Урок фонетики, грамматики, правописания. Слово и его лексическое значение
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель урока: способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова".
Задачи урока:
1. Образовательные:
познакомить с новым разделом курса - лексикой;
повторить схематическое обозначение слова;
ввести понятие "лексическое значение слова";
2. Развивающие:
развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;
развивать познавательную активность;
развивать самооценку и коммуникативные навыки;
3. Воспитательные:
4. Коррекционные:
развивать ориентировку в малом пространстве;
развитие наглядно - образного мышления, переключения внимания;
развивать умение конструировать из части целое и выделять из целого части.
развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.
Оборудование
Презентация по теме, конверты в которых находятся карточки с заданиями, толковые словари, учебник, тетрадь.
Орг. Момент
- речевка
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Сообщение урока
Пальчиковая гимнастика
Работа в тетрадях (открыли, пропустили две строчки, записываем число, классная работа, обратили внимание на точки.)
Минутка красоты
- Бб
Словарная работа
Детям предлагается отгадать загадку
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями (слайд1)
- Береза
Один обучающийся работает у доски, остальные записывают слово в тетрадь.
Учитель спрашивает смысл слова береза.(слайд 2).
Как ласково называют берёзу?
- Как называют сок берёзы?
- Лес из берёз?
Ставится ударение, подчеркивается безударная гласная, которую нужно запомнить.
Учитель предлагает детям придумать предложение со словом береза. (предложение записывается на доске и в тетради).
Дети находят главные члены предложения, подчеркивают простым карандашом и линейкой.
7. Сообщение темы урока.
У.- Рассмотрите таблицу.
- Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.
- Составьте из этих букв слово.
- Запишите получившееся слово в клетках.
- Прочитайте это слово.
- Что означает это слово?
В | В | В | Л | В | В | В |
Х | Е | Х | Х | Х | Х | Х |
А | А | К | А | А | А | А |
Н | Н | Н | Н | Н | С | Н |
Д | Д | Д | И | Д | Д | Д |
О | О | О | О | О | О | К |
Л | Л | А | Л | Л | Л | Л |
(В конверте лежат карточки с заданием, на белом фоне для каждого ученика).
Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на местах.
(На доске у учителя карточка со словом "лексика").
У. - Лексика – то, что обозначает слово, является его лексическим значением(слайд
- И мы с вами сегодня начинаем изучать этот раздел.
У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".
(У детей на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .)
У. - У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок.
У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.
(Дети выполняют задание).
У. - Какое слово получилось?
Д. - Получилось слово "Слово".
У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какова тема урока?
Д. - Разговор пойдёт о слове.
У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение".(вывешивается на доске)
Работа по учебнику стр. 43 правило.
- Дети читают правило самостоятельно, затем один ученик громко.
Значение слова можно найти в толковом словаре (слайд 5 )
Работа по учебнику.
Страница 42, упр. 48
У. - Посмотрите на рисунок, что нарисовано на нем? (дети, птицы, дом, деревья,)
Давайте попробуем поработать со словарем. (работа со словарем). Учитель находит слова из упражнения и зачитывает их значение.
Физкультминутка
Работа по учебнику
Упражнение 49
Дети читают задание к упражнению, разбирают задание вместе с учителем, записывают предложение.
Дополнительное задание: в предложении подчеркнуть звонкие согласные.
Итог урока
- Что узнали нового?
Какое задание понравилось? Почему?
Домашнее задание:
Стр.43 правило, запомнить написание слова береза, упр. 50.
Рефлексия.
На столе в конверте у детей лежат чистые листочки. Учитель предлагает нарисовать смайлика, в зависимости от их настроения. (слайд 7)
С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте.