Организационно - мотивационный | Добрый день, ребята. Меня зовут _______, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. На уроке не болтать, Время даром не терять. Надо многому учиться. Это в жизни пригодится.
- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперед ума. Желаю вам удачи и новых открытий. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова, Но сегодня будь готов Сам открыть секреты слов. Готовы? - Тогда в путь! | Встают у парт. Приветствуют учителя. - Да. | Коммуникативные: • умение слушать и слушать собеседника; | Словесный метод: слово учителя. |
Целеполагание. | - Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: детективное агентство (слайд 1) (Кликнуть мышью). - Ребята, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение (нажать на смайлик): потерялась часть речи. Что будем делать? - Какие у вас возникли вопросы? - Это и есть цель нашей деятельности. Мы: (слайд 3) познакомимся с новой частью речи; узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает; а также научимся распознавать ее среди других слов. | - Собирать информацию. - Как называется? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? | Личностные: • уважительное отношение к иному мнению. Регулятивные: • умение следовать учебным действиям. Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Познавательные: • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. | Словесный метод - слово учителя, беседа. Наглядный метод - презентация. |
Открытие новых знаний | - Мы с вами будем составлять фоторобот, для того, чтобы отгадать первый элемент этой части речи вам нужно выполнить задание, обратите внимание на экран. - (Слайд 4) Прочитайте слова, разделите их на две группы и запишите в тетрадь. (Учитель, торт, медведь, дерево, кот, книга). - По какому признаку вы разделили слова? - Верно, это слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? и слова, которые отвечают на вопрос КТО? Бывают живые и неживые. Вот наши первые ориентировки (слайд 5). Работа в группах по инструкции. - Откройте учебник на странице 45, найдите упражнение 75. . Давайте прочитаем слова. Что обозначает каждое слово? Задайте вопрос кто? или что? - А теперь поработаем в группах. Повернитесь к соседям сзади и образуйте группу из четырех человек. Продолжаем работу со второй частью 75 упражнения. - Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению. Назовите с вопросами сначала имена существительные, которые обозначают живой признак, потом – неживой. - Кто сформулирует правило? Отчет групп: 1-я группа – Люди (кто?): учитель, школьник, ребята, врач; 2- я группа – Животные (кто?): верблюд, пчела, окунь; 3- я группа – Растения (что?): земляника, ромашка, осина. 4 – я группа – Одежда (что?): платье, пальто, костюм, шляпа. И все вместе это …? - Какие правило можно сформулировать, исходя из выполненного задания? - Запишите эти группы слов. Подчеркните в словах изученные орфограммы. Кто уже справился с заданием, тот составляет предложение с любым из этих слов. - Молодцы! Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. - Мы спрашиваем кто? О живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан: о буре, о погоде, о мысли, о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. - Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу? (5 слайд) - (6 слайд) Как же называется часть речи, которую мы так долго искали? Нам прислали шифрограмму, чтобы разгадать этот непростой вопрос. -Ребята, вы отгадали? Верно, это имя существительное! | - Слова, которые обозначают живые предметы и неживые. - Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? и слова, которые отвечают на вопрос КТО? -Кто? Что? -бывают живые и неживые на вопросы кто? и что? - Да, эта часть речи называется имя существительное. | Регулятивные: • умение следовать учебным действиям. Коммуникативные: • умение вступать в диалог; • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; • умение слушать и слушать собеседника. | Словесный метод - слово учителя, беседа. Наглядный метод - презентация; Практический метод - работа в группах, упражнение. |
Чтобы знать нам всё вокруг, надо быть внимательным! (Делаю из рук бинокль, осматриваются вокруг). Детективом быть сегодня очень занимательно! (Вращение головой вниз и вверх). Чтобы тайну разгадать, надо четко все нам знать и совсем не уставать (Дети стоят, широко расставив ноги, далее повторяют за учителем). Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, детектишки! Замедляем, сейчас, шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам работать дальше нужно. |
Первичное закрепление материала | - Отдохнули! -Ребята, нам прислали еще две улики, посмотрите! Чтобы расследовать наше преступление до конца, нам необходимо решить их. - (Слайд 7) Вот первая улика. В одном классе между одноклассницами произошел спор. Катя утверждала, что слово ЛИСИЧКИ – обозначает признак живого предмета, а Света говорит, что это имя существительное обозначает живой предмет. - Кто из них прав и почему? -От чего зависит признак слова ЛИСИЧКИ? -Составьте два предложения, используя признак существительного: живые и неживые. - Поменяйтесь тетрадями с партнером по плечу и оцените работу. - (Слайд 8) Вот вторая улика. Прочитайте стихотворение. Определите живой и не живой признак существительного. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. (С.Я. Маршак) Проверим. Кто? Медведь – живой. Что? Валежник - неживой. Кто? Птицы - живые Что? Песни - неживые. Что? Подснежник – неживой. - Молодцы! |
- Слово ЛИСИЧКИ имеет два значения, гриб и зверь. | Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: • умение следовать учебным действиям. | Словесный метод – слово учителя, беседа. Практический метод - упражнение. Наглядный метод - презентация. |
Рефлексия, итог урока | -Подведем итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (Выполнение теста) - А сейчас мы узнаем, кто у нас был лучшим сыщиком! (Слайд 9) Тест. 1. Выберите верное утверждение. а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? 2.Выберите верное утверждение. а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета; б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета; в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы. 3. Выберите верное утверждение. а) Имена существительные, обозначающие живой признак отвечают на вопрос что? А неживые – на вопрос кто? б) Имена существительные, обозначающие неживой признак отвечают на вопрос кто? А живые – на вопрос что? 4. Укажите неодушевленное существительное 1) белка 2) фамилия 3) ученик 4) школьник 5) ребенок (взаимопроверка в парах) - Над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какие группы имен существительных знаем? В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются поощрительными медальками приложение 2 | | Коммуникативные: • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: • умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. умение проводить личностную рефлексию | Словесный метод - слово учителя. Наглядный метод - презентация. Теоретический метод – тест. |