kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока "Сочинение по картине Н.М. Ромадина "Село Хмелёвка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Константин Паустовский восхищался творчеством Ромадина, называя его полотна «поэмой о России». В очерке, посвящённом искусству художника, он написал: «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОЧИНЕНИЕ по картине РОМАДИНА»

МБОУ СКОШ №36

города Озёрска Челябинской области








Сочинение по картине Николая Михайловича Ромадина

«Село Хмелёвка»

(урок русского языка в 9 классе)








Выполнила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы





Интернет-ресурсы:

artageless.com500 × 264Поиск по картинке Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98.

orelsh.ru830 × 507Поиск по картинке Пейзаж «Кудинское озеро» Лесная деревня 1978 г.

orelsh.ru900 × 356Поиск по картинке В родных местах Есенина 1957г

www.pinterest.com736 × 533Поиск по картинке Ромадин Н М Первое цветение 1956.jpg

www.nkj.ru ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА

http://vk.com/doktor_paust?w=wall-1902233_973/all

http://www.nkj.ru/archive/articles/754/ 

mytashkent.uz400 × 286Поиск по картинке

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-kerzhenec/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-selo-xmelevka/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-verby-v-polovode/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-svezhij-veter/








Сочинение по картине Николая Михайловича Ромадина «Село Хмелёвка»

(урок русского языка в 9 классе)

Цели урока:

1.Образовательные:

-учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;

2. Развивающие:

- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи;

-формировать коммуникативные функции речи;

- работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

3.Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять круг культурных потребностей обучающихся.

Тип урока: урок развития речи

Эпиграф: (слайд 2)

Какое буйное цветенье, 
Какой безудержный исход: 
Сирени звездное виденье, 
Кустов космический полет. 
Вселенная цветет жасмином, 
Рождает млечные пути. 
Они плывут, проходят мимо, 
Могу к ним близко подойти, 
Рукою взять спираль галактик, 
К себе приблизить пламень звезд, 
Забыть - мечтатель я иль практик, 
На миг вдохнуть вселенной всплеск. 
Сергей Городецкий

(Стихотворение, написанное в книгу отзывов на выставке Н. М. Ромадина.)


ХОД УРОКА

Слово учителя (слайд 3)

Ромадин Николай Михайлович до поступления в трудовую школу-коммуну был газетчиком, булочником, переплетчиком. По окончании в 1923 г. Художественного техникума поступил в Московский Вхутемас, который окончил в 1930 г. Его картина „Дзержинский в ссылке" в 1931 г. приобретена Государственной Третьяковской галереей. 
За тридцать лет творческой деятельности Ромадиным написано много картин, в том числе жанровых и историко-революционных. Но славу принесли ему многочисленные пейзажи.

В своих работах он перенимал опыт великих живописцев — Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Алексея Венецианова. Главным творческим методом Ромадина стал «метод маленьких этюдов с натуры», который художник разработал ещё в юности.


(слайд 4)

Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. Ничего не хочу я от жизни, кроме ощущения радости и чувства справедливости, целесообразности жизни и любви, которой я переполнен ко всему: России, женщинам, детям, скорби людской. 
Есть у меня долг перед Россией, перед своей страной, перед русскими лучшими людьми. Я отделяю лучших, добрых, любящих русских людей. Лучшие те, кому дан Дар любви. 
Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар. Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего. 

(Из дневниковых записей Н.М. Ромадина)


(слайд 5, 6, 7, 8)

Достаточно познакомиться с серией картин "Волга - русская река", написанных в суровом военном 1944 году и удостоенных Государственной премии. Чем же замечательна эта серия?

"Волга - русская река" - широкое эпическое повествование о великой русской реке, олицетворяющей с давних времен Россию, ее беспредельную ширь, ее могучие силы. Появление этой серии картин в годы войны прозвучало как напоминание о мощи нашей Родины, как патриотический призыв к защите любимого Отечества, землю которого еще топтал враг.


(слайд 9)

Константин Паустовский восхищался творчеством Ромадина, называя его полотна «поэмой о России». В очерке, посвящённом искусству художника, он написал: «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе».


(слайд 10, 11, 12)

Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордонах, на волжских пристанях.

 Картины Ромадина неотъемлемы от природы. Они - живые ее куски. От этих картин можно озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать запах сосновой перегретой хвои.

(слайд 13, 14)

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, близок, дорог, священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость вод", "листву золотую", "алый свет зари"... Художник словно открывает истоки поэтического творчества поэта


(слайд 15, 16)

С самого начала творческой деятельности Ромадин тяготел к лирическому пейзажу. Диапазон пейзажного творчества Ромадина очень широк. Он пишет природу во все времена года, в различных ее состояниях: и ранним утром, и глубоким сумрачным вечером, и в полуденный зной, и в самом начале весны, когда почки на деревьях еще только грозят лопнуть, и поздней осенью, когда последние листы одиноко дрожат на почерневших ветвях. У Ромадина есть цикл картин о зиме, весне, лете и осени.


Работа по картине (слайд 17)

Вот картина "Село Хмелевка". Картина написана в 1944 году, в конце Великой Отечественной войны. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую, спокойную красоту.

1) Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину?

Художник как будто смотрит на село с холма, с которого далеко виден каждый домик, каждое деревце. Село лежит в низине, между двумя холмами, оно хорошо защищено от ветров

2) Какое время года изобразил художник?

Последние дни золотой осени. Стоит прекрасная в своей вечной неповторимости осень.

3) Почему на его картине преобладают блёклые золотистые краски?

С тонких окрестных берёзок облетают последние жёлтые листочки, трава на холмах поредела и приобрела рыжеватый оттенок

4) Что изображено на переднем плане?

Н.М. Ромадин поместил на передний план огороды, редкие березки, пожухлую траву холма. А дальше село разрастается. Видны сначала одинокие домики, потом улицы, заросли деревьев и кустарника на берегу оврага. От этого создается впечатление, что дали необъятны, а просторы нашей страны огромны.

5) Что синеет на горизонте?

Волга здесь чуть виднеется вдали за макушками деревьев полоской, но чувствуется ее бескрайний простор, ее величавость. Задний план картины скрыт в туманной дымке.

6) Какие детали привлекли ваше внимание?

Картина поражает возвышенной любовью к родной земле. Первое слово, которое приходит на ум при взгляде на картину, - волшебство. Художнику дано в простом и обычном найти красоту, а с ее помощью заставить дрогнуть в нас дремлющие лирические струны сердца, разбудить поэзию, которая таится в каждой душе.

7) Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас, притягивают к себе?

Во многих картинах Ромадин использует характерный прием, чтобы создать ощущение простора волжского пейзажа. Его полотна имеют удлиненный формат, благодаря чему художнику удается создать впечатление бесконечного движения речных вод, а вместе с тем чувство свободы и эпической мощи.

8) Представьте себе, что вы были на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее и вам захотелось поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями об этой картине. Что вы расскажете?

Вот картина "Село Хмелевка" - спокойная и такая близкая русскому сердцу приволжская ширь, золотые хрупкие березки, деревенские домики, раскинувшиеся в долине. Всем, кто живёт на Волге, этот пейзаж покажется до боли знакомым - ведь именно эту великую русскую реку мы видим на дальнем плане картины.

9) А что бы вы написали в книгу отзывов?

Ромадин Н.М — русский художник, чье имя мало известно. Но это выдающийся русский художник, мастер лирического русского пейзажа. Автор вложил всю любовь в свою работу, заставляя нас полюбить бескрайние российские просторы. Ромадин — один из создателей национального пейзажа ХХ века.


Словарная работа

Панорама

1.Вид местности, открывающийся с высоты. Панорама города.

2.Больших размеров картина с объёмными предметами на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. Севастопольская панорама.

3.Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях (спец.)

/ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./


Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с творчеством талантливого русского художника Николая Ромадина, узнали для себя много нового, смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.

Хочется закончить урок стихотворением А. Жигулина


О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои просёлки, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё,

В тебе одной – и утешенье,

И исцеление моё.

(А. Жигулин.)

Д/З Написать сочинение-описание по картине (упр. №202)

Просмотр содержимого презентации
«ХМЕЛЁВКА-2»

Cочинение по картине Николая Ромадина «Село Хмелёвка» (урок русского языка в 9 классе)  Выполнила Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СКОШ № 36 города Озёрска Челябинской области

Cочинение по картине Николая Ромадина «Село Хмелёвка»

(урок русского языка в 9 классе)

Выполнила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СКОШ № 36

города Озёрска Челябинской области

Какое буйное цветенье,   Какой безудержный исход:   Сирени звездное виденье,   Кустов космический полет.   Вселенная цветет жасмином,   Рождает млечные пути.   Они плывут, проходят мимо,   Могу к ним близко подойти,   Рукою взять спираль галактик,   К себе приблизить пламень звезд,   Забыть - мечтатель я иль практик,   На миг вдохнуть вселенной всплеск.        Сергей Городецкий (Стихотворение, написанное в книгу отзывов на выставке Н. М. Ромадина.)

Какое буйное цветенье,  Какой безудержный исход:  Сирени звездное виденье,  Кустов космический полет.  Вселенная цветет жасмином,  Рождает млечные пути.  Они плывут, проходят мимо,  Могу к ним близко подойти,  Рукою взять спираль галактик,  К себе приблизить пламень звезд,  Забыть - мечтатель я иль практик,  На миг вдохнуть вселенной всплеск.   Сергей Городецкий

(Стихотворение, написанное в книгу отзывов на выставке Н. М. Ромадина.)

Ромадин Николай Михайлович 1903-1987г. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР.   Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1980)  Мастер русского лирического пейзажа, тонкий колорист. Родился в семье железнодорожного служащего.   Учился в московском ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1923–1930) у Роберта Фалька, Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Автопортрет Н.М. Ромадина. 1943 год. Галерея Уффици. Флоренция.

Ромадин Николай Михайлович

1903-1987г.

Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР.  Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1980) Мастер русского лирического пейзажа, тонкий колорист.

Родился в семье железнодорожного служащего.  Учился в московском ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1923–1930) у Роберта Фалька, Ильи Машкова и Петра Кончаловского.

Автопортрет Н.М. Ромадина.

1943 год.

Галерея Уффици. Флоренция.

Искусство не изображает видимое, но делает его видимым.   Ничего не хочу я от жизни, кроме ощущения радости и чувства справедливости, целесообразности жизни и любви, которой я переполнен ко всему: России, женщинам, детям, скорби людской.    Есть у меня долг перед Россией, перед своей страной, перед русскими лучшими людьми. Я отделяю лучших, добрых, любящих русских людей. Лучшие те, кому дан Дар любви. Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар.  Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего.      (Из дневниковых записей Н.М. Ромадина)

Искусство не изображает видимое, но делает его видимым.  Ничего не хочу я от жизни, кроме ощущения радости и чувства справедливости, целесообразности жизни и любви, которой я переполнен ко всему: России, женщинам, детям, скорби людской.  Есть у меня долг перед Россией, перед своей страной, перед русскими лучшими людьми. Я отделяю лучших, добрых, любящих русских людей. Лучшие те, кому дан Дар любви. Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар.

Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего. 

(Из дневниковых записей Н.М. Ромадина)

Дорога. 1944

Дорога. 1944

Село моей матери

Село моей матери

Село Хмелёвка. 1944

Село Хмелёвка. 1944

Последний луч. 1945

Последний луч. 1945

Известность ему принесли пейзажи военных лет, составившие цикл «Волга – русская река» (Село Хмелевка, 1944; Последний луч, 1945; все – в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1946). Позднее поэтически усложнял картины, придавая своим «закатам», «чащам», «половодьям» романтически-сказочный оттенок (Берендеев лес, 1963, Художественный музей, Нижний Новгород; Затопленный лес, 1970, Третьяковская галерея). Порою вводил в свои картины, обычно безлюдные, сюжетное начало (Детство Есенина, 1959; Сон Андерсена, 1969; обе – собственность семьи художника). Часто обращался к интерьерному жанру, создавая своего рода изо-ноктюрны, озаренные светом луны или свечи (Красный интерьер, 1958, Третьяковская галерея).

Известность ему принесли пейзажи военных лет, составившие цикл «Волга – русская река» (Село Хмелевка, 1944; Последний луч, 1945; все – в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1946). Позднее поэтически усложнял картины, придавая своим «закатам», «чащам», «половодьям» романтически-сказочный оттенок (Берендеев лес, 1963, Художественный музей, Нижний Новгород; Затопленный лес, 1970, Третьяковская галерея). Порою вводил в свои картины, обычно безлюдные, сюжетное начало (Детство Есенина, 1959; Сон Андерсена, 1969; обе – собственность семьи художника). Часто обращался к интерьерному жанру, создавая своего рода изо-ноктюрны, озаренные светом луны или свечи (Красный интерьер, 1958, Третьяковская галерея).

Весна. 1949 Воробушки

Весна. 1949

Воробушки

Керженец. 1946

Керженец. 1946

У сельсовета. 1957

У сельсовета. 1957

В родных местах Есенина

В родных местах Есенина

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык...  Ф. Тютчев Воспоминания о Венецианове. 1977-1978

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. Тютчев

Воспоминания о Венецианове. 1977-1978

Розовая весна Весенний дождь. 1967

Розовая весна

Весенний дождь. 1967

Лесная деревня. 1978 Золотая речка

Лесная деревня. 1978

Золотая речка

Известный писатель К. Паустовский посвятил художнику эссе, в котором есть строки:

Известный писатель

К. Паустовский

посвятил художнику

эссе, в котором

есть строки: "Труд

Ромадина – не только

труд живописца, но и

подлинного патриота.

Его полотна –

поэма о России".

Село Хмелёвка. 1944

Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину? Какое время года изобразил художник? Почему на его картине
  • Как вы думаете, с какой точки

обзора художник писал свою

картину?

  • Какое время года изобразил

художник?

  • Почему на его картине

преобладают блёклые золотистые

краски?

Село Хмелёвка. 1944

Что изображено на переднем плане? Что синеет на горизонте?
  • Что изображено на переднем плане?
  • Что синеет на горизонте?

- Какие детали привлекли ваше внимание?

Село Хмелёвка. 1944

Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас, притягивают к себе? Село Хмелёвка. 1944

Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас, притягивают к себе?

Село Хмелёвка. 1944

Словарная работа Панорама 1.Вид местности, открывающийся с высоты. Панорама города. 2.Больших размеров картина с объёмными предметами на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания . Севастопольская панорама. 3.Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях (спец.) / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

Словарная работа

Панорама

1.Вид местности, открывающийся с высоты. Панорама города.

2.Больших размеров картина с объёмными предметами на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания . Севастопольская панорама.

3.Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях (спец.)

/ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

Село Хмелёвка. 1944

Село Хмелёвка. 1944

Константин Паустовский восхищался творчеством Николая Михайловича Ромадина, называя его полотна «поэмой о России».  В очерке, посвящённом искусству художника, он написал:  «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе» .

Константин Паустовский восхищался творчеством Николая Михайловича Ромадина, называя его полотна «поэмой о России».

В очерке, посвящённом искусству художника, он написал:  «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе» .

Награды и премии

Награды и премии

  • народный художник СССР   (1971)
  • Сталинская преми я   второй степени (1946) — за серию пейзажей «Волга — русская река»
  • Ленинская премия   (1980) — за цикл пейзажей «Подмосковная зима», «Кудинское озеро», «Берендеев лес», «Весна на Северном Кавказе», «Есенинская Русь», «Лесная деревня», «Гроза. От дождя»
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина   (1970) — за картины «У сельсовета», «Есенинский вечер», «У лесного кургана», «Золотая речка»
  • орден Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
Интернет-ресурсы: artageless.com 500 × 264 Поиск по картинке  Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98. orelsh.ru 830 × 507 Поиск по картинке  Пейзаж «Кудинское озеро» Лесная деревня 1978 г. orelsh.ru 900 × 356 Поиск по картинке  В родных местах Есенина 1957г www.pinterest.com 736 × 533 Поиск по картинке  Ромадин Н М Первое цветение 1956.jpg www.nkj.ru  ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА http://vk.com/doktor_paust?w=wall-1902233_973/all http://www.nkj.ru/archive/articles/754/   mytashkent.uz 400 × 286 Поиск по картинке http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-kerzhenec/ http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-selo-xmelevka/ http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-verby-v-polovode/ http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-svezhij-veter /

Интернет-ресурсы:

artageless.com 500 × 264 Поиск по картинке Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98.

orelsh.ru 830 × 507 Поиск по картинке Пейзаж «Кудинское озеро» Лесная деревня 1978 г.

orelsh.ru 900 × 356 Поиск по картинке В родных местах Есенина 1957г

www.pinterest.com 736 × 533 Поиск по картинке Ромадин Н М Первое цветение 1956.jpg

www.nkj.ru ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА

http://vk.com/doktor_paust?w=wall-1902233_973/all

http://www.nkj.ru/archive/articles/754/  

mytashkent.uz 400 × 286 Поиск по картинке

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-kerzhenec/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-selo-xmelevka/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-verby-v-polovode/

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-svezhij-veter /

МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрск Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

города Озёрск Челябинской области

Автор: Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект и презентация урока "Сочинение по картине Н.М. Ромадина "Село Хмелёвка"

Автор: Горохова Лариса Борисовна

Дата: 30.07.2017

Номер свидетельства: 424629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства