Просмотр содержимого документа
«Конспект "Практикум по слоговому анализу слов"»
Тема: Практикум по слогозвуковому анализу (разбору) слов
С. 62-63
Цель: Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами.
Характеристика деятельности учащихся:
Знать алгоритм письменного и устного звукобуквенного разбора слова.
уметь производить звукобуквенный разбор слов; делить слова с мягким знаком на группы (мягкий знак – показатель мягкости и мягкий знак разделительный); сравнивать звуковые схемы слов «грусть» и «груздь».
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1.
- Урок хочу начать пословицей:
Тем, кто родной язык легко постиг,
постичь чужой язык труд не велик…
- Как вы понимаете ее значение?
Ответы детей.
- Кто познает родной язык, тот чтит традиции своего народа. А наш народ богат своими традициями и одной из них мы посвятим сегодняшний урок.
Постановка учебной задачи чрез словарную работу.
Слайд 2.
Отгадайте загадки, напишите отгадки:
Шагает красавица, легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна)
В землю — крошки, из земли — лепешки. (Зерно)
И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки-… (блины)!
Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце)
Влезет в окно, растянется, как сукно. Не прогонишь ни пестом, ни шестом. Пора придет - сам уйдет. (Солнечный луч)
Всю неделю отдыхаем, Всех блинами угощаем. Холод зимний провожаем, А весну с теплом встречаем. (Масленица)
- Какая тема объединяет все отгадки (праздник Масленицы).
Слайд 3.
- Мы сегодня вспомним давнюю русскую традицию.
Так повелось уж на Руси, Что Зиму провожая, И наступление Весны Мы Масляной встречаем.
Хотя метель порой пуржит, Куражатся морозы, Весна навстречу нам спешит Февральским днем погожим.
Гуляй, народ! Смакуй блины. Неделю веселимся! Отметим проводы зимы И с нею распростимся!
Слайд 4.
- Сегодня у нас в гостях щедрая Масленица, которая приготовила для нас различные угощения – задания.
- Готовы ли вы с ними справиться? Ответы детей.
Повторение пройденного по теме «Фонетика».
1. Формирование познавательного интереса.
Масленица – один из древних народных праздников, который не закреплён конкретным календарным числом. Это праздник прощания с зимой и встреча весны.
Для славян Масленица была и встречей Нового года, т.к. на Руси (до ХIV века) год начинался с марта. По поверьям считалось, что как год встретишь, так его и проведёшь. Поэтому отмечали этот праздник широко и весело. Масленицу называли «честной», «широкой», «обжорной».
2. На Масленицу проводили разнообразные игры.
Предлагаю поиграть в игру «аукцион знаний»:
Слайд 5.
-Итак, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
-Какие звуки мы называем гласными? Почему?
-Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите гласные звуки.
-Какие звуки мы называем согласными? Почему? Назовите согласные звуки.
-Давайте вспомним:
какие согласные звуки могут быть парными по признаку твёрдости-мягкости,
какие согласные звуки только твёрдые,
какие согласные звуки только мягкие,
-приведите примеры:
какие согласные имеют пару по звонкости-глухости,
какие согласные не имеют пару по этому признаку,
назовите все пары согласных по звонкости-глухости.
-Какие буквы вообще не имеют звуков? Назовите эти буквы.
-В каком случае буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? Приведите примеры:
если буквы стоят в начале слова (ель, ёжик, юбка, яхта и т.п.),
если буквы стоят после гласной буквы (поел, приём, думаю, белая и т.п.),
если буква стоит после ь или ъ (объехал, перья и т.п.).
Отработка порядка проведения фонетического разбора.
Ребята, вы уже очень много знаете о звуках нашей речи, молодцы! А теперь мы будем учиться, используя эти знания, проводить фонетический разбор слов. И наша гостья нам в этом поможет.
Итак, начнём. Давайте узнаем, что такое фонетический разбор и посмотрим, в каком порядке он всегда производится.
1. Прочитайте звуковые записи слов.
Слайд 6.
Произнесите слова. Сколько звуков в каждом слове? Устно дайте характеристику каждого звука.
2. Стр. 62, упр.1.
Произнесите слова. Устно дайте характеристику каждого звука.
3. Знакомство с правилом (Стр. 62).
4. Выполнить фонетический анализ слова солнце, по схеме предложенной в учебнике и на слайде 7.
Физкультминутка.
Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.
Проигрывание слов.
Практическая работа.
Стр. 63, упр. 10 -12.
Итог урока.
-Наш урок подходит к концу.
-О чём вы сегодня узнали? Какое новое знание открыли?
-Чему новому научились?
-Молодцы! Вы хорошо поработали
Слайд 8.
И еще немного истории:
В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравнится по популярности с блинами. Блин сопровождал человека всю жизнь от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов). Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов.
Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего, блины - обязательное угощение на масленицу, ставшее необходимым атрибутом весеннего праздника.
По легенде Масленица была дочкой Деда Мороза и жила на Севере. Хрупкая девочка Масленица встретила человека. Он увидел ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям - согреть и развеселить их. Согласилась Масленица и, превратившись в здоровую, румяную бабу, хохотом, плясками и блинами заставила род человеческий позабыть о зимнем ненастье.
Слово «блин» – искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, т. е. мучное изделие.
На лакомки, то есть в среду "масленой недели", тещи приглашали "на блины" зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка от сюда и пошло выражение "к теще на блины".