МБОУ СКОШ №36
  города Озёрска Челябинской области
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Сочинение по картине Николая Михайловича Ромадина
  «Село Хмелёвка»
  (урок русского языка в 9 классе)
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Выполнила Горохова Лариса Борисовна,
  учитель русского языка и литературы
  
 
  
 
  
 
  
 
  Интернет-ресурсы:
 artageless.com500 × 264Поиск по картинке Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98.
 orelsh.ru830 × 507Поиск по картинке Пейзаж «Кудинское озеро» Лесная деревня 1978 г.
 orelsh.ru900 × 356Поиск по картинке В родных местах Есенина 1957г
 www.pinterest.com736 × 533Поиск по картинке Ромадин Н М Первое цветение 1956.jpg
 www.nkj.ru ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА
 http://vk.com/doktor_paust?w=wall-1902233_973/all
 http://www.nkj.ru/archive/articles/754/ 
 mytashkent.uz400 × 286Поиск по картинке
 http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-kerzhenec/
 http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-selo-xmelevka/
 http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-verby-v-polovode/
 http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-svezhij-veter/
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
  Сочинение по картине Николая Михайловича Ромадина «Село Хмелёвка»
  (урок русского языка в 9 классе)
 Цели урока:
 1.Образовательные:  
 -учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;
 2. Развивающие:
 - развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи;
 -формировать коммуникативные функции речи;
 - работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.
 3.Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять круг культурных потребностей обучающихся.  
 Тип урока: урок развития речи  
 Эпиграф: (слайд 2)
 Какое буйное цветенье, 
Какой безудержный исход: 
Сирени звездное виденье, 
Кустов космический полет. 
Вселенная цветет жасмином, 
Рождает млечные пути. 
Они плывут, проходят мимо, 
Могу к ним близко подойти, 
Рукою взять спираль галактик, 
К себе приблизить пламень звезд, 
Забыть - мечтатель я иль практик, 
На миг вдохнуть вселенной всплеск. 
 Сергей Городецкий  
 (Стихотворение, написанное в книгу отзывов на выставке Н. М. Ромадина.)
 
 
  ХОД УРОКА
 Слово учителя (слайд 3)
 Ромадин Николай Михайлович до поступления в трудовую школу-коммуну был газетчиком, булочником, переплетчиком. По окончании в 1923 г. Художественного техникума поступил в Московский Вхутемас, который окончил в 1930 г. Его картина „Дзержинский в ссылке" в 1931 г. приобретена Государственной Третьяковской галереей. 
За тридцать лет творческой деятельности Ромадиным написано много картин, в том числе жанровых и историко-революционных. Но славу принесли ему многочисленные пейзажи.
 В своих работах он перенимал опыт великих живописцев — Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Алексея Венецианова. Главным творческим методом Ромадина стал «метод маленьких этюдов с натуры», который художник разработал ещё в юности.
 
 
 (слайд 4)
  Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. Ничего не хочу я от жизни, кроме ощущения радости и чувства справедливости, целесообразности жизни и любви, которой я переполнен ко всему: России, женщинам, детям, скорби людской. 
 Есть у меня долг перед Россией, перед своей страной, перед русскими лучшими людьми. Я отделяю лучших, добрых, любящих русских людей. Лучшие те, кому дан Дар любви. 
Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар. Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего. 
  (Из дневниковых записей Н.М. Ромадина)
 
 
 (слайд 5, 6, 7, 8)
  Достаточно познакомиться с серией картин "Волга - русская река", написанных в суровом военном 1944 году и удостоенных Государственной премии. Чем же замечательна эта серия?
  "Волга - русская река" - широкое эпическое повествование о великой русской реке, олицетворяющей с давних времен Россию, ее беспредельную ширь, ее могучие силы. Появление этой серии картин в годы войны прозвучало как напоминание о мощи нашей Родины, как патриотический призыв к защите любимого Отечества, землю которого еще топтал враг.  
  
 
 (слайд 9)
 Константин Паустовский восхищался творчеством Ромадина, называя его полотна «поэмой о России». В очерке, посвящённом искусству художника, он написал: «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе».
 
 
 (слайд 10, 11, 12)
  Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордонах, на волжских пристанях.
   Картины Ромадина неотъемлемы от природы. Они - живые ее куски. От этих картин можно озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать запах сосновой перегретой хвои.
    
 (слайд 13, 14)
  О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
 Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, близок, дорог, священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость вод", "листву золотую", "алый свет зари"... Художник словно открывает истоки поэтического творчества поэта
 
 
 (слайд 15, 16)
  С самого начала творческой деятельности Ромадин тяготел к лирическому пейзажу. Диапазон пейзажного творчества Ромадина очень широк. Он пишет природу во все времена года, в различных ее состояниях: и ранним утром, и глубоким сумрачным вечером, и в полуденный зной, и в самом начале весны, когда почки на деревьях еще только грозят лопнуть, и поздней осенью, когда последние листы одиноко дрожат на почерневших ветвях. У Ромадина есть цикл картин о зиме, весне, лете и осени.
 
 
 Работа по картине (слайд 17)
 Вот картина "Село Хмелевка". Картина написана в 1944 году, в конце Великой Отечественной войны. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую, спокойную красоту.
 1) Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину?
 Художник как будто смотрит на село с холма, с которого далеко виден каждый домик, каждое деревце. Село лежит в низине, между двумя холмами, оно хорошо защищено от ветров
 2) Какое время года изобразил художник?
  Последние дни золотой осени. Стоит прекрасная в своей вечной неповторимости осень.
 3) Почему на его картине преобладают блёклые золотистые краски?
  С тонких окрестных берёзок облетают последние жёлтые листочки, трава на холмах поредела и приобрела рыжеватый оттенок
 4) Что изображено на переднем плане?
  Н.М. Ромадин поместил на передний план огороды, редкие березки, пожухлую траву холма. А дальше село разрастается. Видны сначала одинокие домики, потом улицы, заросли деревьев и кустарника на берегу оврага. От этого создается впечатление, что дали необъятны, а просторы нашей страны огромны.
 5) Что синеет на горизонте?
  Волга здесь чуть виднеется вдали за макушками деревьев полоской, но чувствуется ее бескрайний простор, ее величавость. Задний план картины скрыт в туманной дымке.
 6) Какие детали привлекли ваше внимание?
  Картина поражает возвышенной любовью к родной земле. Первое слово, которое приходит на ум при взгляде на картину, - волшебство. Художнику дано в простом и обычном найти красоту, а с ее помощью заставить дрогнуть в нас дремлющие лирические струны сердца, разбудить поэзию, которая таится в каждой душе.
 7) Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас, притягивают к себе?
  Во многих картинах Ромадин использует характерный прием, чтобы создать ощущение простора волжского пейзажа. Его полотна имеют удлиненный формат, благодаря чему художнику удается создать впечатление бесконечного движения речных вод, а вместе с тем чувство свободы и эпической мощи.  
 8) Представьте себе, что вы были на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее и вам захотелось поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями об этой картине. Что вы расскажете?
  Вот картина "Село Хмелевка" - спокойная и такая близкая русскому сердцу приволжская ширь, золотые хрупкие березки, деревенские домики, раскинувшиеся в долине. Всем, кто живёт на Волге, этот пейзаж покажется до боли знакомым - ведь именно эту великую русскую реку мы видим на дальнем плане картины.
 9) А что бы вы написали в книгу отзывов?
  Ромадин Н.М — русский художник, чье имя мало известно. Но это выдающийся русский художник, мастер лирического русского пейзажа. Автор вложил всю любовь в свою работу, заставляя нас полюбить бескрайние российские просторы. Ромадин — один из создателей национального пейзажа ХХ века.
 
 
 Словарная работа
 Панорама  
 1.Вид местности, открывающийся с высоты. Панорама города.
 2.Больших размеров картина с объёмными предметами на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. Севастопольская панорама.
 3.Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях (спец.)  
 / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./
 
 
 Итог урока
 Сегодня на уроке мы с вами познакомились с творчеством талантливого русского художника Николая Ромадина, узнали для себя много нового, смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.
 Хочется закончить урок стихотворением А. Жигулина
 
 
  О Родина! В неярком блеске
  Я взором трепетным ловлю
  Твои просёлки, перелески –
  Всё, что без памяти люблю:
  И шорох рощи белоствольной,
  И синий дым в дали пустой,  
  И ржавый крест над колокольней,
  И низкий холмик со звездой…
  Мои обиды и прощенья
  Сгорят, как старое жнивьё,
  В тебе одной – и утешенье,
  И исцеление моё.
  (А. Жигулин.)
 Д/З Написать сочинение-описание по картине (упр. №202)