Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : "Подготовка к сочинению-описанию помещения"»
4
Конспект урока русского языка для 6 класса на тему : « Подготовка к сочинению-описанию помещения»
Тема: Р/Р Подготовка к сочинению -описанию помещения
Цель урока
Обучающая: помочь овладеть навыками описания помещения; научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными) оценочного характера; научить точно, ярко описывать предметы.
Развивающая: развивать внимательное отношение к употреблению слов в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.
Интерьер (спец.) – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Интерьерный
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
«Московский дворик»
- «В одном из отдаленных уголков Москвы…» - так начинается известный вам рассказ И.С.Тургенева «Муму». В этом барском домекрепостному Герасиму («Каморка Герасима») «отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется».
- Как обстановка каморки характеризует Герасима?
(Герасим – бедный человек (живет в каморке), но он сильный, большой, могучий, похож на богатыря. Под стать ему и мебель – такая же крепкая. Герой аккуратный, во всем любит порядок, создает и ценит его)
- Чего достигают писатель и художник, подчеркивая соотношение могучей фигуры дворника и его жилища?
(Жилище несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина)
- В художественном произведении интерьер помогает понять эпоху, быт, интересы людей, даже их характер и настроение.
- Встречалось ли вам описание помещения в тех произведениях, которые вы читали? («Сказка о спящей царевне», «Дубровский», «Сын полка»)
- От чего, на ваш взгляд, зависит характер интерьера? Посмотрите еще несколько кадров и ответьте на этот вопрос.
(От эпохи, назначения, увлечения хозяев, сословия)
(Детская, мастерская, театр, класс и т.д.)
Работа по теме. Постановка цели.
- Тема урока – «Описание помещения».
Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями сочинений-описаний помещения, их содержанием, языковыми средствами, попробуем создать свои тексты.
- Зачем необходимо уметь описывать помещение?
(Рассказать другу о комнате, и в вашем коротком письме друзья и родные увидят не только вашу комнату, но и вас, интересного человека, умеющего в обычных вещах разглядеть удивительное; описать увиденное в музее, объяснить строителю, дизайнеру свое видение помещения- вспомните телепередачу «Квартирный вопрос»)
- Что значит описать предмет?
(Описать – сказать, какой предмет, перечислить его признаки)
- Как строится описание?
(1. Общее впечатление.
2. Детальное описание частей.
3. Ваше отношение к описываемому.)
- Что стало предметом описания в отрывке из повести Тургенева? (Обстановка )
- Подберите синонимы к слову обстановка. (В тетрадь)
(Обстановка, убранство, устройство, интерьер)
Интерьер (спец)- внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Интерьерный.
Работа с учебником.
– Помещение можно описывать по-разному. Читаем об этом в параграфе 31 (стр.110)
4. Закрепление
Устно опишите кабинет русского языка в двух вариантах: 1) предельно кратко (перечень основных признаков комнаты и находящихся в ней предметов); 2) фрагмент подробного описания. Для связи микротем используйте выражения:
В комнате тесно от обилия вещей…, комната заставлена...,мебели в комнате немного…, придают комнате уют…, очень украшают комнату… .
Находится, располагается, стоит, висит; рядом с … - …, справа от …;посредине, в центре, рядом с…, возле, в углу, справа (слева) от…, между окном и …, напротив, у противоположной стороны
Работы читаются
(Большая комната. Четыре ряда столов и стульев. Учительский стол. Доска. Шкафы с книгами. Цветы. Портреты писателей.
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
(Большая светлая) комната. На окнах – (белые жалюзи). Около стен и в центре –( четыре ряда удобных парт и стульев). Перед ними –( учительский стол и современные книжные шкафы с учебниками и словарями). На стене, противоположной окну, -(витражи с портретами известных поэтов). Рядом – (панно, изображения известных русских писателей).
4. Словарно-орфографическая работа (упр.268)
Парная работа по подбору прилагательных
- Чтобы ваше описание было красочным, выразительным, какие художественные средства надо использовать?
(Эпитеты, сравнения, слова в переносном значении)
- А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?
(Прилагательные)
- Вам надо подобрать эпитеты к следующим элементам интерьера. Не забывайте об оценочных эпитетах, ведь в художественном стиле необходимовыразить свое отношение к описываемому.
Анализ текстов (выражение отношения к описываемому).
Текст № 1
Моя комната.
Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встает красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату, заливая ее розовым светом. И от этого света становится очень хорошо, спокойно на душе.
У окна стоит письменный стол. Это важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Когда ее зажигаешь по вечерам, в комнате становится очень уютно. А еще важная вещь – полка с книгами. Она висит над столом. Книг у меня много, и мне нравится их читать.
Я люблю свою комнату, мне в ней очень хорошо!
- Докажите, что это описание.
- Какова основная мысль описания?
- Как автор выражает свое отношение к описываемой комнате?
Текст № 2
Комната бабушки.
Комната моей бабушки маленькая, но как удачно все в ней расположено!
Большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью, стоит в центре комнаты. Когда входишь в комнату, сразу бросается в глаза блестящий медный самовар на столе. Предмет бабушкиной гордости!
А вот и древний-предревний комод! Он, как воробей, нахохлился в правом углу комнаты. Старинная кровать крепко прижалась к комоду.
Нельзя не сказать швейной машинке под чистеньким ситцевым чехлом, которая расположилась у двери. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет.
Вот какая бабушкина комната! Хотя многое в ней старенькое, необычное, зато находится на своем месте. Поэтому в комнате всегда очень уютно.
- Как автор передал свое отношение к комнате?
- Сложилось ли у вас впечатление о вкусе, увлечении бабушки?
Текст №3
Комната брата
Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.
- Что хотел подчеркнуть автор в описании?
- Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?
- Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Не обязательно перечислять все вещи, можно взять даже уголок комнаты. Но то, что описано, должно иметь душу. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение, свою любовь или неприязнь, объяснить, почему сложилось такое отношение. Тогда всем, кто прочтет ваше описание, станет понятен ваш вкус, привычки, и это будет интересно. Ибо нет ничего интереснее, чем узнать что-то новое о человеке.
Создание миниатюры
- Напишите свою миниатюру- описание, по которой можно определить увлечение человека или его профессию.
Текст №4
Моя комната.
Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван-кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками.
Когда выходишь из прихожей, то прямо перед тобой стоит круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. А дальше стоит шкаф с большим зеркалом. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате.
- Понравился вам текст? Почему?
(Сочинение похоже на список вещей, а не на описание)
8. Подведение итогов.
- Какие вы узнали виды описания помещения?
- Ваше домашнее задание – описать комнату в художественном стиле. Какие задачи вам надо решить?
(Начало – общее впечатление, затем – детальное описание.
Я очень люблю свою комнату…
Милый друг, как жаль, что ты никогда не бывал в моей школе….
Я никогда не скучаю в своей комнате…
В этой комнате живет интересный человек…)
Домашнее задание: написать сочинение-описание помещения в художественном стиле.