kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цельурока: Дать понятие о двойной роли буквЕ,Ё,Ю,Я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Тип урока: урок "открытия" новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я".»

Капсанова Г.К. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 г. Нефтеюганска ХМАО-Югры.

Тема урока: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я,

Цели урока:

Дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

Сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

Продолжить формировать навык транскрибирования;

Знать: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.

Уметь: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока:

I. Орг. момент. Учитель: - Ребята, недавно мы посетили с вами страну Фонетику. Ее жители, как и все мы, готовятся к Новому году. И есть в этой стране волшебный ларец желаний, запечатанный на три замка. Если его раскрыть, исполнятся все наши добрые пожелания, которые мы загадаем. Но для этого мы должны хорошо потрудиться сегодня: ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, иначе мы не сможем открыть волшебный ларец, и наши новогодние пожелания не исполнятся. (Слайды 2,3).

II. Актуализация знаний.

  1. Лингвистическая разминка (Слайды 4-11).

Стоит в лесу избушка. Живут в доме две дикие кошки. Каждый день кошки ходят на охоту, но утром их добыча пропадает куда -то. Кто же живет в доме с кошками. Помогите кошкам найти этого зверя

Я  приношу  с  собою  боль,

В  лице  большое  искажение,

А  «ф»  на  «п»  заменишь  коль,  

То  превращаюсь  в  знак  сложения.  (Флюс – плюс.)



С  буквой  «л» - игра  в  футбол

Часто  слышим  слово …  .

С  «д»  уж  в  слове  смысл  не  тот –

Мерой  стало – просто  …  .  (Гол – год.)



С  глухим  согласным  К - я зрею  в  поле,

Со  звонким  Г-  звеню  я  на  просторе!  (Колос – голос.)



Учитель: – Какой вывод, ребята, напрашивается?

(Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения).

Учитель: - А какой раздел науки о языке изучает звуки?

(Фонетика).

Учитель: - А теперь давайте докажем, что мы хорошо знаем фонетику, иначе не откроется ларчик. Выполнив правильно это задание, мы получим первый наш волшебный ключик и откроем первый замок. 2. Блиц-опрос:

  1. Что такое фонетика?

  2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?

  3. Звуки делятся на …

  4. Гласные бывают …

  5. На какие звуки делятся согласные?

  6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?

  7. Сколько букв в русском алфавите?

  8. Сколько гласных букв в русском языке? (10)

  9. Сколько гласных звуков?(6)



III. Формулирование проблемы.

Учитель: - Какое несоответствие мы увидели? (10\6)

(Затруднение в том, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука).

 IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель:  - Какой  вопрос возникает? (Когда эти буквы означают два звука)

- Какова будет тема нашего урока? (Двойная роль букв е,ё,ю,я.) Записываем тему.                             

- Чему мы сегодня должны научиться? (Различать, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?)

 -Что узнать? (Знать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука).

- Мы сами сформулировали тему урока, его цели и задачи, и за это получаем первый ключ (Слайд 12)

V. Найти выход из затруднения.

Учитель: - Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры. (Слайд 13).




ель


моет


подъезд


вера


ёж


моё


съёмка


мёл

юнга


каюта


вьюга


ключ


якорь


заяц


обезьяна


мяч




Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника? Что мы не сказали?

Учитель: - Хорошо. Используя материал учебника, заполните кластер по нашей теме. См. Приложение1.


VI. Первичное закрепление

Учитель: - Молодцы. Вы все сделали правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, можете свои знания применить на практике. Получаем второй волшебный ключик и открываем второй замок. (Слайд14)

VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (работа в парах)

Учитель: - В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. В правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук. (Синее, белое, мед, лед, юла, яркая, пьют, вьют, нес, пес, лес, вес, ряд, наряд, воет, мел) (Слайды15-17)





IX. Включение в систему знаний и повторение.

Задание:  (На листе Приложение1) Выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них  букв и звуков.

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

(Сдают листы на проверку в конце урока).

Работа с текстом: Прочитать текст. Найти предложение, выражающее главную мысль текста. Назвать слова, в которых есть сегодняшняя орфограмма? Сколько звуков в них обозначают буквы е, ё, ю, я?(Слайд 18).

Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот  рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.



X. Рефлексия
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.(См. Приложение1).

XI. Комментирование оценок.

Домашнее задание. 

Учитель: Ребята, мы отлично поработали, и получаем третий волшебный ключик. Мы откроем волшебный ларец, и все пожелания на Новый год сбудутся. (Слайды 19-22).

Приложение 1

Обозначают… звук.

Е, Ё, Ю, Я.

В начале..

После..

После…

После….

Обозначают…























2. Выписать из стихотворения слова на правило: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков.

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.





3.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой:

? Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!  Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: «Я работал хорошо!»

!!! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я".

Автор: Капсанова Гульнара Кенжельбековна

Дата: 01.03.2018

Номер свидетельства: 460279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства