МБОУ СКОШ №36
города Озёрска Челябинской области
Сочинение по картине Николая Михайловича Ромадина
«Село Хмелёвка»
(урок русского языка в 9 классе)
Выполнила Горохова Лариса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Интернет-ресурсы:
artageless.com500 × 264Поиск по картинке Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98.
orelsh.ru830 × 507Поиск по картинке Пейзаж «Кудинское озеро» Лесная деревня 1978 г.
orelsh.ru900 × 356Поиск по картинке В родных местах Есенина 1957г
www.pinterest.com736 × 533Поиск по картинке Ромадин Н М Первое цветение 1956.jpg
www.nkj.ru ЗАПИСКИ ХУДОЖНИКА
http://vk.com/doktor_paust?w=wall-1902233_973/all
http://www.nkj.ru/archive/articles/754/
mytashkent.uz400 × 286Поиск по картинке
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-kerzhenec/
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-selo-xmelevka/
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-verby-v-polovode/
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-romadina-svezhij-veter/
Сочинение по картине Николая Михайловича Ромадина «Село Хмелёвка»
(урок русского языка в 9 классе)
Цели урока:
1.Образовательные:
-учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;
2. Развивающие:
- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи;
-формировать коммуникативные функции речи;
- работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.
3.Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять круг культурных потребностей обучающихся.
Тип урока: урок развития речи
Эпиграф: (слайд 2)
Какое буйное цветенье,
Какой безудержный исход:
Сирени звездное виденье,
Кустов космический полет.
Вселенная цветет жасмином,
Рождает млечные пути.
Они плывут, проходят мимо,
Могу к ним близко подойти,
Рукою взять спираль галактик,
К себе приблизить пламень звезд,
Забыть - мечтатель я иль практик,
На миг вдохнуть вселенной всплеск.
Сергей Городецкий
(Стихотворение, написанное в книгу отзывов на выставке Н. М. Ромадина.)
ХОД УРОКА
Слово учителя (слайд 3)
Ромадин Николай Михайлович до поступления в трудовую школу-коммуну был газетчиком, булочником, переплетчиком. По окончании в 1923 г. Художественного техникума поступил в Московский Вхутемас, который окончил в 1930 г. Его картина „Дзержинский в ссылке" в 1931 г. приобретена Государственной Третьяковской галереей.
За тридцать лет творческой деятельности Ромадиным написано много картин, в том числе жанровых и историко-революционных. Но славу принесли ему многочисленные пейзажи.
В своих работах он перенимал опыт великих живописцев — Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Алексея Венецианова. Главным творческим методом Ромадина стал «метод маленьких этюдов с натуры», который художник разработал ещё в юности.
(слайд 4)
Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. Ничего не хочу я от жизни, кроме ощущения радости и чувства справедливости, целесообразности жизни и любви, которой я переполнен ко всему: России, женщинам, детям, скорби людской.
Есть у меня долг перед Россией, перед своей страной, перед русскими лучшими людьми. Я отделяю лучших, добрых, любящих русских людей. Лучшие те, кому дан Дар любви.
Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар. Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего.
(Из дневниковых записей Н.М. Ромадина)
(слайд 5, 6, 7, 8)
Достаточно познакомиться с серией картин "Волга - русская река", написанных в суровом военном 1944 году и удостоенных Государственной премии. Чем же замечательна эта серия?
"Волга - русская река" - широкое эпическое повествование о великой русской реке, олицетворяющей с давних времен Россию, ее беспредельную ширь, ее могучие силы. Появление этой серии картин в годы войны прозвучало как напоминание о мощи нашей Родины, как патриотический призыв к защите любимого Отечества, землю которого еще топтал враг.
(слайд 9)
Константин Паустовский восхищался творчеством Ромадина, называя его полотна «поэмой о России». В очерке, посвящённом искусству художника, он написал: «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе».
(слайд 10, 11, 12)
Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордонах, на волжских пристанях.
Картины Ромадина неотъемлемы от природы. Они - живые ее куски. От этих картин можно озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать запах сосновой перегретой хвои.
(слайд 13, 14)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Есенин, сказавший русскому пейзажу живые слова, близок, дорог, священен для Ромадина. И мы находим в его картинах есенинские "розовость вод", "листву золотую", "алый свет зари"... Художник словно открывает истоки поэтического творчества поэта
(слайд 15, 16)
С самого начала творческой деятельности Ромадин тяготел к лирическому пейзажу. Диапазон пейзажного творчества Ромадина очень широк. Он пишет природу во все времена года, в различных ее состояниях: и ранним утром, и глубоким сумрачным вечером, и в полуденный зной, и в самом начале весны, когда почки на деревьях еще только грозят лопнуть, и поздней осенью, когда последние листы одиноко дрожат на почерневших ветвях. У Ромадина есть цикл картин о зиме, весне, лете и осени.
Работа по картине (слайд 17)
Вот картина "Село Хмелевка". Картина написана в 1944 году, в конце Великой Отечественной войны. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую, спокойную красоту.
1) Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину?
Художник как будто смотрит на село с холма, с которого далеко виден каждый домик, каждое деревце. Село лежит в низине, между двумя холмами, оно хорошо защищено от ветров
2) Какое время года изобразил художник?
Последние дни золотой осени. Стоит прекрасная в своей вечной неповторимости осень.
3) Почему на его картине преобладают блёклые золотистые краски?
С тонких окрестных берёзок облетают последние жёлтые листочки, трава на холмах поредела и приобрела рыжеватый оттенок
4) Что изображено на переднем плане?
Н.М. Ромадин поместил на передний план огороды, редкие березки, пожухлую траву холма. А дальше село разрастается. Видны сначала одинокие домики, потом улицы, заросли деревьев и кустарника на берегу оврага. От этого создается впечатление, что дали необъятны, а просторы нашей страны огромны.
5) Что синеет на горизонте?
Волга здесь чуть виднеется вдали за макушками деревьев полоской, но чувствуется ее бескрайний простор, ее величавость. Задний план картины скрыт в туманной дымке.
6) Какие детали привлекли ваше внимание?
Картина поражает возвышенной любовью к родной земле. Первое слово, которое приходит на ум при взгляде на картину, - волшебство. Художнику дано в простом и обычном найти красоту, а с ее помощью заставить дрогнуть в нас дремлющие лирические струны сердца, разбудить поэзию, которая таится в каждой душе.
7) Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас, притягивают к себе?
Во многих картинах Ромадин использует характерный прием, чтобы создать ощущение простора волжского пейзажа. Его полотна имеют удлиненный формат, благодаря чему художнику удается создать впечатление бесконечного движения речных вод, а вместе с тем чувство свободы и эпической мощи.
8) Представьте себе, что вы были на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее и вам захотелось поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями об этой картине. Что вы расскажете?
Вот картина "Село Хмелевка" - спокойная и такая близкая русскому сердцу приволжская ширь, золотые хрупкие березки, деревенские домики, раскинувшиеся в долине. Всем, кто живёт на Волге, этот пейзаж покажется до боли знакомым - ведь именно эту великую русскую реку мы видим на дальнем плане картины.
9) А что бы вы написали в книгу отзывов?
Ромадин Н.М — русский художник, чье имя мало известно. Но это выдающийся русский художник, мастер лирического русского пейзажа. Автор вложил всю любовь в свою работу, заставляя нас полюбить бескрайние российские просторы. Ромадин — один из создателей национального пейзажа ХХ века.
Словарная работа
Панорама
1.Вид местности, открывающийся с высоты. Панорама города.
2.Больших размеров картина с объёмными предметами на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. Севастопольская панорама.
3.Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях (спец.)
/ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./
Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с творчеством талантливого русского художника Николая Ромадина, узнали для себя много нового, смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.
Хочется закончить урок стихотворением А. Жигулина
О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё,
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление моё.
(А. Жигулин.)
Д/З Написать сочинение-описание по картине (упр. №202)