1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. (Е. Измайлов) – Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.) – Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.) – Выделите корень значком. – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) – Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.) – Проведём маленький эксперимент (опыт). – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.) – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.) – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. – В корне заключён общий смысл однокоренных слов. – От него образуются («растут») другие слова. – Сравните свои выводы с выводом профессора Самоварова (с.49) 2.Работа с СД-диском. (Электронное приложение к учебнику.-Анимация.) – Что для вас было новым? Непонятным? 3.Физминутка. 4. Работа по учебнику. Упр. 61(с.46)– развивается умение находить общую часть однокоренных слов. – Какая общая часть есть у этих слов? – Что общего у них в значении? – С каким словом они все связаны? Докажите это. 5. Работа в Рабочей тетради. Задание № 131с.17(ч.2). (дети собирают группы родственных слов, выделяют корень) Род-Родина, родители, родной, родня, родственники. Сад-садовник, садовый, садик, садочек. Ход-ходок, ходули, ходить, ходики. -Как вы докажите, что каждая группа слов, которая у вас получилась это родственные слова? (ответы детей) -Обратите внимание на первую группу слов. Я вам хочу сказать, что от этих слов идёт какое-то тепло. Почему?(Ответы детей.) Правильно. От этих слов на душе становится светло и радостно, потому что мы любим, когда вместе собираются родственники, родные люди. Хочется друг другу сделать приятное. Мы должны беречь отношения между родственниками, родными, заботиться друг о друге. Тогда и любая беда будет не беда, когда знаешь, что родственники рядом. Берегите своих родителей, помогайте им и жалейте их! 6. Работа в паре. – Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет слово -дом. (Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен). Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 7. Работа с СД-диском (Электронное приложение к учебнику- Упражнения.) «Помоги паучку сплести паутину» – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? – Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов». Буратино: «Корень – это главная часть предложения». Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |