- Вы любите мечтать или воображать? Умение воображать нам сегодня пригодится на уроке. Представьте, что мы с вами попали в страну Букварию. И не только попали, а нам нужно помочь одному жителю этой страны, который оказался в беде. И это не простой житель, а фокусник.
- А вот и жители этой страны. (На доске буквы)
- Кто они? (буквы)
3.Постановка общей проблемы.
1. А теперь соберите буквы в одно слово и узнаете главное слово на уроке.
Какое главное слово вы составили? (Буква)
Почему слово Буква главное на уроке? (Мы сегодня познакомимся с новой буквой.)
А вот с какой буквой познакомимся, вы узнаете чуть позже.
2. В этой стране Букварии жили-были буквы, они жили не тужили, потому – что все дружили.
- Прочитаем буквы с доски хором звуками:
М В С Л Б З Р Д П Н Т
- Почему они дружат? (Согласные)
- Жила среди них буква – известный фокусник. Как его зовут? Догадайтесь.
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква … мягкий знак (показ Ь)
(Прикрепляю карточку ь)
- Значит, с какой новой буквой познакомимся на уроке? (ь)
- Будем чему учиться? (Будем учиться читать слова с ь)
- На что похож ь?
Владимир Степанов написал стишок:
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Мягкий знак, мягкий знак –
Ковш, половник и черпак.
4. Открытие детьми нового знания
- Хотите знать, почему он себя называет фокусником?
- Давайте попробуем произнесём её звуком.
- Почему у нас не получается? (Не обозначает звука).
А если она не обозначает звука, может быть она гласной, или согласной? (Она не может быть гласной, и согласной).
- ь не обозначает никакого звука, это особая буква, она не умеет говорить и никто с этой буквой не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко.
1. Чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках
- Давайте попробуем ей найти друзей, подставим её к согласным буквам и прочитаем.
- Читаем дружно хором.
ЛЬ БЬ ЗЬ - Как произносятся согласные звуки с ь? (Произносятся мягко)
МЬ ВЬ СЬ -
РЬ ДЬ ПЬ
НЬ ТЬ
- Как вы думаете, наша буква-фокусник может дружить с согласными? Вот наконец-то ей теперь не одиноко. Она очень рада и благодарит вас за помощь.
2.Работа со словами.
- На партах у вас лежат карточки со словами.
Прочитайте самостоятельно слова.
УГОЛ
БЫЛ
ПЫЛ
КОН
- А теперь в конце каждого слова подпишите карандашиком ь.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Какое волшебство сделал ь со словами? (Изменил значение слов).
Беседа о лексическом значении слов каждой пары.
- Почему он называет себя фокусником?
5. Работа в прописи
а) сравнение буквы Ь с буквой Ы
б) показ письма буквы на доске
в) письмо буквы Ь учащимися (2 строчки)
г) физкультминутка для пальчиков
6. Закрепление
-Я написала слова, прочитайте их, в чём моя ошибка? (Нет ь)
- Давайте исправим их.
ГУС
ЛЕН
ОЛЕН
ЛОС
- Для чего служит ь? (Для обозначения мягкости согласного звука)
- Сколько слогов в слове ЛОСЬ? (1 слог)
- Сколько букв? (4 буквы)
-Сколько звуков?(3 звука)
- Почему звуков меньше, чем букв? (ь – не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков)
7.Работа в Азбуке
а) чтение слов
б) работа с текстом:
- самостоятельное чтение;
- выделенные трудности чтения;
- прямая речь;
- чтение вслух;
- выборочное чтение; (Кем был Вова? Во что они играли? Кто упал? Что сказала Ира?)
в) рассказывание по картинке с изменением и дополнением текста.
8. Письмо со слуха (на доске): Вова катал Иру. Мой конь Орлик устал.
9. Итог урока
- С какой новой буквой вы познакомились на уроке?
- Как вы думаете, помогли мы этой букве-фокуснику в ее беде?
- Благодаря вам теперь у этой буквы много друзей. И ей хорошо в своей стране Букварии.
- А правда ли он фокусник?
- Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.