Тема урока: Повествование и описание – два типа текстов. Роль имён прилагательных в речи. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели и задачи урока: -ознакомить учащихся с видами текстов описанием и повествованием, наблюдать за ролью прилагательных в текстах разных типов; - выявить отличительные особенности текстов описания и повествования; обобщить знания детей об имени прилагательном, его грамматических признаках; - развивать умения находить прилагательные в предложении (тексте), согласовывать их и именами существительными; - развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы, умения работать в паре (группе); выполнять разные виды проверок (самопроверку, взаимопроверку); развивать познавательный интерес к языку, мышление, наблюдательность, орфографическую зоркость, читательские навыки; воспитание нравственных качеств личности, эстетических чувств, любви к природе. Оборудование урока: - карточки для индивидуальной работы (на повторение падежных окончаний существительных, перфокарты для проверки словарных слов); - наборы текстов разных типов; - игрушка (белка) для описания, сюжетные картинки – «Дети мастерят и вешают скворечники»; - деформированное предложение (карточки) - грамматические задачи (каточки) -компьютер, презентация к уроку | Тема урока: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Тип урока: закрепление и систематизация полученных знаний. Цели и задачи урока: -закреплять умения писать слова с разделительным мягким знаком, повторить правило написания разделительного мягкого знака в словах; - формировать умения соотносить произношение слова и его написания; различать мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак; - развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы, умения работать в паре (группе); выполнять разные виды проверок (самопроверку, взаимопроверку); развивать познавательный интерес к языку, мышление, наблюдательность, орфографическую зоркость, читательские навыки; воспитание нравственных качеств личности, эстетических чувств, любви к природе. Оборудование урока: - карточки для работы в паре (деформированный текст «Муравьи») - грамматическая задача (каточка), алфавит; - ножницы, -компьютер, презентация к уроку |
- Узнаем тему урока (закрыта на доске), над которой будем работать. Решаем грамматические задачи. (работа в группе) 1) по вес во ва ние - собрать разрезное слово 2) присоединить слагаемое 1-я буква алфавита писатель сонный знакомое | ответ: (прилагательное) | 3) окно расписка 1-я буква алфавита зимний осенние | ответ: (описание) | | - Тему урока вы определите, если найдёте недостающую букву. А поможет вам в этом алфавит. ? = ь - Посмотрите на слова девиза нашего урока. Какую роль выполняет ь знак в словах? - Чему будем учиться на уроке? (открывается тема на доске) (повторение правила написания разделительного ь знака - опорная схема на доске ) (слайд) |
(Проверка грамматических задач) Открывается тема урока. -Чему будем учиться на уроке? стр. 28, учебник. «Имя прилагательное» Раздел 10. Что мы знаем об имени прилагательном? ( - Повторение правил устно- фронтальная работа. - Словарная работа на карточках – повторение падежных окончаний имён существительных - самостоятельно) - Работа над предложением в группе. (Составление деформированного предложения) Молодая женщина в белом платье шла по лесной тропинке. Задание: записать составленное предложение и показать зависимость прилагательных от существительных. (фронтальная проверка) | - Прописать строчку ь знака «паровозиком» и соединения буквы с другими буквами ь ьь ььь ья ьи ье ьё ью + перфокарты для проверки словарных слов + слова варенье, маленькие (карточки) разделить на слоги (разрезать) (взаимопроверка) Проверка выполненной работы. Устное составление предложения с любым словом. (Например, Мама сварила вкусное варенье.) Запись предложения. Подчеркнуть главные члены предложения. |
Устная работа. Показываю игрушку(белку). – Расскажите, какая она? Показываю сюжетные картинки (изготовление и вешание скворечников). - Расскажите, что происходит? Как? - Итак, игрушку вы описывали, то есть составляли её описание; по картинке излагали то, как ребята делали домики для птиц, то есть рассказывали-повествовали – повествование (на доске появляются таблички с названиями текстов для сравнения) Исследовательская работа. - Исследуем отличие текстов описания и повествования. (Предлагаю для сравнения два текста (слайд) - Прочитайте самостоятельно тексты, сравните. Какой текст красивее, подумайте, почему? Запишите понравившийся текст. Подчеркните слова, которые сделали текст красивым. I вариант текста. Наступила зима. Трещат морозы. Земля покрыта снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. II вариант текста. Наступила холодная зима. Трещат лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея Предлагается следующий текст. Спит в берлоге медведица. В своей глубокой норе спит барсук. Волк, лисица, хорёк и куница бродят в поисках пищи. Заяц – беляк обгладывает молодые осинки. Лоси начинают терять рога; сбрасывает рога и благородный олень. (Проверка работы) Чтение текстов, сравнение. (слайд) Составление опорного конспекта двух видов текстов на доске. Тип текста | Цель | Ключевые слова | Особенности читатель ского восприятия | Описание | Нарисовать словами картину | Имена прилага тельные | 1. Мы представляем картинки, нарисованные словами. 2. Нарисовать можно одну общую картину. 3. Мысль развивается «вширь», описываются детали, передаётся настроение. | Повествование | Рассказать о последовательности развивающихся событиях | Глаголы | 1. Можно нарисовать серию картинок. 2. Восприятие движется от действия к действию. | | Самостоятельная работа по учебнику. Стр. 119, упр. 202 (слайд) - Прочитайте слова, спишите. Вставьте, где нужно разделительный ь знак. !!! Будьте внимательны, здесь есть ловушка! (Проверка самостоятельной работы) - Какую букву вставили в слова? - Во всех ли словах написали разделительный ь знак? Почему? (слайд) Ответ детей: противоречит правилу. Работа в паре. Карточка. - вставьте слова с разделительным ь знаком, подходящие по смыслу. 1. ……… желтеют ………. . 2. В лужах купаются ………….. . 3. …… дружно строят свой дом-муравейник. 4. Весной так чудно поют ……….. . (Слова для справок: воробьи, муравьи, на деревьях, листья, соловьи ) _ Обратите внимание на третье предложение. Чем интересны слова муравьи – муравейник? - Это однокоренные слова. - А что вы знаете про муравьёв? Есть ли от них какая-нибудь польза? (ответы детей) Работа над деформированным текстом (в паре) - Самостоятельно составьте текст из предложений и вы узнаете интересное о муравьях. |