Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-квеста по русскому языку в 6 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Морфемика. Орфография, Орфоэпия"»
Урок- квест в 6 классе
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия» Цель: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме; развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка, отрабатывать орфографическую грамотность, формировать навыки самоконтроля и рефлексии; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, умение работать группой; воспитывать любовь и уважение к русскому языку Оборудование: компьютер, карточки к заданиям, макет дерева, карточка с девизом урока, плакат «Квест-игра «Морфемика», Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Вид урока: нестандартный (урок- квест)
Ход урока
I. Оргмомент 1. Психологический настрой Учитель: Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, добрые глаза и надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбчивые лица будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм им будут не страшны. Мы видим в нашем классе сегодня гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности. Давайте покажем им свои хорошие знания и умения и начнем наш урок. Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи: «Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров.
-- О, мои подданные! – обратился он к ним, -- у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.
Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком.
-- Тот, кто откроет дверь, станет первым министром, -- сказал султан.
Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, -- отходили. Но один министр внимательно осмотрел дверь, навалился на неё плечом, толкнул и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал:
-- Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
-- Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас верил в свои силы, и тогда вы сможете «открыть» любую дверь – дверь в страну знаний. Такой страной сегодня у нас будет Морфемика. А почему именно Морфемика? (Изучали на протяжении многих уроков)
II. Объявление темы и цели урока -- Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить изученный материал по данной теме. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, Классная работа, тему урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия». Девиз нашего урока: «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь». Как вы его понимаете? (Ответы детей) -- Ребята, а что изучает Морфемика? (строение слова, т.е значимые части слова: корень, префикс, суффикс, окончание).
Лингвистическая сказка «Спор Значимых Частей Слова» Однажды в стране Морфемика произошёл спор значимых частей слова: каждая морфема доказывала, что она нужнее всех. Говорит Префикс: -- Я всегда первый в слове и поэтому я -- главный! -- Нет! Я! -- закричал Корень. -- От меня зависит смысл слова! -- Ну и что? -- отвечает Префикс. -- Я могу и задержать, и ускорить, и еще много чего могу! Например, было слово «едет», стало «поедет». Было «учил», стало «выучил». В их спор вмешался Суффикс и говорит: -- Не спорьте. Я – нужнее всех, ведь с моей помощью образовываются новые слова. В уголке стояло Окончание и хитро улыбалось. -- Я – нужнее всех, потому что моё главное предназначение – служить для связи слов в словосочетании и предложении, -- молвило Окончание. -- Ребята, давайте рассудим значимые части слова. ? – А как вы считаете, какая морфема – нужнее всего? (Все важны) III. Актуализация опорных знаний учащихся 1. «Блиц-опрос» (компьютер) 1. Что составляет основу слова? (Префикс, корень, суффикс) 2. Какие части слова служат для образования новых слов? (Префикс, суффикс) 3. Назовите главную значимую часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень) 4. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Префикс) 5. Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании, является изменяемой. (Окончание) 6. Бывают ли части речи без окончания? (Да, наречие) 7. Как найти окончание? (Чтобы правильно найти окончание, нужно данное слово изменить по падежам. Та часть слова, которая меняется, и будет окончанием). 8. Какой значимой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом) 9. Какой значимой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)
2. Проверка домашнего задания. -- С какой морфемой было связано домашнее задание? (Проверка д/з –Упр. 197) -- Почему все образованные прилагательные пишутся с двумя –н?
IV. Работа над темой урока Урок у нас с вами сегодня – необычный: урок-квест. А знаете ли вы, что обозначает слово «квест»? Слово «квест» было заимствовано из английского языка «quest», что переводится, как «поиск», «игра», «развлечение», «конкретное действие». Но в наше время это, безусловно, игра, в процессе которой решаются различные задания, головоломки, задачи, требующие умственных усилий. (запись понятия «квест» в толковые словари детей) Для проведения квеста предлагаю вам поделиться на команды, выбрать капитана и придумать название своей команды (дети вытаскивают из шляпы картинки с изображением солнышка и снежинки, и таким образом делятся на команды). Ваши капитаны команд получат у меня сейчас маршрутные листы, в которых указан ваш путь. Задания игры одинаковые для обеих команд, но разные маршруты. Все восемь заданий квеста (учитель работает с плакатом на доске)
разбросаны по всему кабинету. Вы должны найти это место, выполнить задание, предложенное моими помощниками – мудрецами знаний, после чего они его проверят, и за количество правильных ответов вы получаете баллы, которые в конце урока сможете обменять на отметку. Кроме этого, за каждое выполненное задание вы получаете по букве. Из полученных букв в конце урока вам необходимо составить слово. Нельзя пропускать ни одно задание и переходить к следующему. Маршруты у команд разные, но задания одинаковые. Победителем будет та команда, которая быстрее всех пройдет весь маршрут и правильно выполнит предложенные задания. После этого вы должны сдать свои маршрутные листы и количество полученных баллов за задания учителю и выстроиться на смотр, держа в руках карточки с полученным словом. Победителей ожидает приз. И пусть острей кипит борьба, Сильней -- соревнованье, Успех решает не судьба, А только -- ваши знания.
