№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Тема: Разносклоняемые имена существительные | Цель: сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Оргмомент 2.Проверка домашнего задания | Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится...». Что называется именем существительным? Назовите, какие постоянные признаки существительных Вы знаете?(Собственное или нарицательные, одушевленные или неодушевлённые, род, склонение). Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными? Как различить одушевленные и неодушевленные существительные? А что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке у существительного? 2. Словарный диктант Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение Идти по алле…, шагать к станции.., бежать по дорог.., идти по насып.., быть на лекци.., отметить в доклад.., писать в объяснени.., говорить о создани.., отдыхал в санатори.. Упр 360 стр 161 | Ученики настраиваются на урок Отвечают на вопросы Уч-ся читают упражнения |
3. Объяснение нового материала | Просклоняйте существительные: поле, степь, время. Падеж | Склонение | Разносклоняемые | | 2-е | 3-е | Род.п. | поля | степи | времени | Дат.п. | полю | степи | времени | Твор.п. | полем | степью | временем | Предл.п. | о поле | о степи | о времени | | Единственное число | Множественное число | и. | Племя | Стрем-я | Плем-ен-а | Стрем-ен-а | р. | Плем-ен-и | Стрем-ен-и | Плем-ён[ ] | Стрем-ян [ ] | д. | Плем-ен-и | Стрем-ен-и | Плем-ен-ам | Стрем-ен-ам | в. | Плем-я | Стрем-я | Плем-ен-а | Стрем-ен-а | т. | Плем-ен-ем | Стрем-ен-ем | Плем-ен-ами | Стрем-ен-ами | п. | (О) плем-ен-и | (О)стрем-ен-и | (О)плем-ен-ах | (О) стрем-ен-ах | Лексическая задача. Раскрыть значение. Составить с данными фразеологизмами предложения. До поры до времени – до определенного срока. Тянуть время (р.п., ср.р.) – медлить. Под бременем лет – большой возраст. Называть вещи своими именами (т.п., мн. ч.) – говорить правду. Заронить семена (в.п., мн.ч.) добра – воспитать положительные качества. Стать под знамя (в.п., ср.р.) – принять чью-либо сторону. Без роду и племени. - одинокий или человек незнатного происхождения. Лингвистическая задача. Как правильно сказать? Который час? Сколько время? Сколько времени? 2 задание Исправить неверное употребление разносклоняемых существительных. Определить падеж, выделить суффиксы и окончания. 1) Время было в обрез. 2)У тебя нет время потолковать со мной. 3)Сколько время 4)Стояли у знамя 4. Заменить фразеологическим оборотом. Постепенно морским прибоем разрушало берега. До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи. Рядом проскакали казаки эти всю войну. (Подсказка: со временем, до поры до времени, стремя в стремя) 3 задание Работа по карточкам.
| Ученики находят себе пару, отвечают на вопросы, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала |
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определить склонение и падеж существительного. Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости мастер.., напр..вляться по дорог.. к станции.., разв..вать способности в ребёнк.., появляться в распол..жении лагеря, посадить сем..на. | | | Ученики работают над текстом, отвечают на вопросы, делают выводы. |
5. Рефлексия | - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? | Рефлексируют по вопросам |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки группам | |
7.Домашнее задание | Упр 368 стр 164 + выучить правило | Запись в дневниках. |