kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-игры в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-игры "Эти удивительные фразеологизмы" для учащихся 6 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«готовое»

В СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИИ

ВЕДУЩИЙ Добрый день, дорогие гости, участники и болельщики сегодняшнего конкурса знатоков русского языка по стране Фразеологии. Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Я представляю вашему вниманию 2 команды 6б класса, которые будут подтверждать право быть самыми умными, сообразительными, быстрыми в стране ФРАЗЕОЛОГИИ. Судить ответы будет компетентное жюри , в составе которого учащиеся 9б класса: Райко М, Лазуренко Д., Ткачев А.

- ИТАК , в путь!!!! Начнём с домашнего задания.(название команд, девиз, эмблема)


1.ВЕДУЩИЙ Первый конкурс - РАЗМИНКА. Поочередно каждой команде задается вопрос, нужно разгадать значение слов.

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …не разольешь

2. Мы исходили городок

Буквально …вдоль и поперек

И так устали мы в дороге,

Что еле …волочили ноги

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …медвежью услугу

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …кто в лес, кто по дрова

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …уши вянут

А теперь вспомним лексическое значение фразеологических оборотов:

вопрос жизни и смерти дело исключительной важности

кожа да костихудой

комар носа не подточитне к чему придраться

куриная память - плохая

на всех парусахбыстро

перемывать косточкиобсуждать

хоть кровь из носуобязательно

рукой податьблизко

глас вопиющего в пустыне - напрасный, тщетный призыв

стреляный воробейочень опытный человек

как рыба в водеуверенно

ни рыба ни мясобезликий, безвольный человек

обвести вокруг пальцаобмануть

кот наплакал - очень мало

седьмая вода на киселедальний родственник

гонять лодырябездельничать.

МОЛОДЦЫ!!!!!

Слово ЖЮРИ

2.ВЕДУЩИЙ. Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

НА ДОСКЕ СЛАЙД

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без задних ног)

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем. (Вывести на чистую воду)

3. ВЕДУЩИЙ Конкурс “Творческий”. ( по 1 баллу)

Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов. Командир показывает своей команде..

Конверты с заданиями:

1 команда: ломать голову;

точить зуб; хоть глаз выколи;

2 команда: как кошка с собакой, кот наплакал, водить за нос.

4. ВЕДУЩИЙ. Конкурс художественный: от каждой команды по 2 человека, которые рисуют фразеологизмы.

Слово жюри

5. ведущий. А теперь мы проверим зоркость и внимание наших участников.

- Ты расстроил маму нашу.

ПЕРЕПОЛНИЛ, видно, ЧАШУ,

Вот и кончилось терпенье.

Но бороться надо с ленью.

Папа смотрит очень строго.

- Собирайся, сын, в дорогу.

ЛЮБИШЬ ЛОДЫРЯ ГОНЯТЬ,

Нам не хочешь помогать.

Будешь жить один теперь,

И сдержу я слово, верь.

- Папа, нет, ВОЗЬМУСЬ ЗА УМ!

Ну, к чему весь этот шум?

Слово с мамой вам даю,

Лень навечно прогоню.

- ПЫЛЬ В ГЛАЗА мне НЕ ПУСКАЙ!

Слово дал, так выполняй.

Птичек стайка за окном

Машет дружески крылом.

Голуби со всех сторон...

- Что СЧИТАЕШЬ там ВОРОН?

Целый день ты БЬЁШЬ БАКЛУШИ.

Лодырь мне такой не нужен.

- А зачем кого-то бить?

Мне и так комфортно жить.

- ВАНЬКУ, сын мой, НЕ ВАЛЯЙ.

Сядь, уроки выполняй.

Приплела теперь и Ваньку.

Знаю только друга Саньку.

С ним играем мы в футбол,

К морю бегаем на мол.

- Вновь СИДИШЬ СЛОЖА ты РУКИ?

И за что такие муки?

БИТЫЙ ЧАС глядишь в окно,

Мог бы сделать всё давно.

В РУКИ, сын, СЕБЯ БЕРИ,

Лень свою, дружок, гони.

В руки взять могу я мяч.

А себя-то как мне брать?

- Мне НЕ ДЕЛАЙ ГЛАЗ БОЛЬШИХ.

Ты ж не хуже остальных,

Всё прекрасно понимаешь...

СЛОВ НА ВЕТЕР НЕ БРОСАЮ:

Победить не сможешь лень,

Будешь жить один, как пень.

6. Ведущий. Конкурс капитанов.

Город мастеров. (Определите профессию.) (по 1 баллу)

1 команда: 1)Топорная работа;

без сучка без задоринки;

снять стружку;

разделать под орех. (Столяр.)

2) на один покрой;

трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь;

шито белыми нитками. (Портной.)

3)ставить в тупик;

зеленая улица;

на всех парах. (Железнодорожник.)

2 команда: 1) доводить до белого каления;

между молотом и наковальней. (Кузнец.)

2) калачом не заманишь;

заварить кашу;

толочь воду в ступе;

попасть как кур в ощип. (Повар.)

3) позолотить пилюлю;

как рукой сняло;

затаить дыхание. (Доктор.)

7. Ведущий: Сочини рассказ.

“Кашу маслом не испортишь”.

- Как об стенку горох,

хоть кол на голове теши,

- Сказано – сделано,

не видать как своих ушей,

Всему свое время,

с Луны свалился,

Русским языком сказано,

воду в ступе толочь

2. СОННЫЕ МУХИ ,

ВИТАЕТ В ОБЛАКАХ.

ВАЛЯЕТ ДУРАКА,

ЧЕШУТ ЯЗЫКИ.

ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ,

НОЛЬ ВНИМАНИЯ.

НАВОДЯТ УЖАС

НАВЕШАЛИ ЛАПШИ НА УШИ

КЛЮЁТ НОСОМ

ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ

СОБРАЛИСЬ С МЫСЛЯМИ,

СЧИТАТЬ ВОРОН

СЛОМЯ ГОЛОВУ

ВЗДОХНУЛА С ОБЛЕГЧЕНИЕМ.


Игра со зрителями

  1. Конкурс для болельщиков.

Что это? (Загадки-шутки).

  1. Его вешают, приходя в уныние,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

  1. Не цветы, а вянут;

Не ландыши , а ими хлопают,

Не бельё, а их развешивают чрезмерно

Доверчивые и любопытные.


  1. Он в голове у легкомысленного,

Несерьёзного человека;

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь

Бесследно исчез;

На него бросают слова и деньги;

Кто их не ценит.

  1. Её заворачивают, затевая какое-либо

Неприятное, хлопотное дело, а потом

Расхлёбывают, распутывая это дело;

Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;

Её «просит» рваная обувь;

Она в голове у путников.

  1. Её толкут в ступе или носят решетом те,

Кто занимается бесполезным делом;

Её набирают в рот, когда молчат;

Ею нельзя разлить неразлучных друзей;

В неё прячут концы нечестные люди,

Иногда они выходят из неё сухими.

  1. Его проглатывают, упорно не желая

О чём-нибудь говорить;

Он хорошо подвешен у человека, который

Говорит бойко, легко, за него тянут

Или дёргают, настойчиво заставляя высказываться;

Его держат за зубами,

Когда не хотят говорить лишнего.


Показать слайды


Заключительный:

Домашнее задание было : как можно больше вспомнить фразеологизмов со словами РУКА, ГОЛОВА,УХО,ЗУБ

Начинает одна команда, потом другая .У кого закончатся быстрее- тот проиграл.

Слово Жюри.

Заключительное слово ведущего.

Итак, сегодня мы увидели , насколько вы внимательны, сообразительны, активны, быстры. Вы обогатили свой словарный запас. Уверена, что наши знания пригодятся вам в жизни. Вы почувствовали художественно-выразительные возможности фразеологизмов, которые делают нашу речь более яркой, убедительной!

