kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока "Сочинение по картине В.П. Фельдмана "Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана»

Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

(урок русского языка в 9 классе)

Цели урока:

1.Образовательные:

-учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;

-повторить сведения о видах придаточных в СПП.

2. Развивающие:

- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

-продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,

- работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

3.Воспитательные:

воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование:

-презентация «Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

-учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией с картины В.П. Фельдмана «Родина»

I. Эпиграф (слайд2)

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Отгремела война, cвой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто!
Михаил Ножкин

II. Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа (слайд 3)

О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина?

Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком?

Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую Отечественную войну.

III.Слово учителя. Знакомство с творчеством художника. Рассматривание картин.

Фельдман Владимир Петрович учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г. (сайт 4)

В.П. Фельдман — экспонент выставок с 1955 г. Постоянный участник городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Живописец, пейзажист, жанрист. Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Неоднократно экспонировался на выставках студии. Работы художника находятся в ряде московских музеев и в частных коллекциях в России и за рубежом. Художниксоавтор диорам «Рельсовая война (Партизанская засада)» для Краеведческого музея Брянска (1958); «Штурм Перекопа» для Центрального музея Вооружённых Сил СССР в Москве (1961) (слайд 5)

Скончался в 1961 году в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте.

Все его картины посвящены теме Родины, родным просторам. Его портрет Кутузова на военном совете в Филях является частью Бородинской панорамы (слайд 6)

В 1960 году художник начал картину «Штурм Рейхстага». Сохранились эскизы к картине. Эскизы выполнены акварелью в цвете и изображают советских солдат, штурмующих Рейхстаг. (слайд 7)

Рисунок разделён на крупную центральную и две узкие боковые части, что свидетельствует о том, что, возможно, произведение задумывалось как панорама. Под картиной имеется карандашная надпись. (слайд 8)

Одно из последних полотен художника — картина «Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин», написанная в 1961 году. (слайд 9)



IV. Работа по картине «Родина» (слайд 10)

Слушаем песню, которая тематически перекликается с картиной В.П. Фельдмана

На дальнем берегу 
Музыка Игоря Кантюкова
 
Автор текста песни Константин Фролов.
 

В доме моём, 
Где пахнет хлебом и дымком из печи, 
Сад за окном 
И на столе рядком стоят куличи. 
В красном углу 
Лик богородицы в лампадном огне, 
Кот на полу 
И шашка деда на стене 

Припев: 
Ты защити и сбереги меня, 
Небесный ангел мой. 
От малодушья и бесчестия, 
От пули роковой 
Я чую сердцем твой магнит 
И верный путь. 
Пройти смогу, 
Пока ты есть, пока горит костёр 
На дальнем берегу. 

Сколько дорог 
В скитаньях пройдено 
В чужой стороне. 
Но видит Бог, 
При слове Родина 
Мы стонем во сне. 
Снится мне дом, 
Где нет тревог среди ночной тишины, 
И в доме том
Царит любовь и нет войны. 

Пусть нет от Бога новостей 
И кто-то целит мне в висок. 
Сочится кровь из- под ногтей 
И на зубах скрипит песок, 
Я буду твёрдым, как гранит, 
И верный путь пройти смогу, 
Пока ты есть, пока горит костёр 
На дальнем берегу. 


(слайд 11)

Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников

-Как перекликаются слова песни и сюжет картины?

V. Словарная работа (слайд 12)

-Как вы думаете, почему автор назвал картину «Родина», а не «Россия», «Отечество?

-В каком значении использовал художник слово родина?


VI. Работа по картине (слайд 13)

1) Что представляет собой родина солдата?

(Средняя полоса России, деревня).

2) Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

(Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

3) Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

(Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

4) О чём говорит его одежда, поза?

(Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

5) Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

(Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).



6) Используя вариант начала рассказа, дополните данный вариант придаточными предложениями и определите их вид (слайд 14)

Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как ( ).

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

Вот и знакомый пригорок, с которого ( ). За ней— моя деревенька, моя родина, откуда ( ). Горло перехватывает от волнения — что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как ( ). Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ( )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!



VII Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким вроде бы знакомым словом «родина», познакомились с творчеством художника Владимира Петровича Фельдмана, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.

Возможный план домашнего сочинения (слайд 15)

1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

2.Описание картины «Родина», смысл названия:

А) главный герой – солдат;

Б) изображение деревни;

В) окружающая природа.

3.Чувства, вызываемые картиной.

Интернет-ресурсы:

1. Сочинение по картине В.П. Фельдмана: "Родина“ mirsoch.ru›По картинам

2. Фельдман | Русская живопись artlibrary.ru/feldman

3. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет — Студия военных...

grekovstudio.ru/artists/old/170

4. Сочинение по картине Фельдмана "Родина"

rus.fizolimpiada.ru/kartina/v.-..

5. parashutov.livejournal.com СТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В...

6. agniart.ruФельдман Владимир Петрович. Родина. 

7. sovcom.ru/avtori/avtor/ф/189?p_f..

8. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk...

9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. - «Впе... – Живой Журнал

kykolnik.livejournal.com/1017992.

10. АртРу.инфо - Художники - Фельдман Владимир Петрович

artru.info/ar/14204

11. ww2.ru Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к


Просмотр содержимого презентации
«Фельдман В.П.»

Сочинение по картине В. П. Фельдмана «Родина»  (урок русского языка в 9 классе) Выполнила Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СКОШ №36 города Озёрска Челябинской области

Сочинение по картине

В. П. Фельдмана «Родина»

(урок русского языка в 9 классе)

Выполнила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СКОШ №36

города Озёрска Челябинской области

По всей стране от края и до края Нет города такого, нет села, Куда бы не пришла Победа в мае Великого девятого числа.   Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты, В вашу честь на земле обелиски до неба стоят, Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто! Отгремела война,  cвой кровавый собрав урожай,  Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.  Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам,  Но   никто не забыт, и  навеки ничто не забыто!       Михаил Ножкин

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

 

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Отгремела война,  cвой кровавый собрав урожай, Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито. Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам, Но  никто не забыт, и навеки ничто не забыто! Михаил Ножкин

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961)  Владимир Петрович Фельдман – советский живописец. Родился, жил и работал в Москве.  В 1948-1952 гг. учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. После этого проходил аспирантуру в Высшем педагогическом отделении при МХПУ имени М.И. Калинина до 1955 года.  С 1956 года принимает постоянное участие в городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 по 1961 год.  Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961)

Владимир Петрович Фельдман – советский живописец. Родился, жил и работал в Москве. В 1948-1952 гг. учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. После этого проходил аспирантуру в Высшем педагогическом отделении при МХПУ имени М.И. Калинина до 1955 года. С 1956 года принимает постоянное участие в городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 по 1961 год. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».

Натюрморт с бюстом М.И. Калинина 1954

Натюрморт с бюстом

М.И. Калинина

1954

Ананьев Михаил Ананьевич (1925) Фельдман Владимир Петрович (1924—1961) «Тревога на пограничной заставе» 1950

Ананьев Михаил Ананьевич (1925) Фельдман Владимир Петрович

(1924—1961) «Тревога на пограничной заставе» 1950

М.И. Кутузов и А.С. Фигнер на Военном совете в Филях (Музей-панорама Бородинская битва) 1958 год

М.И. Кутузов и

А.С. Фигнер

на Военном совете в Филях

(Музей-панорама Бородинская битва)

1958 год

Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к картине

Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к картине

"Штурм Рейхстага", 1960 г.

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин. 1961 г.

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин.

1961 г.

На дальнем берегу   Музыка Игоря Кантюкова   Автор текста песни Константин Фролов Сколько дорог   В скитаньях пройдено   В чужой стороне,   Но видит Бог ,  При слове Родина   Мы стонем во сне.   Снится мне дом ,  Где нет тревог среди ночной тишины.   И в доме том   Царит любовь и нет войны.     Ты защити и сбереги меня   Небесный ангел мой.   От малодушья и бесчестия   От пули роковой.   Я чую сердцем твой магнит   И верный путь   Пройти смогу,   Пока ты есть, пока горит костёр   На дальнем берегу  

На дальнем берегу  Музыка Игоря Кантюкова  Автор текста песни Константин Фролов

Сколько дорог  В скитаньях пройдено  В чужой стороне,  Но видит Бог , При слове Родина  Мы стонем во сне.  Снится мне дом , Где нет тревог среди ночной тишины.  И в доме том  Царит любовь и нет войны.  Ты защити и сбереги меня  Небесный ангел мой.  От малодушья и бесчестия  От пули роковой.  Я чую сердцем твой магнит  И верный путь  Пройти смогу,  Пока ты есть, пока горит костёр  На дальнем берегу  

Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти ). Исходное значение – «семья», далее – «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./   Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину. / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти ). Исходное значение – «семья», далее – «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину. / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

Что представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорит его одежда, поза? О чём он думает? Что чувствует? Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

Что представляет собой родина солдата?

Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

Какое время года?

Почему остановился у берёзки, обняв её?

Куда устремлён его взгляд?

О чём говорит его одежда, поза?

О чём он думает?

Что чувствует?

Какие краски подобрал художник?

О чём это говорит?

Я лежал в госпитале, когда (  ): «Война закончилась!» Все, кто может,-  по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как (   ).  И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники. Вот и знакомый пригорок, с которого (  ).  За ней— моя деревенька, моя родина, откуда (  ). Горло перехватывает от волнения — что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб? Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (  ). Мирная жизнь вступает в свои права. Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что (  )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как ( ).

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники. Вот и знакомый пригорок, с которого ( ).

За ней— моя деревенька, моя родина, откуда ( ). Горло перехватывает от волнения — что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб? Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как ( ). Мирная жизнь вступает в свои права. Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ( )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

Возможный план домашнего сочинения 1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана. 2.Описание картины «Родина», смысл названия:  А) главный герой – солдат; Б) изображение деревни; В) окружающая природа. 3.Чувства, вызываемые картиной.

Возможный план домашнего сочинения

1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

2.Описание картины «Родина», смысл названия:

А) главный герой – солдат;

Б) изображение деревни;

В) окружающая природа.

3.Чувства, вызываемые картиной.

1. Сочинение по картине В.П.  Фельдмана :

1. Сочинение по картине В.П.  Фельдмана : "Родина mirsoch.ru По картинам

2. Фельдман  | Русская живопись artlibrary.ru/ feldman

3. ФЕЛЬДМАН   Владимир   Петрович  / Художники прошлых лет — Студия военных...

grekovstudio.ru/ artists / old /170

4. Сочинение по картине  Фельдмана  "Родина"

rus.fizolimpiada.ru/ kartina /v.-..

5. parashutov.livejournal.comСТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В...

6. agniart.ruФельдман  Владимир Петрович. Родина. 

7. sovcom.ru/ avtori / avtor /ф/189?p_f..

8. nsportal.ru/ shkola / russkiy-yazyk ...

9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. - « Впе ... – Живой Журнал

kykolnik.livejournal.com/1017992.

10. АртРу.инфо - Художники -  Фельдман   Владимир   Петрович

artru.info/ ar /14204

11. ww2.ru Акварельный  эскиз триптих Фельдмана В.П. к

МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрск Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

города Озёрск Челябинской области

Автор: Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект и презентация урока "Сочинение по картине В.П. Фельдмана "Родина"

Автор: Горохова Лариса Борисовна

Дата: 29.07.2017

Номер свидетельства: 424607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства