локти? У КРАЯ Спина? ПРЯМАЯ. Ну, ребята, чур, молчок, Начинается урок. Будем вместе мы опять Думать, строить, сочинять. - Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. -Откройте тетради, запишите число, классная работа | Подготовка рабочего места. Приветствие учителя и гостей. -Открывают тетради и Записывают | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
2 | Актуализация знаний. Минутка чистописания. | - С чего мы начинаем урок русского языка? -На уроке русского языка нам приходится много писать. Давайте подготовим свои пальчики к письму, а кроме того эти упражнения помогут вам сделать ваш почерк ровным и красивым. -Сегодня на уроке вы превратитесь в исследователей нашего Ивановского края и в этом нам поможет карта. Мы уже не раз путешествовали по области. - Какие города родного края вы знаете? -А что нам для этого понадобится в пути к знаниям? -Ответьте, пожалуйста на вопрос: - как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. -На какую букву начинается это слово? - Дайте характеристику звуку Э. - Из каких элементов состоит буква? -Пропишем заглавную и строчную букву Э э | - С минутки чистописания Выполняют упражнения для рук под музыку. Называют города /Вичуга, Шуя, Иваново, Родники, Юрьевец/ - Ум и смекалка. - ЭКОЛОГИЯ. - Э -гласный, ударный и безударный. указывает на твёрдость согласного - Из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии. Пишут буквы. | Предметные: - правильно выделять имена прилагательные из ряда слов. Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | формирование экологической грамотности |
3 | Словарная работа Работа в парах | -Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах? -Давайте найдем слово экология в словаре, посмотрим написание каких букв надо запомнить. - Где можно сделать ошибку в слове и почему? - Какая орфограмма в слове? - А кто такой эколог? -А какая это часть речи. - Запишите слово в тетрадь, выделите безударную гласную зеленым цветом, поставьте ударение, напишите проверочное слово. | 1. Работать должны оба. 2.Свое несогласие высказывай вежливо. 3.Один слушает, другой говорит 4. Не понял, переспроси ищут слово в орфографическом словаре -говорим экалогия, пишем экология -безударная гласная о, проверочное слово эколог. -специалист, который изучает окружающий мир - существительное, неодушевленное, нарицательное Записывают в тетради и на доске. | | воздействовать на развитие эмоционально волевых, нравственных качеств личности, на осознанном уровне представлять науку, помогающую познавать окружающий мир. |
4 | Актуализация опорных знаний. | - Итак, отправляемся в путешествие по Ивановскому краю на нашем любимом паравозике. -А куда мы прибыли вы мне скажите когда прочитаете текст. /Презентация слайд 2/ -Куда мы прибыли? -Найдите у себя на карте город Заволжск и покажите у меня на большой карте - Как вы думаете, все ли понятно в этом тексте? - А как вы думаете почему? - Какие бы слова вы вставили в предложения, посмотрите на слова подсказки? (Слайд 3 ). - Прочитайте получившийся текст - А теперь понятно, о идёт речь в этом предложении? -Учитель комментирует, что произошло и какая проблема существует. /Приложение к уроку/ | звучит музыка «Паравозик из Ромашково» Ребята имитируют движение Читают текст В 1971 году в деревне Галкино Заволжского района был произведен взрыв. Случилась ситуации и на поверхность попали вещества. Они попали в речку Шача, а затем и в Волгу. - в деревню Галкино Заволжского района Ставят на карте красный флажок. - Нет - В тексте нет имен прилагательных-Нет признаков, не понятно какой взрыв, что за ситуация, какие вещества. В 1971 году в деревне Галкино Заволжского района был произведен подземный ядерный взрыв. Случилась аварийная ситуации и на поверхность попали опасные, вредные вещества. Они попали в речку Шача, а затем и в Волгу. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | формирование умения воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно делать обобщения и выводы, знать природу родного края, |
5 | Сообщение темы и цели урока. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. | - А теперь поставьте к словам помощникам вопросы (Слайд 4). -Запишите вопросы со словами в тетрадь. - Что обозначают слова, которые помогли нам понять текст? - Как называются эти слова? Какой частью речи они являются? -Что мы уже знаем о прилагательном? -Посмотрите еще раз на текст и объясните как нам помогли имена прилагательные? - Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? /Открываем тему на доске/ Какая цель нашего урока? -Сейчас мы группами отправимся в разные концы нашей области. В какие вы расскажите, когда выполните задания, садимся в паравозик. | Какие? опасные, вредные Какая? аварийная Какой? подземный, ядерный -Признак предмета - Имя прилагательное - Имя прилагательное – это часть речи, отвечает на вопросы какая? Какое? Какой? Какие обозначат признак предмета -Уточнили существительные -Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. -Узнать, для чего употребляются в речи имена прилагательные и какое они имеют значение? Звучит музыка «Паравозик» Ребята имитируют движение паравозика. Рассаживаются по группам | Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться находить связь между существительным и прилагательным. - распознавать имена прилагательные среди других частей речи; - задавать вопросы к именам прилагательным. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | |
6 | Исследование данной проблемы. Работа над новым материалом. Работа с текстом | -Какие правила работы в группе вы знаете? - Каждая группа получает текст, находит в нем прилагательные. -Чья группа будет готова отвечать даст сигнал. - Прочитайте текст, найдите в нем прилагательные, подчеркните волнистой линией, найдите на карте это место и поставьте флажок. (Учитель комментирует и дополняет текст) /Приложение / - Назовите прилагательные. - Прочитайте текст без прилагательных. -Отличаются тексты? Чем? - Назовите прилагательные в тексте. - А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? - Сделайте вывод о роли имен прилагательных в речи. -Подтвердим свой вывод правилом в учебнике. - Оцените работу в группе и поставьте отметку за работу. Я предлагаю вам отправиться дальше - Запишем в тетрадь предложения каждой группы, с комментированием у доски. - Кто будет писать у доски вы решите в своей группе. -Прилагательные будем подчеркивать волнистой линией. | 1.В группе должен быть ответственный. 2.Работать должен каждый. 3.Один говорит, другой слушает. 4.Свое несогласие высказывай вежливо. по мере готовности, каждая группа читает свой тест Ставят флажок на карте -Уточнили…..описали, сделали интереснй, красивей - Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. Оценивают работу, ставят себе отметку. Работают у доски. | Предметные: - уметь определять, значение имён прилагательных; - учиться выяснять значение новых слов; Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные УУД регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | формирование умения правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности |
7 | Закрепление изученного материала. | Оказывается, если точно описать предмет то можно узнать его. - Давайте, попробуем? /Слайды 6-14/. - Как можно назвать все это одним словом? /Слайд 15/ - Применяя слово экология? Как можно сказать, какая катастрофа? -Придумаем предложение призыв с этим словосочетанием и запишем его в тетрадь. | Читают названия картинок -загрязнение рек -пролитая нефть - вырубка лесов - выхлопные газы - непереработка вторичного сырья - мусорные свалки - фабрики и заводы - радиоактивные отходы - кислотные дожди - Катастрофа -Экологическая катастрофа. -Спасем мир от экологической катастрофы. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Формирование знаний о проблемах экологического загрязнения окружающей среды ; охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов |
8 | Итог урока. рефлексия | - Итак, ребята, давайте подведем итог урока? - С какими проблемами нашего края вы узнали на уроке? -Что нужно делать для решения этих проблем? - Что такое имя прилагательное и какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные? - А как вы думаете, пригодится ли вам знания, которые мы приобрели в ходе исследования об экологической опасности в нашем крае? Спасибо, вы настоящие экологи-исследователи. Будущее нашего края в ваших руках и, думаю, вы будете беречь его. -А теперь покажите, с помощью знаков свой успех на уроке на нашей лесенке знаний. -Кому бы мы поставили сегодня отметки за урок? | -Имя прилагательное – это часть речи……. + уверен в своих знаниях, умею и могу научить других ? – знаю, но надо еще повторить - нужна помощь -Оценивают других и себя. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Через свои чувства переживать свое отношение к природе, стремление сохранить ее |
9 | Домашнее задание | - Спасибо за урок, завтра мы продолжим изучать имя прилагательное -Пусть в ваше окно всегда смотрит только чистый, безопасный мир…… ( Слайд 17,18) -Домашнее задание, придумать 3 предложения о том, что вы можете сделать для охраны и бережного отношения к окружающему миру в нашем родном Ивановском крае. /получают задание на карточках/ -Выставляем отметки в дневник. | | | |