Конспект урока “Фразеологизмы – зеркало души нации”
Конспект урока “Фразеологизмы – зеркало души нации”
Расширение и углубление знаний о фразеологизмах путем привлечения внепрограммного материала;
Формирование аналитического мышления, повышение уровня языкового развития;
Осуществление патриотического и нравственного воспитания школьников, их всестороннего гармонического развития путем вовлечения во внеклассное мероприятие, связанное с приобщением к сокровищнице русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока “Фразеологизмы – зеркало души нации”»
Открытый урок
русского языка в 7 классе
“Фразеологизмы – зеркало души нации”
Учитель русского языка и литературы ОШ № 142
Ардабаева Галия Абдрахмановна
Цель урока:
Расширение и углубление знаний о фразеологизмах путем привлечения внепрограммного материала;
Формирование аналитического мышления, повышение уровня языкового развития;
Осуществление патриотического и нравственного воспитания школьников, их всестороннего гармонического развития путем вовлечения во внеклассное мероприятие, связанное с приобщением к сокровищнице русского языка.
Методы
Словесные
Беседа, разъяснение, анализ, выводы
Наглядные
Демонстрация ситуации, рисунки, картинки
Практические
Выполнение заданий
Репродуктивный вид деятельности учащихся
Проблемно-поисковый
Ученическая деятельность
Групповая, индивидуальная
Орг. момент, деление на группы
Класс разделен на 2 команды
Вызов
Iтур “Знаешь ли ты что...” Представители команд называют соответствующий фразеологизм
В помещении много людей (яблоку негде упасть)
Человек быстро о чем-либо забывает (голова как решето)
Все слушают что-то очень внимательно (затаив дыхание)
Человек долго думает над чем-либо (ломать голову)
Ребята очень дружны (водой не разольешь)
В час по чайной ложке (мало, медленно)
Происхождение фразеологизмов объясняет команда “От всей души
Осмысление темы
IIтур “Используй в речи”
Ученики выбирают несколько фразеологизмов (3) и используют их в своей речи.
1 команда 2 команда
Сломя голову браться за ум
Как снег на голову сойти с ума
Рукой подать хоть глаза выколи
Не покладая рук куда глаза глядят
Голову повесить не твоего ума
Терять голову пришло на ум
Происхождение фразеологизмов объясняет команда
“Мастера на все руки”
IIIтур “Окончи фразеологизм” (лото)
Дописать фразеологизмы
1 команда 2 команда
Золотые ... (руки) До поры ... (до времени)
От нечего ... (делать) Выбиваться ... (из сил)
Не сводить ... (глаз) Кто в лес ... (кто по дрова)
Мастер ... (на все руки) Утереть ... (нос)
Зарубить ... (на носу) Волчий ... (аппетит)
IVтур “Поэтический”
1 команда Чтение наизусть стихотворения В.Суслова
«Как работает слово»
1.Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
2.Случалось, что в школе я прваил не знал,
Молчал при опросе как воды в рот набрал.
3.Зато болтуну мы заметить не прочь:
Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
4.Не прочь и другому сказать невзначай:
-Довольно лить воду! Ты дело давай!
1 команда Чтение и анализ стихотворения
2 команда Чтение наизусть стихотворения В.Суслова «Как работает слово»
1. О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
Лентяй отдыхает, а время идет,
Под камень лежачий вода не течет.
Лягушка наврет, не поймешь для чего,-
На чистую воду выводят его.
Работу впустую: Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Чтение и анализ стихотворения
Работа по картинкам
Работа с карточками
Подведение итога турнира
Результаты
Научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
Обогащение и усложнение словарного запаса.
Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Прогноз на следующий урок
В основу уроков вложить гуманистическую направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. На первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам, на личную значимость материала для учащегося.
Рефлексия урока
Что нового и интересного узнали на уроке?
Понравился ли сам урок?
С какими трудностями столкнулись?
РЕФЛЕКСИЯ
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно – диалогического обучения с использованием элементов критического мышления учащихся. На уроке использовала, «тактику сотрудничества»: ученик – учитель – ученик, где за основу я взяла формирование универсальных учебных действий учащихся, как н – р «Урок – турнир» по закреплению темы «Фразеологизмы». Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности «раскрепостить» мышление.
Постаралась, чтобы задания которые предлагаются детям, давать в игровой форме. Они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицами) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки. Было организовано чередование и смена видов деятельности. Коллективная форма работы способствовала формированию коммуникативной и социальной компетенции. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся.
На протяжении всего урока использовала практические, логические задания. Для организации деятельности учащихся на уроке сочетались индивидуальная, фронтальная и групповая работы.
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само – и взаимоконтроля учащимися и корректного контроля за само – и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя. Развитие коммуникативной компетенции прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. При составлении устного рассуждения в туре «Используй в речи» и подборе аргументов ученики показали умение излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, как например, в туре «Поэтический». Все туры урока взаимосвязаны, вытекают один из другого.
Урок прошел в хорошем темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством между командами.