Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе. Сочинение по картине А.К.Саврасова Грачи прилетели »
Предмет: русский язык
Учитель: Шейкина Светлана Анатольевна
Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Класс: 4
УМК: «Школа России», «Школа 2100»
Авторский медиапродукт: презентация к уроку
Продолжительность: 2 урока
Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, демонстрационная репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»;
у учащихся на партах – репродукции картины, листы-помощники, памятки «Как писать сочинение по картине».
Подготовительная работа перед проведением урока.
Подготовительная работа проводится на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, русского языка.
Окружающий мир. Проведение экскурсии «Весенние изменения в природе». Цель: наблюдение за изменениями в живой и неживой природе с приходом весны, повторение знаний о перелетных и оседлых птицах.
Изобразительное искусство. Урок на тему: «Весна идёт! Весне дорогу!»
Цель: продолжение знакомства учащихся с творчеством русских художников-пейзажистов, повторение понятий «жанр», «пейзаж», «цвет», «цветовая палитра», «эскиз», «набросок» и т.д.; обучение учащихся умению использовать смешение цветов в пейзаже для передачи настроения (работа акварелью).
Литературное чтение. Урок внеклассного чтения на тему: «Весна в творчестве русских поэтов».
Снег – белый, чистый, светлый, старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий, рыхлый, сверкающий, валит, сыплет, падает, идёт и т.д.
Тематический классный час « Жизнь и творчество А.К Саврасова»
Цели 1 урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей создания картины;
формирование умения понимать авторский замысел картины ;
формирование умения подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания..
Развивающие:
развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;
Воспитательные:
воспитание любви к родной природе, к родному языку.
Ход урока:
Оргмомент
Сообщение темы, постановка целей урока.
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель:Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.
Вступительная беседа.
Учитель: С творчеством А.К. Саврасова мы с Вами знакомились на одном из классных часов. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом художнике. (Слайд № 2)
Сообщение учащегося. Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.
А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.
Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: "Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."
А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.
Учитель: Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А.К. Саврасова и постараемся проникнуться настроением, с которым эти замечательные люди создавали свои шедевры. (Слайд № 3) (Возможно использование другого музыкального фрагмента концерта Вивальди «Времена года. Фрагмент можно скачать по ссылке http://www.manwb.ru/articles/music_box/2008_year/MusBox0803/)
Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Почему картина называется «Грачи прилетели»?
История создания картины (Слайд № 4)
Учитель: Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.
Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.
Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!
Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.
4.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Учитель: Полотно, действительно, никого не оставляет равнодушным. Послушайте отрывок из рассказа Г.А. Скребицкого.
Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели».
Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:
- Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.
Учитель: Как Вы думаете, почему автор рассказа и его герой любят смотреть на картину? (Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: А вот как описывает это же событие А.Жемчужников.
(На этом этапе урока учитель вполне может использовать и другое стихотворное произведение. Помощь в выборе может оказать Поэтическая страничка, размещенная на слайде № 9 )
5. Чтение картины.
Учитель:Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах)
Учитель: У вас на партах есть Листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении. (см. Приложение 1)
Учитель: Почему эту картину мы называем пейзажем? (На ней изображена природа)
Учитель:Какие краски преобладают на картине? (Голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)
Учитель:Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Учитель: Перечислите всё, что вы увидели на картине? (Грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)
(Слайд № 5)
Учитель:Представьте, что вы очутились около этих березок (Если хотите, то можете закрыть глаза). Какие звуки вы можете услышать? (Крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)
Учитель: Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (Березы с грачиными гнездами, грачи).
(Крики грачей скачать по ссылке http://kakadu.509.com1.ru/zooclub/86.wav)
Учитель:Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Чем они заняты? (Ремонтом старых гнезд, постройкой новых).
Учитель: Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (Грачи, которые летают над гнездами)
Учитель: Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд.(Слайд № 6)
Учитель: Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и те веточки, которые находятся на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.
Учитель: Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (Снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)
Учитель: Что изображено позади берез, на заднем плане? (Деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля)
Учитель: Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.
Учитель:Как художник изобразил небо? (Небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)
Учитель: Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?Почему же, говоря о «Грачах», один из современников Саврасова отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (Он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины)
Учитель: Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (Воздух по-весеннему прозрачен и легок)
Учитель: Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении? (Выслушиваются ответы учащихся)
6. Физкультминутка. («Деревья, кусты, трава»)
«Деревья» - поднимаемся на носочки, руки вытягиваем вверх и тянем к солнышку, как молодые веточки деревьев.
«Кусты» - опускаем руки вдоль туловища, встаем на полную ступню.
«Трава» - присаживаемся на корточки.
Сначала учитель называет: «Деревья, кусты, трава», сопровождая слова правильным показом движений. Но особенно интересно физминутка проходит, если учитель неправильно показывает движения, постепенно увеличивая темп. Задача ребят – быть внимательными и не спутаться в движениях.
7. Учитель: Очень многие художники, композиторы, писатели и поэты в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему. Мне хочется познакомить вас ещё с одной картиной. (Слайд № 7)
Учитель: Автор её Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на его произведение. Что различает, а что объединяет две картины? (Выслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Безусловно, картины эти различаются. По-другому и быть не может, но в тоже время у них есть много общего. Кроме берез, грачиных гнезд, старых домов, картины объединяет безграничная любовь к родной земле, к её природе. И недаром на них изображены березки, издавна считавшиеся символом русской природы, России.
8. Итоги урока.
Учитель: Итак, что же хотел передать А.Саврасов на своем полотне? Какие чувства передает нам художник?
- Что Вам больше всего понравилось в картине?
- Что больше всего понравилось на уроке? Что запомнилось?
2 урок (продолжение работы)
Цели 2 урока:
Образовательные:
Формирование умений подбирать слова-синонимы, эпитеты.
формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств;
формировать умения записывать самостоятельно составленный текст, умения находить и исправлять собственные ошибки.
Развивающие:
развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;
Воспитательные:
воспитание любви к родной природе, к родному языку.
1. Оргмомент.
2. Постановка целей урока.
Учитель:Мы с вами собрали очень много материала. Теперь наша задача - обобщить собранные впечатления и написать сочинение. Но для этого нам нужно воспользоваться листами –помощниками.
3. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.
(К этому моменту в листах –помощниках у ребят уже имеются записи опорных слов, целесообразно попросить учащихся прочитать то, что они уже записали)
Далее учитель работает у доски, ребята – в листах-помощниках
Учитель: Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам:
художник картина изобразил известный мастер кисти полотно нарисовал знаменитый пейзажист репродукция показал прославленный автор картины шедевр создал
Учитель: Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?
Учитель: У вас на партах есть Памятки, которые помогают нам писать сочинения по картинам. . (см. Приложение 2) Давайте вспомним, с чего мы начинаем сочинение?
- О чем мы будем писать в основной части?
- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение? (Я думаю, что… или Я считаю, что… или Мне кажется, что…).
Примерный план сочинения (Слайд № 8)
1. История создания картины.
2. Пробуждение природы.
3. Грачи – главные герои картины.
4. Изобразительные средства картины.
5. Мое отношение к картине.
( У ребят вполне могут появиться свои варианты плана)
5. Написание сочинений.
(Ребята записывают сочинения на черновик)
6. Редактирование текста. Проверка написанного.
(По ходу выполнения работы учитель отвечает на индивидуальные вопросы учащихся)
7. Написание окончательного варианта сочинения.
Литература
Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах – Тула: ООО «Издательство Родничок», 2004. -220 с. – серия «Библиотека учителя»
Соловейчик М.С, Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академии», 1998. - 384 с.
Соловейчик М.С, Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академии», 1997. -256 с.
П.И.Чайковский «Времена года. Март» - http://www.belcanto.ru/mp3-tchaikovsky.html
Приложение 1.
Опорные слова и словосочетания______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.
2. Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?
3. Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.
4. Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?
5. Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?