Итак, в нашем сегодняшнем квесте принимают участие команда « » и « ».
Помните: только слаженная работа может быть результативной. Желаю всем удачи. Условия игры всем понятны?
Начинаем игру. Звучит свисток (капитаны подходят к учителю, берут у него свои маршрутные листы и начинают выполнять задания).
Задание 1. «Коллаж» (создать коллаж на орфограмму «Буквы о, е в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц») -- 14 баллов Слова: мышонок, мальчонка, гречневая, собачонка, грибочек, крючок, старичок-лесовичок, листочек, грушевый, ключик, пирожок, зайчонок, ножичек.
(Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из несколько или множества фотографий и картинок, объединённых общей темой ( в русском языке, например, коллаж можно создать на какую-то орфограмму или пунктограмму).
Задание 2. «Подземелье злых ошибок» (11 баллов) Перед вами – текст. Это письмо знаменитого персонажа из мульфильма «Простоквашино» почтальона Печкина. Он жалуется дяде Федору на то, что Шарик с Матроскиным совсем разленились. Да вот только написал неграмотно!
«Дорогой Дядя Фёдор! Преезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у телёнка. А ведь там вырасли помидоры, их надо соберать. За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. В бочке с водой уже одна тина да водорасли. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлогает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!». Ваша задача – найти все слова, в которых есть ошибки и исправить их.
Задание 3. «Дружная семейка» (7 баллов) На дереве на листьях написаны различные слова. Необходимо выбрать из них только однокоренные: Нос, носовой, носки, носик, носатый, переносица, носище, носишко.
Задание 4.«Ловушка» (1 балл)
Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?
(В слове мармелад нулевое окончание в именительном падеже.
При изменении слова по падежам окончания меняются.
И. п - Мармелад
Т. п. – Мармелад_
Р. п. – Мармелад_
П. п. - О мармелад)
Задание 5. «Морфемное лото» (работа в тетрадях) – 3 балла Составьте из отдельных морфем слова и запишите их в тетради: под – вод – н – ый (подводный), берёз – к – а (берёзка), по – дорож – ник (подорожник).
Задание 6.«Занимательная морфемика» (2 балла) Задание:разгадайте шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слова и записать их. 1. Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Префикс тот же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик) 2. Корень тот же, что в слове ДАВАТЬ
Префиксы взяты из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.
(Преподавание)
Задание 7. «Подскажи-ка» (работа в тетрадях) – 15 баллов Вставьте в данные слова н, нн и распределите их в три столбика: 1 столбик: н 2 столбик: нн 3 столбик: написать все слова-исключения из правил на данную орфограмму («Н, нн в суффиксах имён прилагательных»). Осе … ий, тума … ый, змеи … ый, лебеди .. ый, телефо … ый, це … ый, пчели … ый, земля … ой, мыши … ый, соломе … ый.
Задание 8. «Прятки» (13 баллов) Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова. Бе … жалостный, и … портить, ра … жимать, в … порхнуть, ра … носить, бе … шумный, бе … цельный, и … кусать, ра … гадать, и … дание, … десь, ра … будить, во … петь.
Максимальное количество баллов за все задания – 66.
V. Подведение итогов урока -- Итак, ребята, поздравляю вас с успешным прохождением «квеста». Давайте вспомним цель нашего урока. Удалось ли нам её достичь? Как вы считаете? Какую тему мы сегодня с вами повторили? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение? Обмен баллов на оценки (по таблице ) -- А сейчас, ребята, предлагаю обменять ваши баллы на оценки: 66 баллов – 12 59-65 баллов – 11 52-58 баллов– 10 44-51 баллов – 9 37 -43 баллов -8 29-36 баллов – 7 22-28 баллов – 6 15-21 баллов – 5 8– 14 баллов – 4 1-7 баллов – 3 Награждение детей грамотами и сладкими призами. Домашнее задание: повторить выученный материал по теме «Морфемика», письменно выполнить упражнение 198 (списать первые 3 предложения, вставить в них пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания).