Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я".»
Капсанова Г.К. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 г. Нефтеюганска ХМАО-Югры.
Тема урока: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я,
Цели урока:
Дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
Сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
Продолжить формировать навык транскрибирования;
Знать: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
Уметь: называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Тип урока:урок «открытия» нового знания
Ход урока:
I. Орг. момент. Учитель:- Ребята, недавно мы посетили с вами страну Фонетику. Ее жители, как и все мы, готовятся к Новому году. И есть в этой стране волшебный ларец желаний, запечатанный на три замка. Если его раскрыть, исполнятся все наши добрые пожелания, которые мы загадаем. Но для этого мы должны хорошо потрудиться сегодня: ответить на вопросы, сделать упражнения и очень много работать, иначе мы не сможем открыть волшебный ларец, и наши новогодние пожелания не исполнятся. (Слайды 2,3).
II.Актуализация знаний.
Лингвистическая разминка(Слайды 4-11).
Стоит в лесу избушка. Живут в доме две дикие кошки. Каждый день кошки ходят на охоту, но утром их добыча пропадает куда -то. Кто же живет в доме с кошками. Помогите кошкам найти этого зверя
Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения. (Флюс – плюс.)
С буквой «л» - игра в футбол
Часто слышим слово … .
С «д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало – просто … . (Гол – год.)
С глухим согласным К - я зрею в поле,
Со звонким Г- звеню я на просторе! (Колос – голос.)
Учитель:– Какой вывод, ребята, напрашивается?
(Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения).
Учитель:- А какой раздел науки о языке изучает звуки?
(Фонетика).
Учитель: - А теперь давайте докажем, что мы хорошо знаем фонетику, иначе не откроется ларчик. Выполнив правильно это задание, мы получим первый наш волшебный ключик и откроем первый замок. 2. Блиц-опрос:
Что такое фонетика?
Из чего состоят слова, которые мы слышим?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Из чего состоят слова, которые мы пишем?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Сколько гласных звуков?(6)
III. Формулирование проблемы.
Учитель: - Какое несоответствие мы увидели? (10\6)
(Затруднение в том, чтобуквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука).
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.
Учитель: - Какой вопрос возникает? (Когда эти буквы означают два звука)
- Какова будет тема нашего урока? (Двойная роль букв е,ё,ю,я.) Записываем тему.
- Чему мы сегодня должны научиться? (Различать, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?)
-Что узнать? (Знать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука).
- Мы сами сформулировали тему урока, его цели и задачи, и за это получаем первый ключ (Слайд 12)
V. Найти выход из затруднения.
Учитель: - Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры. (Слайд 13).
ель
моет
подъезд
вера
ёж
моё
съёмка
мёл
юнга
каюта
вьюга
ключ
якорь
заяц
обезьяна
мяч
Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.
Учитель: -Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника? Что мы не сказали?
Учитель: -Хорошо. Используя материал учебника, заполните кластер по нашей теме. См. Приложение1.
VI. Первичное закрепление
Учитель: -Молодцы. Вы все сделали правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, можете свои знания применить на практике. Получаем второй волшебный ключик и открываем второй замок. (Слайд14)
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (работа в парах)
Учитель:- В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. В правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук. (Синее, белое, мед, лед, юла, яркая, пьют, вьют, нес, пес, лес, вес, ряд, наряд, воет, мел) (Слайды15-17)
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Задание: (На листе Приложение1) Выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
(Сдают листы на проверку в конце урока).
Работа с текстом: Прочитать текст. Найти предложение, выражающее главную мысль текста. Назвать слова, в которых есть сегодняшняя орфограмма? Сколько звуков в них обозначают буквы е, ё, ю, я?(Слайд 18).
Подёнка
Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению. Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у подёнки нет совсем. Подёнка живёт всего один день. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.
X. Рефлексия. - Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.(См. Приложение1).
XI. Комментирование оценок.
Домашнее задание.
Учитель:Ребята, мы отлично поработали, и получаем третий волшебный ключик. Мы откроем волшебный ларец, и все пожелания на Новый год сбудутся. (Слайды 19-22).
Приложение 1
Обозначают… звук.
Е, Ё, Ю, Я.
В начале..
После..
После…
После….
Обозначают…
2. Выписать из стихотворения слова на правило: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
3.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой:
? Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: «Я работал хорошо!»
!!! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»