kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему : "Подготовка к сочинению-описанию помещения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает подготовить учащихся 6 класса к сочинению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : "Подготовка к сочинению-описанию помещения"»

4



Конспект урока русского языка для 6 класса на тему : « Подготовка к сочинению-описанию помещения»


Тема: Р/Р Подготовка к сочинению -описанию помещения


Цель урока

Обучающая: помочь овладеть навыками описания помещения; научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными) оценочного характера; научить точно, ярко описывать предметы.

Воспитывающая: воспитывать эстетическое восприятие интерьера.

Развивающая: развивать внимательное отношение к употреблению слов в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.


Интерьер (спец.) – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Интерьерный

Ход урока:


Вступительное слово учителя.

«Московский дворик»

- «В одном из отдаленных уголков Москвы…» - так начинается известный вам рассказ И.С.Тургенева «Муму». В этом барском доме крепостному Герасиму («Каморка Герасима») «отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется».


- Как обстановка каморки характеризует Герасима?

(Герасим – бедный человек (живет в каморке), но он сильный, большой, могучий, похож на богатыря. Под стать ему и мебель – такая же крепкая. Герой аккуратный, во всем любит порядок, создает и ценит его)


- Чего достигают писатель и художник, подчеркивая соотношение могучей фигуры дворника и его жилища?

(Жилище несет на себе отпечаток характера, вкуса своего хозяина)


- В художественном произведении интерьер помогает понять эпоху, быт, интересы людей, даже их характер и настроение.


- Встречалось ли вам описание помещения в тех произведениях, которые вы читали? («Сказка о спящей царевне», «Дубровский», «Сын полка»)


- От чего, на ваш взгляд, зависит характер интерьера? Посмотрите еще несколько кадров и ответьте на этот вопрос.

(От эпохи, назначения, увлечения хозяев, сословия)

(Детская, мастерская, театр, класс и т.д.)

  1. Работа по теме. Постановка цели.

- Тема урока – «Описание помещения».

Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями сочинений-описаний помещения, их содержанием, языковыми средствами, попробуем создать свои тексты.


- Зачем необходимо уметь описывать помещение?

(Рассказать другу о комнате, и в вашем коротком письме друзья и родные увидят не только вашу комнату, но и вас, интересного человека, умеющего в обычных вещах разглядеть удивительное; описать увиденное в музее, объяснить строителю, дизайнеру свое видение помещения- вспомните телепередачу «Квартирный вопрос»)


- Что значит описать предмет?

(Описать – сказать, какой предмет, перечислить его признаки)


- Как строится описание?

(1. Общее впечатление.

2. Детальное описание частей.

3. Ваше отношение к описываемому.)


- Что стало предметом описания в отрывке из повести Тургенева? (Обстановка )


- Подберите синонимы к слову обстановка. (В тетрадь)

(Обстановка, убранство, устройство, интерьер)


Интерьер (спец)- внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Интерьерный.

  1. Работа с учебником.

– Помещение можно описывать по-разному. Читаем об этом в параграфе 31 (стр.110)


4. Закрепление

Устно опишите кабинет русского языка в двух вариантах: 1) предельно кратко (перечень основных признаков комнаты и находящихся в ней предметов); 2) фрагмент подробного описания. Для связи микротем используйте выражения:


В комнате тесно от обилия вещей…, комната заставлена...,мебели в комнате немного…, придают комнате уют…, очень украшают комнату… .

Находится, располагается, стоит, висит; рядом с … - …, справа от …;посредине, в центре, рядом с…, возле, в углу, справа (слева) от…, между окном и …, напротив, у противоположной стороны



Работы читаются

(Большая комната. Четыре ряда столов и стульев. Учительский стол. Доска. Шкафы с книгами. Цветы. Портреты писателей.


ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

(Большая светлая) комната. На окнах – (белые жалюзи). Около стен и в центре –( четыре ряда удобных парт и стульев). Перед ними –( учительский стол и современные книжные шкафы с учебниками и словарями). На стене, противоположной окну, -(витражи с портретами известных поэтов). Рядом – (панно, изображения известных русских писателей).

4. Словарно-орфографическая работа (упр.268)


  1. Парная работа по подбору прилагательных

- Чтобы ваше описание было красочным, выразительным, какие художественные средства надо использовать?

(Эпитеты, сравнения, слова в переносном значении)


- А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?

(Прилагательные)

- Вам надо подобрать эпитеты к следующим элементам интерьера. Не забывайте об оценочных эпитетах, ведь в художественном стиле необходимо выразить свое отношение к описываемому.


Записывают на доске и в тетради:

Комната

Настроение

мебель светлый, уютный, удобный, современный, комфортный, любимый, искусный, важный


  1. Анализ текстов (выражение отношения к описываемому).


Текст № 1

Моя комната.

Я очень люблю свою комнату. Особенно зимой, рано утром, когда встает красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату, заливая ее розовым светом. И от этого света становится очень хорошо, спокойно на душе.

У окна стоит письменный стол. Это важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Когда ее зажигаешь по вечерам, в комнате становится очень уютно. А еще важная вещь – полка с книгами. Она висит над столом. Книг у меня много, и мне нравится их читать.

Я люблю свою комнату, мне в ней очень хорошо!

- Докажите, что это описание.

- Какова основная мысль описания?

- Как автор выражает свое отношение к описываемой комнате?

Текст № 2

Комната бабушки.

Комната моей бабушки маленькая, но как удачно все в ней расположено!

Большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью, стоит в центре комнаты. Когда входишь в комнату, сразу бросается в глаза блестящий медный самовар на столе. Предмет бабушкиной гордости!

А вот и древний-предревний комод! Он, как воробей, нахохлился в правом углу комнаты. Старинная кровать крепко прижалась к комоду.

Нельзя не сказать швейной машинке под чистеньким ситцевым чехлом, которая расположилась у двери. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет.

Вот какая бабушкина комната! Хотя многое в ней старенькое, необычное, зато находится на своем месте. Поэтому в комнате всегда очень уютно.


- Как автор передал свое отношение к комнате?

- Сложилось ли у вас впечатление о вкусе, увлечении бабушки?


Текст №3

Комната брата

Комната моего брата напоминала музей. Здесь все говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звездного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.

- Что хотел подчеркнуть автор в описании?

- Нужно ли сообщать о том, как и где располагались в комнате брата названные предметы?


- Комнату надо описать так, чтобы, во-первых, мы ее увидели. Не обязательно перечислять все вещи, можно взять даже уголок комнаты. Но то, что описано, должно иметь душу. Во-вторых, важно выразить к комнате, вещам свое отношение, свою любовь или неприязнь, объяснить, почему сложилось такое отношение. Тогда всем, кто прочтет ваше описание, станет понятен ваш вкус, привычки, и это будет интересно. Ибо нет ничего интереснее, чем узнать что-то новое о человеке.


  1. Создание миниатюры

- Напишите свою миниатюру- описание, по которой можно определить увлечение человека или его профессию.


Текст №4

Моя комната.

Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван-кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками.

Когда выходишь из прихожей, то прямо перед тобой стоит круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. А дальше стоит шкаф с большим зеркалом. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате.

- Понравился вам текст? Почему?

(Сочинение похоже на список вещей, а не на описание)

8. Подведение итогов.

- Какие вы узнали виды описания помещения?

- Ваше домашнее задание – описать комнату в художественном стиле. Какие задачи вам надо решить?

(Начало – общее впечатление, затем – детальное описание.

Я очень люблю свою комнату…

Милый друг, как жаль, что ты никогда не бывал в моей школе….

Я никогда не скучаю в своей комнате…

В этой комнате живет интересный человек…)


Домашнее задание: написать сочинение-описание помещения в художественном стиле.

1. Моя комната.

2. Комната друга (подруги).

3. Кабинет…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему : "Подготовка к сочинению-описанию помещения"

Автор: Немтинова Алина Сергеевна

Дата: 14.10.2017

Номер свидетельства: 432388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства