Здравствуйте, ребята, садитесь. Скажите, что мы изучали на прошлом уроке? Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (закрепить знания в написании союзов). Дома вы выполняли упражнение под номером 348. Есть ли вопросы по его выполнению? К домашнему упражнению у вас есть задание: Можно ли заменить слова талант синонимами? Почему? Что такое талант? Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Какие знаете выражения со словом талант?( закопал, разменял и умножил (развил) свой талант). Этимология Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Многолетнее экспериментально-педагогическое исследование, проведённое в советские годы А. И. Мещеряковым и И. А. Соколянским, показало, что наличие любых талантов полностью обуславливается воспитанием человека.
Сейчас начертим схему различения союзов и их омонимичных сочетаний, составите эту схему себе, чтобы всегда была под рукой. Подкрепить каждый из пунктов примерами из домашнего упражнения. Союзы 1. Нельзя убрать, переместить часть союза. 2. Нельзя поставить вопрос. 3. Играет связующую роль. 4. Можно подобрать синоним (союз) Омонимичные сочетания 1. Можно переставить часть сочетания на другое место. 2. Можно задать вопрос (есть л.з.). 3. Член предложения. 4. Можно заменить существительным или прилагательным. Разберем на доске предложения. до урока записаны на обратной стороне доски): Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.(но) Не берись за то, что тебе не по силам.(за ЧТО?) (мест. ТО легко заменить сущ.или прилагат.: не берись за дело). Сейчас я буду диктовать предложения, вы их записываете, после записи предложения объясняете написание союзов, местоимений и наречий (используя только что записанную карточку). Стр. 175 (1). Ребята, сейчас будем чертить график: А - предложение с союзом, Б - предложение с омонимичным сочетанием: 1. Сын молчал, мать смотрела на него тоже молча. 2. Знать и уметь — не одно и то же. 3. Что бы мне вам спеть? 4. Итак, всё ясно. 5. И так, и сяк. 6. О человеке нужно судить по тому, что он делает для других. 7. От чего вы отказываетесь: от прогулки в лесу, или от купания в реке? 8. Непонятно, почему до сих пор его нет. 9. Почем сейчас свежие огурцы? 10. Девушка работает и притом учится. Соединили линии аккуратно, чтобы получился график. Взаимопроверка: обменялись тетрадями. Как мы работаем в чужой тетради? Карандашом и аккуратно ставим плюс или минус. Я черчу график на доске, а все сверяют, объясняют написание.
(слайд): Заполнить синонимический ряд, привести примеры предложений с данными союзами и омонимичными им сочетаниями: (устно): 1. чтобы - … 2. тоже - … 3. зато - … 4. отчего - … 5. оттого - … 6. зачем - … 7. затем - …
Домашняя работа: параграф 61 – повторить, + стр. 165 – Повторение: подготовить контрольные вопросы. |