Фразеологические обороты
Цели:
систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке,
показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка.
развивать умения различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности, совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи;
повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
ХОД
Организационный момент.
Орфоэпическая минутка СЛАЙД 1
Задания к тексту:
Поставьте ударение в выделенных словах.
Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.
Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному желобу. К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно.
жЕлчный/жЁлчный, столЯр,завсегдАтай, Августовским, мусоропровОд, тУфлю, намЕрение, тЯжба, квартАл, соглядАтай, избалОванный, гастронОмия, жЁлоб, коммивояжЁр, танцОвщица, экспЕрт, доЯр
слИвовый, плодонОсит, вишнЁвой, заморЁнный, сЕтчатый, твОрОг, ломтЯми, пОлитЫй, дрЕмота, завИдно
Объявление темы. СЛАЙД 2, 3
Формулирование целей и задач урока.
- Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
Обобщение материала по плану.
Общие сведения о фразеологии
Что такое фразеологизм? В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы? СЛАЙД 4,5
Каковы признаки фразеологизмов, их отличительные особенности? СЛАЙД 6
Задание: Составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. (работа в парах) СЛАЙД 7
Красной нитью, Правая рука, На разных языках, На глаз, Намылить голову
Ожидаемый результат:
1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
2.На моих часах - без пяти минут одиннадцать.
3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.
4.Он догадывался, откуда ветер дует.
5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.
7.Размер одежды я определяю на глаз.
8.Пострадавшему наложили повязку на глаз.
Лексическое значение фразеологизмов. Фразеологизмы-синонимы, -антонимы, -омонимы СЛАЙД 8
Задание: замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. СЛАЙД 9
Ничего не делать - сидеть сложа руки
Преувеличивать – делать из мухи слона
Внезапно замолчать - язык проглотить
Переусердствовать - перегибать палку
Темно - ни зги не видно
Бояться – дрожать как осиновый лист
Задание: указать каком ряду все фразеологические обороты являются синонимами, а в каком - антонимами? СЛАЙД 10
два сапога пара, одного поля ягоды.
хоть пруд пруди, кот наплакал.
выжимать соки, драть шкуру.
прощупывать почву, пустить пробный шар.
засучив рукава, спустя рукава.
вставлять палки в колеса, дать зеленый свет.
сорвать маску; вывести на чистую воду.
вставлять палки в колеса; перебегать дорогу.
душа в душу, как кошка с собакой.
Куры не клюют, как кот наплакал.
водить за нос, морочить голову.
сердце кровью обливается, сердце обросло мохом.
Ключ: синонимы – 1, 3, 4, 7, 8, 11
антонимы – 2, 5, 6, 9, 10, 12 СЛАЙД 11
Классификация фразеологизмов по происхождение СЛАЙДЫ 12 - 17
Задание: определить значение фразеологизмов исконно русского происхождения, определить как они образовались СЛАЙД 13
на (во) всю Ивановскую - очень громко
Ивановская - название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий этимологии фразеологизма: 1) на Ивановской иногда читали указы во всеуслышание, громким голосом, во всю Ивановскую площадь. Отсюда переносный смысл выражения; 2) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки за взятки и лихоимство. Их нещадно били кнутами и батогами, отчего они кричали во всю Ивановскую площадь.
потемкинские деревни - показное благополучие, скрывающего истинное состояние чего-либо
Выражение возникло после того, как князь Г. А. Потёмкин перед посещением Крыма Екатериной II приказал установить на пути следования императрицы декоративные подобия селений, чтобы убедить её в успехах своей деятельности на юге России.
бить челом - просить, кланяться
Чин - это и социальный статус, как замечено в комментарии, но ещё и порядок, способ действия. В этом значении слово сохранилось в церковном обиходе. Чин закладки храма, чин такой-то службы. Учинить - сделать.
чин чином - как положено, по порядку и обычаю
Задание: определить значение старославянских фразеологизмов, определить как они образовались
СЛАЙД 14
блудный сын - человек, отколовшийся от своей семьи и родного дома
В евангелии есть притча, в которой повествуется о сыне, покинувшем отцовский дом и прокутившем все свое состояние. Возвратившись обратно в свою семью ни с чем, он падает на колени перед своим родителем, который, проявив милосердие и доброту, прощает нерадивого отпрыска.
Манна небесная - с нетерпением ожидаемое, крайне необходимое
В Библии сказано, что, когда евреи странствовали по пустыне, наступил голод, и с неба вдруг начала сыпаться «небесная манна», спасшая истощенных странников от неминуемой смерти.
посыпать пеплом голову - испытывать глубочайшее раскаяние в чем-либо
Древнееврейский религиозный обычай гласил - в случае смерти кого-либо из членов семьи или рода в знак глубокой скорби посыпать непокрытую голову пеплом или землей. И, конечно же, как часто происходит в подобных случаях, домочадцы начинали запоздало винить в произошедшем себя: дескать, не досмотрели, не уберегли, вовремя не оказали помощь.
Задание: определить значение фразеологизмов заимствованных из древнегреческой мифологии, определить как они образовались
СЛАЙД 16
Ахиллесова пята - уязвимое место, слабая сторона
Авгиевы конюшни - очень загрязнённое место, запущенность в чем-либо
Ящик Пандоры - источник несчастий, великих бедствий
В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Упражнение на релаксацию «Задуваю свечу»
При полном объеме легких нужно выдыхать так, словно медленно задуваешь свечу
Упражнение повторяется 3-4 раза
Лингвистический эксперимент
Задание: подберите «отечественный» фразеологический оборот, одинаковый по значению с приведёнными заимствованными.
СЛАЙД 18
Английский: это ещё всё в воздухе
Французский: это ещё не в кармане
Испанский: написано на песке
Немецкий: это пока написано на звёздах
Русский:……………………………………………
Английский: жить в клевере
Французский: как петух в мармеладе
Испанский: плавать в изобилии
Немецкий: как червячок в сале
Русский:……………………………………………
Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов СЛАЙД 19
1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню)
2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы)
3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками)
4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво»)
Задание: Корректор – исправьте предложения с неправильно употребленными фразеологизмами СЛАЙД 20
Ошибка | Верно |
Бабушка на двоих сказала | Бабушка надвое сказала |
Перебирать из пустого в порожнее | Переливать из пустого в порожнее |
Играть значение | Играть роль и Иметь значение |
Ну хоть бейся об стенку! | Ну хоть бейся головой об стенку! |
Пора уже тебе взяться за свой ум. | Пора уже тебе взяться за ум. |
Хоть кол на голове чеши. | Хоть кол на голове теши. |
Язык не поднимается говорить об этом. | Язык не поворачивается и Рука не поднимается. |
Это был тяжелый сизифов труд. | Это был сизифов труд. |
Поди разберись, кто из них прячет топор под пазу | Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой. |
Задание для учащихся с высоки уровнем подготовки
Расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, объяснить значение фразеологизмов
Он был не лаком шит и пустив пыль в глаза и наши и вашим дал деру куда Макар телят не гонял
Подведение итогов работы СЛАЙД 21
Фразеологические обороты активно используются как в устной, так и в письменной речи,
не только в художественной литературе, но и в публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить устойчивые словосочетания – фразеологизмы.
Как не допустить в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?
Как вы думаете, для чего нужно изучать фразеологию?
Да, фразеологизмы – одно из наиболее выразительных средств языка, и знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.
Домашнее задание СЛАЙД 22
Составить связный текст, употребив не менее 10 фразеологизмов.
Ответьте на вопрос. Что даёт человеку использование в речи фразеологизмов?
Рефлексия
Тест по теме «Фразеология».