Итоги подведены, я благодарю всех за участие. Желаю не стоять всем на месте, не бить баклуши, а то не поймаете удачу за хвост! Ни пуха ни пера!













Просмотр содержимого документа
«для участников»

К Творческому (3)



Ломать голову

Хоть глаз выколи

Водить за нос





Как кошка с собакой

Кот наплакал

Точить зуб











К 7 конкурсу

Кашу маслом не испортишь,

- Как об стенку горох,

хоть кол на голове теши,

- Сказано – сделано,

не видать как своих ушей,

Всему свое время,

с Луны свалился,

Русским языком сказано,

воду в ступе толочь

СОННЫЕ МУХИ,

ВИТАЕТ В ОБЛАКАХ.

ВАЛЯЕТ ДУРАКА,

ЧЕШУТ ЯЗЫКИ.

ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ,

НОЛЬ ВНИМАНИЯ.

НАВОДЯТ УЖАС

НАВЕШАЛИ ЛАПШИ НА УШИ

КЛЮЁТ НОСОМ

ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ

СОБРАЛИСЬ С МЫСЛЯМИ,

СЧИТАТЬ ВОРОН

СЛОМЯ ГОЛОВУ

ВЗДОХНУЛА С ОБЛЕГЧЕНИЕМ.



Кашу маслом не испортишь,

- Как об стенку горох,

хоть кол на голове теши,

- Сказано – сделано,

не видать как своих ушей,

Всему свое время,

с Луны свалился,

Русским языком сказано,

воду в ступе толочь

СОННЫЕ МУХИ,

ВИТАЕТ В ОБЛАКАХ.

ВАЛЯЕТ ДУРАКА,

ЧЕШУТ ЯЗЫКИ.

ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ,

НОЛЬ ВНИМАНИЯ.

НАВОДЯТ УЖАС

НАВЕШАЛИ ЛАПШИ НА УШИ

КЛЮЁТ НОСОМ

ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ

СОБРАЛИСЬ С МЫСЛЯМИ,

СЧИТАТЬ ВОРОН

СЛОМЯ ГОЛОВУ

ВЗДОХНУЛА С ОБЛЕГЧЕНИЕМ.





















Голова








Рука






Зуб







Ухо
















Голова








Рука






Зуб







Ухо






















Просмотр содержимого документа
«таблицы баллов для жюри»

ПРИВЕТСТВИЕ














1 конкурс РАЗМИНКА














Второй конкурс














Третий конкурс
















Четвертый конкурс














Пятый конкурс














Шестой конкурс














Седьмой конкурс
















Восьмой конкурс
















Итого:


































































Просмотр содержимого презентации
«игра со зрителями»

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? 2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. 3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? 4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.
  • 1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу?
  • 2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул.
  • 3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?
  • 4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

  • Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. –  Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
  • ( По Э.А.   Вартаньяну )
- Ты расстроил маму нашу. переполнил, видно, чашу, Вот и кончилось терпенье. Но бороться надо с ленью. Папа смотрит очень строго. - Собирайся, сын, в дорогу. Любишь лодыря гонять, Нам не хочешь помогать. Будешь жить один теперь, И сдержу я слово, верь. - Папа, нет, возьмусь за ум! Ну, к чему весь этот шум? Слово с мамой вам даю, Лень навечно прогоню.  - Пыль в глаза мне не пускай! Слово дал, так выполняй.

- Ты расстроил маму нашу.

переполнил, видно, чашу,

Вот и кончилось терпенье.

Но бороться надо с ленью.

Папа смотрит очень строго.

- Собирайся, сын, в дорогу.

Любишь лодыря гонять,

Нам не хочешь помогать.

Будешь жить один теперь,

И сдержу я слово, верь.

- Папа, нет, возьмусь за ум!

Ну, к чему весь этот шум?

Слово с мамой вам даю,

Лень навечно прогоню.

- Пыль в глаза мне не пускай!

Слово дал, так выполняй.

Город мастеров

Город мастеров

Просмотр содержимого презентации
«картинки для урока»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-игры в 6 классе

Автор: Давыдова Ольга Викторовна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396086


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства