Конспект урока с использованием ИКТ «Самостоятельные и служебные части речи» (ФГОС)
Конспект урока с использованием ИКТ «Самостоятельные и служебные части речи» (ФГОС)
Урок знакомит учащихся с частями речи. Урок построен на использовании следующих методов: проблемного, объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, исследовательского. Урок полностью соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с использованием ИКТ «Самостоятельные и служебные части речи» (ФГОС)»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Учитель русского языка: Волкова Юлия Сергеевна.
Программа: «Русский язык 5-9 классы». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2011
Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2012
Форма занятия: урок
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Место занятия в учебном процессе: первый урок в теме
Цели урока:
дать обзорную характеристику самостоятельным и служебным частям речи;
сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи;
научить классифицировать части речи;
Задачи:
Обучающие:
углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
формировать знания о служебных частях речи;
формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;
формировать представление о языке как единой целостной системе;
Развивающие:
развивать умение определять и использовать в письменной речи морфологические средства выразительности
развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, к слову;
воспитывать коммуникативные способности учащихся.
УУД:
Личностные УУД: установление учащимся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование целей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.
2. Метапредметные:целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения.
3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
Ресурсы: учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2012; ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, тестовые работы, презентация, аудиозапись;
Предлагает задание по выбору (дифференцированный подход)
Слушает аудиозапись, выбирает смайлик настроения
Отгадывает кроссворд с помощью загадок,
отвечает на вопросы, формулирует тему и цель урока
Заполняет таблицу, приводя примеры
Выполняет упражнения для глаз
Выполнение заданий
Выполнение теста, самопроверка
Самооценка
Записывает домашнее задание
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (Слайд 1)
Слово учителя:
- У тебя на парте свеча. Послушай музыку (шум ветра) и посмотри на свечу. Она излучает свет, тепло, радость сегодняшнего дня, несмотря на то, что за окном морозно и холодно. У меня на столе тоже горит свеча, две свечи излучают в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас в единое целое. А теперь потушим свечи: выдохнем из себя всю неуверенность на них, оставим в себе желание успеха на этом уроке.
А теперь покажи мне с каким настроением ты пришел сегодня на урок. Для этого возьми в руки смайлик, соответствующий твоему настроению. (слайд 2)
Итак, у тебя прекрасное настроение и ты готов работать на «5». А это мое настроение (показываю смайлик) и я готова продуктивно сотрудничать с тобой. Удачи!
Запиши в тетради: _________ (дата), классная работа.
Определение темы и цели урока
Для того, чтобы определить тему занятия, нам необходимо отгадать кроссворд. Слова в нем – это известные тебе части речи. Разгадать кроссворд нам помогут загадки. (слайды 3-22)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1. Кто и что вокруг растет, Что лежит и кто живет: Имя удивительное! Это...? (существительное)
2. Применяем все мы это Вместо имени предмета, Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (местоимение)
3. Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про… (глагол)
4. Признаки действий оно означает, Всем любопытным оно отвечает КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Очень не любит оно изменяться, Род не имеет, не хочет склоняться. (наречие)
5. Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Как его звать, кто скорей догадается? (числительное)
6. Вам подробно все расскажут. Чей, какой тебе покажут. С существительным всегда, Словно не разлей вода. (прилагательное)
7. Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. (союз)
8. НА дороге пёс сидит, ЗА дорогой столб стоит. ДО дороги добегу, ПОД дорогой пробегу. Там подземный переход. Нам В рассказе О дороге Очень помогли… (предлоги)
9. Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. (частица)
с
у
щ
е
с
м
е
с
т
о
и
м
е
н
и
е
т
г
л
а
г
о
л
в
н
а
р
е
ч
и
е
и
ф
т
ч
и
с
л
и
т
е
л
ь
н
о
е
е
п
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
о
е
с
о
ю
з
ь
п
р
е
д
л
о
г
н
ч
а
с
т
и
ц
а
о
я
е
Теперь прочитаем ключевое слово ( морфология)
- Что такое морфология? ( морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи) (слайд 23)
Все части речи делятся на группы. Какие? (самостоятельные , служебные части речи и особая группа - междометие) (слайд 24)
Какова же тема занятия? (отвечает, появляется слайд 25 с темой урока)
Запишите тему урока в тетрадь.
Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных). (слайд 26)
Введение новых знаний
Словарная работа
Толя, давай поиграем с тобой в снежки, бросать их мы будем в словарные слова. Вспомни, как пишутся эти слова и запиши их в тетрадь. Посмотрим насколько ты меток. (слайд 27)
К какой части речи относятся эти слова? (слайд 28)
Оцени свою словарную работу с помощью смайлика.
Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?
Проверим себя по учебнику (стр. 133)
Давай сравним служебные и самостоятельные части речи.
Возьми приготовленный лист № 1. (слайд 29) В первом столбике записаны признаки. В остальных будем ставить + или -.
Признаки
Самостоятельные
части речи
Служебные части речи
Междометия
Называют предмет,
признак, действие и т.д.
+
-
-
Можно задать вопрос
+
-
-
Являются членами предложения
+
-
редко
Имеют лексическое значение
+
-
редко
Могут употребляться
обособленно
(самостоятельно)
+
-
-
Изменяются
+
-
-
Теперь мы знаем, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.
Сядь прямо, расслабься. Посмотри сначала влево и вверх, затем вправо и вниз. Опиши круг глазами в обратном направлении.
Повтори это упражнение с открытыми глазами, а потом с закрытыми.
Посмотри вверх, потом перед собой и вниз.
Повтори с открытыми глазами, а потом с закрытыми глазами.
Смотри вперед, быстро моргая до 30 раз. Затем столько же, не моргая.
Повтори несколько раз.
Сильно зажмурься, затем быстро поморгай 10-12 раз.
Повтори несколько раз.
Закрепление материала
В то время, когда мы делали гимнастику, зимний ветер унес задание. Возьми лист № 2 на твоей парте, посмотри и подумай, что необходимо сделать со словами.
Данными словами необходимо заполнить таблицу. (слайд 31)
самостоятельные
служебные
сущ.
прилаг.
мест.
числ.
глаг.
нареч.
предлоги
союзы
частицы
межд.
Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, ах, говорит, они, к, ним, громко, эх, красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из-за, а, и, эй.
Проверим: (слайд 32)
СУЩ: Женщины, селенье,
ПРИЛ: русские, красивая
ГЛАГ: заметить, говорит
МЕСТ: они, ним, мне
ЧИСЛ: восемь, девять
НАР: громко, красиво
ПРЕДЛ: в, к, над, из-за Как пишется предлог из-за?
СОЮЗ: но, а, и
ЧАСТ: не
Когда я выписывала эти слова, мне показалось, что это какие-то поэтические строки. Может они и тебе что-то напоминают.
Откуда это произведение? Кто автор? Воспроизведи отрывок, пожалуйста?
Николай Алексеевич Некрасов
«Мороз, Красный нос»
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Ты так замечательно читал стихотворение, что мне захотелось продолжить поэтическую ноту нашего занятия. И зимняя стужа не оставляет нас в покое: мороз заморозил некоторые слова в стихотворении, давай попробуем их отогреть.
(слайд 33)
… голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя … солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
… ель сквозь иней зеленеет,
… речка … льдом, блестит.
С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?
Кто автор этих строк? (Александр Сергеевич Пушкин)
С этим заданием ты справился отлично, а теперь найдем «опасные места». Как ты думаешь, что это? (орфограммы)
Запиши отрывок стихотворения в тетрадь по памяти. (слайд 34) В это время звучит шум ветра. (слайд 36)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Выполни задания:
Выпиши словосочетания:
Гл. + пр. + сущ. (лежит под небесами, блестит подо льдом)
Какова роль предлогов? (служат для связи слов в словосочетании и в предложении)
Подчеркните грамматическую основу.
Блестя на солнце, снеглежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
Иречка подо льдом блестит. (слайд 35)
Какова роль союзов? (Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
Оцени свою работу с помощью смайлика.
А теперь выполним упражнение 284. И здесь нас не оставляет поэзия, сопровождающая нас в течение урока. (выполнение упражнения)
6.Контроль и самопроверка знаний (слайд 37)
Тест (лист №3)
1.Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2.Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8.Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
Ключ: 1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 – б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3» (слайд 38)
Подведение итогов урока.
Из отдельных слов составь предложения, изменяя, если нужно окончания
(слайд 39)
Конец, чудесной, пришел, встреча.
Мы, части, речь, запомним, все.
Нам, все, знать, правило, помогут.
Всём, обо, смогут, поведать.
Вокруг, что, существует, нас,
и, как, рассказ, закончился.
Пришел конец прекрасной встречи. (слайд 40)
Запомним мы все части речи.
Все знать нам правила помогут.
Обо всём поведать смогут.
Что существует вокруг нас,
И как закончился рассказ.
На какие группы делятся части речи?
Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?
Рефлексия учебной деятельности: (слайд 41)
Выбери понравившуюся фразу, продолжи ее, ответь на вопрос:
vНаш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
vМне больше всего удалось…
vЗа что ты можешь себя похвалить?
vЧто чувствовал?
vЧто приобрел?
vЧто меня удивило?
vДля меня было открытием то, что…
vЧто, на ваш, взгляд удалось?
vЧто, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
vПоделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).
vЗачем нам был нужен этот урок?
vСегодня на уроке я научился…
vМне было интересно..
vМне было трудно…
vБольше всего мне понравилось…
vУрок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
vСвоей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Самооценка, оценка учителем.
9. Домашнее задание: (слайд 42)
п. 47 в учебнике
По выбору:
выполнить упр. 285 в учебнике (задание репродуктивного типа)
сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (творческое задание).