kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ФГОС. Тема "Служебные и самостоятельные части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС и может быть использован на уроке открытия новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ФГОС. Тема "Служебные и самостоятельные части речи"»

Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия: работа с учебником, работа с таблицей, работа с планом, наблюдение

Содержательная цель: формирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи

Планируемые результаты:

Личностные УУД : ученик научится ответственному отношению к учению,

получит возможность научиться осознанному, доброжелательному отношению к одноклассникам, его мнению, мировоззрению.

Предметные УУД: ученик научится различать самостоятельные и служебные части речи и получит возможность распознавать самостоятельные и служебные части в тексте, употреблять их в речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: ученик научится ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои знания, получит возможность научиться самостоятельно ставить цели, управлять своим поведением;

Познавательные УУД: ученик научится устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;

ученик получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации

Коммуникативные УУД: ученик научится формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее, работать в группе, вступать в диалог, также участвовать в коллективном обсуждении, подбирать к ним аргументы.

Раздаточный материал: листы для самооценки, карточки

Необходимое оборудование: учебник

Демонстративный материал: алгоритм определения самостоятельных и служебных частей речи, эталоны самопроверки;


I.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.
Ребята, вы готовы к уроку, хотите получать новые знания?

Ученики. Да, готовы.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Учитель. Тогда проверим домашнее задание

Учитель. Кто выполнил задание по карточке №1, проверьте его по эталону, который находится у вас на столе.

Эталон №1 к упражнению на карточке

Желтизна (сущ), желтый (прил), желтеть( глагол), желто(наречие); зеленеть (глагол), зелень(сущ.), зеленый(прил.), зелень(сущ.), молодость(сущ) , молодой(прил.), молодо(нар), молодеть(глаг.); холод(сущ), холодеть( глагол), холодно(нар.), холодный(прилаг.)                                


Учитель. Кто выполнил задание № 2 из упражнения 108 и определил , какими частями речи являются, проверьте по карточке, которая лежит у вас на столах.

Эталон №2 к упражнению 108

Трава пила ( глагол) - Зазвенела пила (сущ.)

Кто без белил (сущ) – крыши белил (глагол)

Не жалея мыла(сущ) – нос мыла (глагол)

Сказала гну (глагол) – головы не гну (глагол)

Подкрался к попугаю(сущ) – сейчас попугаю (глагол)


Учитель. Кто выполнил задание №3, выписал из рассказа Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители» по 5 слов каждой части речи, подойдите ко мне для проверки.

примерный эталон к 3 заданию

Имя сущ

Имя прилаг.

Имя числит.

Местоим.

глагол

наречие

солнце

ставни, постель

ночь

минута

сильный


себя

своей

тот

это

он

пришел

оделся

освежало

опомниться

пошел

Долго

Ночью

Наверх

Нельзя

нарочно


Учитель. Кто выполнил задание №4 и составил кроссворд, используя названия частей речи, выйдите к доске и закрепите листочки.

Эталон к 4 заданию

1.  Кто и что вокруг растет,
     Что лежит и кто живет:
     Имя удивительное!
     Это...? (существительное)

2.   Применяем все мы это
      Вместо имени предмета,
      Нам на всё оно укажет,
      Но имён ничьих не скажет.
      Часто очень применяется,
      Без него, как ни крутись,
      В речи нам не обойтись.         (местоимение)

3. Он предметы оживляет,
     Всех их в дело вовлекает,
     ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
 Строго сам за тем следит.
 Он три времени имеет
 И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про…  (глагол)

4. Признаки действий оно означает,
     Всем любопытным оно отвечает
    КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
 ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
 Очень не любит оно изменяться,
  Род не имеет, не хочет склоняться.         (наречие)

5.   Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает

На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Как его звать, кто скорей догадается?     (числительное)

6. Вам подробно все расскажут.

Чей, какой тебе покажут.

С существительным всегда,
 Словно не разлей вода.           (прилагательное)


7.   Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
 Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.   (союз)

8 НА дороге пёс сидит,
   ЗА дорогой столб стоит.
   ДО дороги добегу,
    ПОД дорогой пробегу.
    Там подземный переход.
    Нам В рассказе О дороге
    Очень помогли…    (предлоги)


9.   Могу оттенки придавать значеньям,
       Могу усилить их без напряженья.
       Могу помочь я форм образованью,
       Когда Глагол на службу призовёт,
       Могу вообще подвергнуть отрицанью
       Всё то, что кто-нибудь произнесёт.           (частица)





м

е

с

т

о

и

м

е

н

и

е













г

л

а

г

о

л


















н

а

р

е

ч

и

е

















ф











ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

н

о

е

















п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е










с

о

ю

з













п

р

е

д

л

о

г

















ч

а

с

т

и

ц

а



















я














Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил 1 задание без ошибок? Учитель. Хорошо. У кого были затруднения? Какие ошибки допустили?

Ученик. Я у слова «желто» неправильно определил часть речи, потому что неправильно поставил вопрос.

Ученик. Я в слове «молодо» неверно поставил вопрос, так как недостаточно знаем об этих частях речи.

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил упражнение 108 без ошибок?

Учитель. Хорошо. У кого были затруднения?

Ученик. Я допустил ошибку, так как неправильно прочитал слова и не понял значение слова

Ученик. С заданием справились,

Учитель. Ребята, кто выполнил задание творческого характера, какой кроссворд показался вам наиболее интересным.

Ученик. Наиболее интересным оказался кроссворд, сделанный на основе загадок.

Учитель. Проверка домашнего задания закончена. На партах лежат листы самооценки.

Учитель. Можете ли вы оценить свою работу на этом этапе?

Учитель. На каком уровне вы усвоили изученную на прошлом уроке тему?

Ученики. На удовлетворительном

Учитель. Почему?

Ученики. Потому что мы затрудняемся определять части речи.

Учитель. Перед вами на партах лежит лист самооценки. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. Оцените этот этап работы.

Лист самооценки ученика

ФИО ученика__________________________

задание

Оценка ученика

Оценка учителя

Домашняя работа



Работа в группе



Работа в парах



Самостоятельная работа





Учитель. Посмотрите на предложение, записанное на доске.

Никита постучал пальцами в стекло, ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей

Учитель. Определите, какие части речи использованы в этом предложении.

Проверьте по эталону, правильно ли вы выполнили задание

Эталон к заданию

Никитаимя существительное, постучал - глагол, пальцами – имя существительное, в - предлог, стекло - имя существительное, ворона – имя существительное, шарахнулась - глагол, боком – имя существительное, и – союз, крыльям – имя существительное, снег - имя существительное, с предлог, ветвей - имя существительное.


Ученик. В словах «и», «сбивая» я не смог определить часть речи.

Учитель. В чем заключается затруднение?

Ученик. В отсутствии определять часть речи.

Ученик. Недостаточно знаний о частях речи.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Что мы можем сказать о словах, которые встретились нам в предложении?

Ученик. Это слова разной части речи, имеют разные значения

Учитель. Какова проблема, которую нам предстоит решить на уроке?

Ученик. Мы должны научиться определять самостоятельные и служебные части речи

4. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

Учитель. Какова цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Мы должны научиться отличать самостоятельные и служебные части речи?

Учитель. Как сформулируем тему урока.

Ученик. Самостоятельные и служебные части речи

Учитель. Какой метод мы используем для решения нашей проблемы

Ученик. Обычно мы используем метод наблюдения и работы с учебником.

Учитель. Посмотрите на доску. Какие наблюдения можно сделать? Что можно сказать об этих словах, записанных в таблице?

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а, то, ли, ух, ах!

Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо; звезды, сиять.

Учитель. Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ученик. В первом столбике частицы, союзы, во втором столбике- имя существительное, прилагательное, глагол

Учитель. Как же их определить?

Ученик. К частям речи мы можем поставить вопросы, а союзами мы можем соединять предложения и слова.

Ученик. В первом столбике – самостоятельные слова, которые отвечают на вопросы. Во втором столбике слова служат для присоединения, слов, которые отдельно не могут употребляться

Учитель. Откройте учебник и посмотрите, правильно ли вы сделали вывод.?

Распределитесь на группы. Можем ли мы составить алгоритм ?

Учитель. Что мы узнали из материала учебника?

Ученик. Части речи делятся на самостоятельные и служебные

Учитель. Для наблюдения обратимся к странице 98 учебника.

5. Этап реализации построенного проекта

Учитель.  Что же сказано нового о частях речи?    Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?   

Учитель. Какие наблюдения вы сделали?

 Ученик: Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.   

Учитель. Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

Какой алгоритм можно использовать? Представляем слово 1 группе

Ученик. В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи, есть ещё особая группа слов- междометия и звукоподражательные слова

Ученик. Самостоятельные части речи делятся на изменяемые и неизменяемые. Изменяемые части речи склоняются по числам и падежам, спрягаются

Алгоритм №2

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

Не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Морфологические признаки

имеют

частично

Синтаксическая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения


Учитель. Какой алгоритм у 2 группы?

                   Признаки

Самостоятельные

части речи

Служебные   части речи

Междометия

Называют   предмет,

признак,   действие и т.д.

+

-

-

Можно   задать вопрос

+

-

-

Являются   членами предложения

+

-

редко

Имеют   лексическое значение

+

-

редко

Могут   употребляться

обособленно

(самостоятельно)

+

-

-

Изменяются

+

-

-


Учитель. Какой алгоритм получился у 1 группы? Какой - у 2 группы?

Можем ли мы использовать в работе эти алгоритмы? Все ли согласны с этими алгоритмами? Какой алгоритм из них вам кажется компактным?

Ученик. Нам кажется понятным и компактным

Учитель. Выполнили ли мы поставленную задачу?

Ученик. Да

Учитель. Можем ли мы определить часть речи

Учитель. Сможете ли вы объяснить те ошибки,

Ученик. Да, мы справились с работой

Учитель. Оцените этот этап работы

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг в познавательной деятельности?

Ученик. Закрепить выполнение этого алгоритма на практике

Учитель. Определите, какое из этих слов является самостоятельным, а которая служебным. Выполняем работу фронтально.

красный дружба но

желтеть дружный не

четыре скоро а

синева дружеский к

Ученик. Красный (какой?) обозначает признак

Ученик. Желтеть (что делать ?) обозначает действие

Ученик. Четыре (сколько?) обозначает количество, значит числительное

Ученик. Дружба (что?) имя существительное, обозначает предмет

Учитель. Испытывали ли вы затруднение при выполнении этого упражнения?

Ученик. Да .Затруднения еще есть. Нам нужно еще потренироваться

Учитель. Тогда поработаем в парах и выполним упражнение. А теперь посмотрите на карточки. Распределите слова по столбикам : в 1 столбик , относящиеся к самостоятельным частям речи, а во 2 столбик служебные части речи.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

Учитель. Сверьтесь с эталоном

Эталон

Хозяйка, однажды, базара ,пришла, домой принесла,картошку, морковку,горох, петрушку,свёклу, капусту

С,

и


Учитель. Поменялись работами и проверяем. Справились? Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы справились.


VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Учитель. Уверены ли вы в своих знаниях? Сможете ли самостоятельно выполнить задание?

Ученик. Да

Учитель . Выполните упражнение с доски. Разделите все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи.

Солнце небо греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос


Эталон к упражнению

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Солнце, небо, греет, слабо, ночам, трещит, мороз, дворе, снежной, бабы, побелел, морковный, нос

По, во, у


Учитель. Кто допустил ошибки?

Ученики. Мы справились. У нас затруднений не было

VIII. Этап включения в систему знаний, повторение.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новую тему?

Ученик. Нет

Учитель. Почему?

Ученик. Недостаточный объем практического применения.

Учитель. Тогда выполним упр 98. Выпишем из первых двух предложений служебные части речи: сначала предлоги, а затем союзы. Объяснить, для чего они служат

Эталон к упражнению

предлоги

союзы

у, из, во, между

и, что

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном

Учитель. Кто выполнил задание без ошибок?

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Затруднений не было.

Учитель. Продолжим закрепление темы. Для этого выполним упр 110..Найдите в каждом столбце слово «лишней» части речи и обоснуй те ответ.

Эталон к упражнению

Строить (глагол) не (частица)

синева (имя существительное) я (местоимение)

дружба (имя существительное)

пятёрка (имя существительное).

Зеленело (глагол)

ура (междометие)

Учитель. Кто выполнил упражнение без ошибок?

Учитель. В чем были затруднения?

Ученик. Были сомнения при определении частиц и местоимений.

Учитель. Выполним упражнение 112 (3 часть)

Учитель. Прочитайте текст. Приведите примеры слов сначала самостоятельных частей речи, а затем служебных( из первого абзаца)

Учитель. Сверьте работу по эталону

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Встреча, космонавт, Мурашка,зазнался, совсем, перестал, работать, рассердился,вечером, не пустили, его, муравейник, после

С, и, в

Учитель. Оцените этот этап работы.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель. Чем пополнили свои знания? Исследование какой темы провели на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Какой опыт мы будем использовать в дальнейшем? Где можно применить новые знания?

Ученик. Мы узнали о самостоятельных и служебных частях речи,

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель. Я предлагаю вам следующие домашние задания на выбор для того, чтобы вы закрепили полученные сегодня на уроке знания:

1. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи, но остались некоторые вопросы по теме урока, выполните упражнение №110 из параграфа 14.

2. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи, но не уверен, что самостоятельно сможет распределить их по группам, выполните задание №1 на карточках.

3. Те, кто научился различать самостоятельные и служебные части речи и может объяснить тему товарищу, выпишите примеры самостоятельных и служебных частей речи по рассказу А.С. Пушкина «Метель».

4. Задание для умников и умниц.

Объясните происхождение слов «капуста» и «капитан», выясните, есть ли между ними связь.

Учитель. Спасибо большое за урок, ребята! Вы сегодня очень усердно поработали!


.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ФГОС. Тема "Служебные и самостоятельные части речи"

Автор: Сафина Лейсан Радиковна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока по русскому языку, 4 класс по теме "Самостоятельные и служебные части речи" (Система Л. В. Занкова) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass-po-tiemie-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "117056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412694250"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства