Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Диалог.Знаки препинания при диалоге"»
Тема урока «Диалог. Знаки препинания при диалогах.»
Цель урока: научить правильно расставлять знаки при диалоге
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложения; составлять предложения с прямой речью по схемам;
познакомить учеников с понятиями диалога и реплики, а также с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;
Развивающие:
развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммуникативную компетенции;
Воспитательная:
воспитывать внимательного и культурного собеседника, читателя.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
На прошлом уроке мы познакомились с понятием «прямая речь», научились оформлять на письме предложения с прямой речью. Напомните мне, пожалуйста, что такое прямая речь? (Ответы детей)
А теперь проверим ваши знания о знаках препинания при прямой речи.
На доске предложение с прямой речью, но кто-то перепутал правильное расположение слов автора и прямой речи. Расставьте правильный порядок согласно схеме на слайде(один у доски на оценку)
Слайд 1(схемы предложений)
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1.Формулировка темы и задач урока
А сейчас перейдём к теме этого урока. Я предлагаю вам просмотреть отрывки из мультфильмов и ответить на вопросы.
Слайд2 Видео
-Сколько было участников в первом отрывке, а сколько во втором?
Перед вами два текста. Попробуйте определить, в каком из них записан диалог, а в каком текст с прямой речью , и запишите текст – диалог.
Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»
— Что ты еж такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)
Проверка. Правильно ли мы оформили диалог? Для того чтобы в этом убедиться, давайте откроем учебник на странице 103 и прочитаем правило.
Слайд6
Итак, посмотрим на слайд.Диалог – («диа» - два,
логос – «слово») -разговор двух или нескольких лиц
Реплика – речь каждого лица
Учитель:
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи (но без кавычек).
Как видим, диалог также дословно передаёт чужую речь, как и предложения с прямой речью. Но знаки препинания при диалоге другие.
3.Практическая часть.Лингвистический эксперимент.
- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.(На доске текст без знаков препинания, у детей на карточках на партах)
Перед вами текст с пропущенными знаками препинания. Поработайте самостоятельно . Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Кто первый справится, поднимает руку.
Проверка ( вставить знаки у доски) .
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей.
Уступи мне дорогу сказал один.
Вот еще! Пяться назад, я первый взошел на мост ответил второй.
Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и не уступлю ни за что!
Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Проверка - на слайде.Слайд 7(текст со знаками препинания)
4. Физкультминутка (видео).Ну а теперь немного передохнем
5. Наблюдение над языком.А теперь предлагаю вам выступить в роли экспертов.
Иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).
- Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Слайд8
Серёжа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина?- спросил я.
-Ух, и здорово!- ответил он. - Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете. Ну, словом, просто здорово...Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
Вывод.
- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
6. Словарная работа ( двое у доски)
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
Проверка- на слайде 9
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).
– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».
- Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?
Работа в парах. Первая готовая пара зачитывает на оценку.
Примерный диалог.
- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
- А его нет дома.
- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
- Обязательно передам.
- Спасибо большое. Извините за беспокойство.
ІV. Итоги урока.
Попробуем определиться, что вы запомнили на уроке
« Продолжите фразу»
Вытащи свой вопрос
1.Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
2.Диалог состоит из реплик и слов автора.
3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинанияпри диалоге ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
Давайте проверим, правильны ли были ваши ответы (слайд 10)
V. Домашнее задание.
Упр.248 (составить диалог по рисунку)
VI. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? (формы работы)
- Что, на ваш взгляд, у нас больше удалось?
- В чем были затруднения?
- Понадобятся ли вам полученные знания?
(Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка, вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).