kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - обобщения "Я узнаю тебя, деепричастие" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью данного урока с использованием информационных технологий становится развитие способностей учащихся в ходе групповой работы, которая дает ученикам опыт разнообразного общения, создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества. Задания урока-викторины пробуждали самостоятельность суждений, уверенность в своих силах, развивали творческое воображение. Работа в группах придает уверенность даже слабоуспевающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - обобщения "Я узнаю тебя, деепричастие" 7 класс»

Российская Федерация

Краснодарский край

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93










УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:



«Я узнаю тебя, деепричастие!»











Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Елфимова Т.А.













Тема: «Я узнаю тебя, деепричастие!»

Класс: 7

Тип урока : обобщающий

Цели урока: 1.Обучающие:

обобщение и систематизация знаний, умений и навыков,

полученных при изучении темы «Деепричастие как часть

речи»;

2.Развивающие:

способствовать развитию навыков самостоятельной работы,

совершенствовать умение находить деепричастия в контексте;

3.Воспитательные:

воспитывать и формировать трудовые, нравственные,

эстетические качества учащихся,

воспитывать коллективизм, гражданское самосознание;

воспитание интереса к изучению русского языка, к

родному краю

Задачи:

- обеспечение практического использования лингвистических

знаний и умений в социальной среде;

- создание условий для развития эмоционального потенциала

личности, способствующих успешности при выполнении работ

творческого характера;

- расширение воспитательного поля за счет введения

краеведческого материала, на основе которого осуществляется

опыт самопознания и становления личности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, опорные конспекты, карточки с индивидуальными и общими заданиями, жетоны-звёздочки.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя о целях и задачах урока.


  1. Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Я узнаю тебя, деепричастие!» Урок пройдёт в необычной для вас форме. Это урок-викторина. Мы будем работать в командах, потому что вместе всегда интереснее выполнять задание. Викторина покажет, насколько вы овладели знаниями по теме «Деепричастие» и покажет уровень ваших навыков. Победители (как команда, так и отдельные учащиеся) будут определяться по количеству жетонов-звёздочек

Команды, займите свои места. Капитаны жеребьёвкой определяют

названия команд (Команда основного действия, Команда добавочного

действия).

  1. Что нам надо знать и уметь, чтобы справиться с задачами сегодняшнего урока? Учащиеся отвечают. Справитесь вы с этими задачами?


III. Переход к теме урока. (Разминка)

Слайд №2

1. Обращаясь к теме сегодняшнего урока «Я узнаю тебя, деепричастие!», ответьте, пожалуйста, на вопрос: как вы думаете, как нужно поставить ударение в слове «узнаю» (на второй слог или на третий). Ребята отвечают, аргументируя правильность своего варианта, говоря о разнице в данном глаголе не только видовой, но и смысловой (большая или меньшая степень уверенности: узнаю- законченность действия, узнаю- незавершённость его).

На столах, за которыми расположились команды, лежат таблички с названиями команд (Команда основного действия, Команда добавочного действия).

2. Как вы думаете, почему сегодня подобраны именно такие названия команд? Дети говорят о том, что обозначают деепричастия (обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом)


  1. Прочитайте выразительно по очереди эпиграфы к уроку :

«Только начав учиться, узнаёшь о собственном несовершенстве»

и поэтические строки Еврипида:

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!

Карточка №1 (2 - по количеству команд)

1.Какая основная мысль объединяет эти мудрые изречения? Поясните в 1-2 предложениях, как вы поняли мудрые изречения древних?

2.Найдите деепричастия. (По каким признакам вы определили, что это деепричастия?)

Пока ребята в командах работают на карточках письменно, представители команд (2 человека) делают морфемный разбор деепричастий рассыпаясь, подыскивая. ( Как вариант можно использовать морфемное лото: перемешанные карточки с морфемами для составления 2-3 деепричастий каждому представителю команды – кто быстрее составит возможные варианты деепричастий)

За правильные и быстрые ответы выдаются жетоны.

IV.Повторение и обобщение знаний. (Конкурсные задания)

Слайд №3

Итак, первое задание «Четвёртое-лишнее».

Ваша задача – назвать лишнее в ряду деепричастие и указать, по какому принципу оно из ряда исключается. / Ответы: (1)ждя – отсутствие подобной словоформы в русском языке, (2)черпая – только в этом слове орфоэпическая норма с ударением на первом слоге, (3) ненавидя – слитное написание, без не не употребляется; (4)возвратясь – деепричастие совершенного вида, остальные – несовершенного./

Слайд №4

Второе задание «Грамматические орешки» поможет узнать, насколько вы грамматически зорки. Вы должны исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, исправив предложения и объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки.

/ Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций. Открывая дверь, она громко скрипнула. – Когда я открыл дверь, она громко скрипнула./

Возвращаясь домой, шёл дождь.

Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

Какие знания нам помогли точно исправить ошибки?

При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Слайд №5

Третье задание «Отгадайте фразеологизм!»

Вам необходимо с опорой на рисунки отгадать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Ребята отгадывают фразеологизмы и поясняют значения устойчивых сочетаний.

Физкультминутка.

Слайд №6

Творческое задание «Изобразите русскую пословицу»

Изобразите пословицу, в составе которой есть деепричастный оборот, дайте толкование этой русской пословице (пока представители команд готовятся, остальные учащиеся поясняют значение пословиц).

Пословицы даны на карточках, которые по жеребьёвке достаются командам.

НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ.

НЕ УБИВ МЕДВЕДЯ, ШКУРЫ НЕ ПРОДАЮТ.

НЕ РАБОТАЯ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

Представители команд инсценируют пословицу, а противоположная команда угадывает, что это за пословица.

Слайд №7

Пятое задание «Этимологическая справка» заключается в следующем: по данной этимологической справке угадайте фразеологизм, являющийся одновременно деепричастным оборотом.

(А что же такое этимология?)

Выражение №1

Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).

Выражение № 2

Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми.

Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью).

Слайд №8

Шестое задание «Правильно расставьте знаки препинания» покажет, кто правильнее и быстрее сможет обособить деепричастный оборот и деепричастие.

Карточка № 2 (2 - по количеству команд)

Благоухая сохли травы дымясь курились облака (И. Бунин)

И не пуская тьму ночную на золотые небеса одна заря сменить другую спе­ шит дав ночи полчаса (А. Пушкин).

Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат (А. Фет)

Каждая команда получает карточку с заданием. Все работают на своих местах. Какая команда правильнее поставит все знаки препинания?

По завершению работы карточки сдаются учителю. Учащиеся проверяют задание с помощью правильных вариантов на слайде, рассказывают о постановке запятых при деепричастии и деепричастном обороте.

Слайд № 9

Седьмое задание «Замените слова и обороты синонимичными фразеологизмами» позволит вам показать, как вы умеете использовать деепричастия в обыденной речи. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические обороты, содержащие деепричастия.

Карточка № 3 (2 - по количеству команд)

1. Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан. 1. Не смыкая глаз

2.Бригада энергично взялась за работу. 2. Скрепя сердце

3.Ты последнее время работаешь небрежно. 3.Не солоно хлебавши

4.Просители ушли, ничего не добившись. 4. Спустя рукава

5.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке. 5. Засучив рукава

6.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. 6. Затаив дыхание

Взаимопроверка команд и отчёт каждого капитана команды.

А в это время 2 представителя команд выполняют отдельное задание.

В одну корзинку попали все грамматические признаки деепричастий (на карточках). Ваша задача - рассортировать их на общие с глаголом и общие с наречием грамматические признаки. Самопроверка представителями противоположных команд. Делается общий вывод о морфологических признаках деепричастия.

Слайд №10

А теперь вам раздаётся контрольный тест (каждому учащемуся), и вы выполняете задания на листах контроля, обозначая в них правильные ответы.

Карточка № 4 (Тест) (раздаётся каждому учащемуся)

1.Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса:

1) раста…в

2) надв…галась

3) сгорб..вшись

4) разг…раясь

2.НЕ пишется слитно в примере:

1)(не)сделанная работа

2)(не)выполнив упражнения

3)(не)решаясь сказать

4)трава (не)скошена

3.Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1)Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

2)Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

3)Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.

4)Саша обидевшись на друга и не захотел с ним разговаривать.

4.Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1)Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2)Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3)Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4)Когда начал дуть ветер, роща ожила.

5.В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1)Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и

стала смотреть в окно.
2) Успокоившись, люди вышли на открытое место и долго стояли здесь

рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.
3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

4) Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину.

Слайд №11

Прочитайте сочинение кубанской школьницы (на слайде или на карточке) (Этот текст и разноуровневое задание есть на карточке у каждого учащегося, карточка выдаётся в начале урока с просьбой «не переворачивать до определённого момента»).

Что объединяет данный текст? Какое слово можно поставить вначале и

почему?

?…Это слово звучит для меня какой-то особенной музыкой: музыкой детства, колыбельной песней, первым школьным звонком, шумом прибоя и шелестом листьев на ветру.

Всё соединяется в единый оркестр и навевает воспоминания…

Будучи совсем маленькой, я с семьёй часто путешествовала по родной Кубани.

Из окна машины я любовалась необъятными кубанскими полями: то ярко-зелёными, то солнечно-жёлтыми. Проезжая через станицы и хутора, я видела небольшие аккуратные домики, которые прятались, утопая в зелени и цветах, речушки, где купалась местная детвора. Останавливаясь у природных источников чистейшей воды, мы любовались ивами, склонёнными над водой.

Где бы я ни бывала, всюду мне чего-то не хватает, чего-то особенного - того, что есть только дома. Наш край уникальный. Здесь много солнца, много улыбок и хорошего настроения, много замечательных людей.

Каждый из нас является творцом будущего. В наших силах поднять родной край на самые высокие ступени развития. И мне почему-то кажется, что перемены к лучшему очень близки…

И какое оно, это близкое будущее Кубани? На этот вопрос вы ответите дома.

Слайд №12

V. Разноуровневое задание на дом:

1 уровень («3») Составьте текст из 8-10 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем Кубани – нашей малой Родины

2 уровень («4») Обозначить графически все деепричастные обороты, указав определяемые слова и деепричастия

3 уровень («5») Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом и морфологический разбор одного деепричастия

VI. Подведение итогов урока.

Слайд №13

Мы шли сегодня по дороге знаний, использовали и применяли свои умения и навыки на практике. Капитаны, какие умения мы должны и дальше использовать, встречаясь с этой непростой глагольной формой-деепричастием? (Выводы).

А теперь оцените свои результаты, подсчитав жетоны-звёздочки, полученные за правильные ответы. Награждение победителей.

Что, по вашему мнению, необходимо было для победы? Правильно! Старание и знания. Все активно работали и поэтому - молодцы!

Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право на знание.

Спасибо за участие!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока - обобщения "Я узнаю тебя, деепричастие" 7 класс

Автор: Елфимова Татьяна Аркадьевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства