В СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИИ
ВЕДУЩИЙ Добрый день, дорогие гости, участники и болельщики сегодняшнего конкурса знатоков русского языка по стране Фразеологии. Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Я представляю вашему вниманию 2 команды 6б класса, которые будут подтверждать право быть самыми умными, сообразительными, быстрыми в стране ФРАЗЕОЛОГИИ. Судить ответы будет компетентное жюри , в составе которого учащиеся 9б класса: Райко М, Лазуренко Д., Ткачев А.
- ИТАК , в путь!!!! Начнём с домашнего задания.(название команд, девиз, эмблема)
1.ВЕДУЩИЙ Первый конкурс - РАЗМИНКА. Поочередно каждой команде задается вопрос, нужно разгадать значение слов.
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …не разольешь
2. Мы исходили городок
Буквально …вдоль и поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле …волочили ноги
3. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …медвежью услугу
4. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …кто в лес, кто по дрова
Ребята слушать их не станут:
От этой песни …уши вянут
А теперь вспомним лексическое значение фразеологических оборотов:
вопрос жизни и смерти – дело исключительной важности
кожа да кости – худой
комар носа не подточит – не к чему придраться
куриная память - плохая
на всех парусах – быстро
перемывать косточки – обсуждать
хоть кровь из носу – обязательно
рукой подать – близко
глас вопиющего в пустыне - напрасный, тщетный призыв
стреляный воробей – очень опытный человек
как рыба в воде – уверенно
ни рыба ни мясо – безликий, безвольный человек
обвести вокруг пальца – обмануть
кот наплакал - очень мало
седьмая вода на киселе – дальний родственник
гонять лодыря – бездельничать.
МОЛОДЦЫ!!!!!
Слово ЖЮРИ
2.ВЕДУЩИЙ. Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
НА ДОСКЕ СЛАЙД
1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)
3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)
4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)
3. ВЕДУЩИЙ Конкурс “Творческий”. ( по 1 баллу)
Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов. Командир показывает своей команде..
Конверты с заданиями:
1 команда: ломать голову;
точить зуб; хоть глаз выколи;
2 команда: как кошка с собакой, кот наплакал, водить за нос.
4. ВЕДУЩИЙ. Конкурс художественный: от каждой команды по 2 человека, которые рисуют фразеологизмы.
Слово жюри
5. ведущий. А теперь мы проверим зоркость и внимание наших участников.
- Ты расстроил маму нашу.
ПЕРЕПОЛНИЛ, видно, ЧАШУ,
Вот и кончилось терпенье.
Но бороться надо с ленью.
Папа смотрит очень строго.
- Собирайся, сын, в дорогу.
ЛЮБИШЬ ЛОДЫРЯ ГОНЯТЬ,
Нам не хочешь помогать.
Будешь жить один теперь,
И сдержу я слово, верь.
- Папа, нет, ВОЗЬМУСЬ ЗА УМ!
Ну, к чему весь этот шум?
Слово с мамой вам даю,
Лень навечно прогоню.
- ПЫЛЬ В ГЛАЗА мне НЕ ПУСКАЙ!
Слово дал, так выполняй.
Птичек стайка за окном
Машет дружески крылом.
Голуби со всех сторон...
- Что СЧИТАЕШЬ там ВОРОН?
Целый день ты БЬЁШЬ БАКЛУШИ.
Лодырь мне такой не нужен.
- А зачем кого-то бить?
Мне и так комфортно жить.
- ВАНЬКУ, сын мой, НЕ ВАЛЯЙ.
Сядь, уроки выполняй.
Приплела теперь и Ваньку.
Знаю только друга Саньку.
С ним играем мы в футбол,
К морю бегаем на мол.
- Вновь СИДИШЬ СЛОЖА ты РУКИ?
И за что такие муки?
БИТЫЙ ЧАС глядишь в окно,
Мог бы сделать всё давно.
В РУКИ, сын, СЕБЯ БЕРИ,
Лень свою, дружок, гони.
В руки взять могу я мяч.
А себя-то как мне брать?
- Мне НЕ ДЕЛАЙ ГЛАЗ БОЛЬШИХ.
Ты ж не хуже остальных,
Всё прекрасно понимаешь...
СЛОВ НА ВЕТЕР НЕ БРОСАЮ:
Победить не сможешь лень,
Будешь жить один, как пень.
6. Ведущий. Конкурс капитанов.
Город мастеров. (Определите профессию.) (по 1 баллу)
1 команда: 1)Топорная работа;
без сучка без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр.)
2) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной.)
3)ставить в тупик;
зеленая улица;
на всех парах. (Железнодорожник.)
2 команда: 1) доводить до белого каления;
между молотом и наковальней. (Кузнец.)
2) калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе;
попасть как кур в ощип. (Повар.)
3) позолотить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание. (Доктор.)
7. Ведущий: Сочини рассказ.
“Кашу маслом не испортишь”.
- Как об стенку горох,
хоть кол на голове теши,
- Сказано – сделано,
не видать как своих ушей,
Всему свое время,
с Луны свалился,
Русским языком сказано,
воду в ступе толочь
2. СОННЫЕ МУХИ ,
ВИТАЕТ В ОБЛАКАХ.
ВАЛЯЕТ ДУРАКА,
ЧЕШУТ ЯЗЫКИ.
ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ,
НОЛЬ ВНИМАНИЯ.
НАВОДЯТ УЖАС
НАВЕШАЛИ ЛАПШИ НА УШИ
КЛЮЁТ НОСОМ
ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ
СОБРАЛИСЬ С МЫСЛЯМИ,
СЧИТАТЬ ВОРОН
СЛОМЯ ГОЛОВУ
ВЗДОХНУЛА С ОБЛЕГЧЕНИЕМ.
Игра со зрителями
Конкурс для болельщиков.
Что это? (Загадки-шутки).
Его вешают, приходя в уныние,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут;
Не ландыши , а ими хлопают,
Не бельё, а их развешивают чрезмерно
Доверчивые и любопытные.
Он в голове у легкомысленного,
Несерьёзного человека;
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь
Бесследно исчез;
На него бросают слова и деньги;
Кто их не ценит.
Её заворачивают, затевая какое-либо
Неприятное, хлопотное дело, а потом
Расхлёбывают, распутывая это дело;
Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
Её «просит» рваная обувь;
Она в голове у путников.
Её толкут в ступе или носят решетом те,
Кто занимается бесполезным делом;
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей;
В неё прячут концы нечестные люди,
Иногда они выходят из неё сухими.
Его проглатывают, упорно не желая
О чём-нибудь говорить;
Он хорошо подвешен у человека, который
Говорит бойко, легко, за него тянут
Или дёргают, настойчиво заставляя высказываться;
Его держат за зубами,
Когда не хотят говорить лишнего.
Показать слайды
Заключительный:
Домашнее задание было : как можно больше вспомнить фразеологизмов со словами РУКА, ГОЛОВА,УХО,ЗУБ
Начинает одна команда, потом другая .У кого закончатся быстрее- тот проиграл.
Слово Жюри.
Заключительное слово ведущего.
Итак, сегодня мы увидели , насколько вы внимательны, сообразительны, активны, быстры. Вы обогатили свой словарный запас. Уверена, что наши знания пригодятся вам в жизни. Вы почувствовали художественно-выразительные возможности фразеологизмов, которые делают нашу речь более яркой, убедительной!
Итоги подведены, я благодарю всех за участие. Желаю не стоять всем на месте, не бить баклуши, а то не поймаете удачу за хвост! Ни пуха ни пера!