kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русскогоу языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

  Цели:

  1. Повторить и обобщить материал о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
  2. Развивать коммуникативную компетенцию учащихся, речь, память, внимание, вербально-логическое мышление.
  3.  Воспитывать интерес к изучению русского языка как средству общения и воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Ход занятия

   ФРАЗЕОЛОГИЯ КАК НАУКА

       Объяснение преподавателя.

       Фразеология − наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер, а также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний − фразеологизмов.

       – Зачем нужны в речи фразеологизмы?

       Фразеологизмы, как мы уже говорили, являются одним из основных экспрессивно окрашенных элементов русского языка. Они украшают речь, делают ее образной, яркой, индивидуальной. Овладение языком невозможно без овладения фразеологией.

       Фразеологизмы (фразеологические единицы) - это неразложимые словосочетания, которые так же, как и отдельные слова, служат названиями предметов, явлений, признаков, действий и состояний.

       Например:

       подводные камни - скрытые опасности

       сбить с толку - запутать

       Фразеологизмы − несвободные сочетания слов, этим они отличаются от обычных словосочетаний, их значение не мотивируется или лишь частично мотивируется значением входящих в них слов:

       вешать голову − вешать костюм

       детский лепет − детский костюм

       Выполнение заданий.

       Задание 1. Выпишите отдельно свободные и несвободные словосочетания. Объясните значения. Составьте с ними предложения.

На черный день,  радостный день.

Начать с чистого листа,  писать на тетрадном листе.

Детский лепет,  детский костюм.

Выходить из дома,  выходить из себя.

Боевое крещение,  боевой патрон.

Мыть руки,  опускать руки.

       Вешать хомут на шею, вешать собак, вешать портьеры.

       Кому не лень, обыкновенная лень.

       На черный день, осенний день, радостный день.

       Назовите синонимы среди следующих фразеологизмов.

       Провести грань, провести через лес.

       Мелко плавать, плавать в бассейне.

       Себе на уме, не в своем уме, в детском уме.

       Точка замерзания, попасть в точку, поставить точку в конце предложения.

       Задание 2. Объясните смысл фразеологизмов, укажите цель их употребления.

       А Васька слушает, да ест.

       Была без радости любовь, разлука будет без печали.

       Все пройдет, как с белых яблонь дым.

       Безумство храбрых − вот мудрость жизни.

       Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

  ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ

       Объяснение преподавателя.

       - Скажите, для чего используются в речи фразеологизмы?

       Фразеологизмы используются в речи для придания ей выразительности, дополнительной эмоциональной окраски, яркости.

Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.  

         В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения. Фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая самостоятельность его составных частей.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

          Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например:

зарубить на носу – запомнить

как в воду глядеть – предвидеть

тьма кромешная – очень темно

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей; у фразеологизма непочатый край (в значении «много») есть фразеологизм-антоним раз-два и обчелся (в значении «мало»).

Собаку съесть = быть профи ≠ ни бе ни ме

       Туча тучей = грустный ≠ веселый

Омонимы: пустить петуха – поджечь и пустить петуха – фальшиво  спеть ноту.

       Выполнение заданий.

       Задание 3. Назовите синонимы среди следующих фразеологизмов.

       Лицом к лицу, в двух шагах, засучив рукава, не покладая рук, повернуться негде, молоть ерунду, сломя голову, честно говоря, с глазу на глаз, яблоку негде упасть, нести ахинею, рукой подать, во весь дух, на нем лица нет.

       Задание 4. Составьте предложения с данными фразеологизмами, затем замените в них фразеологизмы словарными синонимами. Определите, как изменилась эмоциональная окраска высказывания.

       Ходить гоголем, смотреть сверху вниз, бить в набат, выйти из себя, путаться под ногами, вылететь в трубу, куры не клюют, идти ко дну, не робкого десятка, в чем душа держится, не ко двору, в два счета, ни два ни полтора.

       Задание 5. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-синонимы.

1) Бок о бок – не разлей вода;

2) Ни за что на свете – ни в жизнь;

3) Хоть плачь – из рук вон плохо;

4) С глазу на глаз – один на один;

5) Ни в коем случае – ни в жизнь;

6) От начала до конца – от и до, от корки до корки, от а до я;

7) Бить баклуши – валять дурака.

       Задание 6. К следующим фразеологическим сочетаниям подберите антонимичные им фразеологические сочетания.

       В руках горит – из рук валится;

Появиться на свет – кануть в лету, сыграть в ящик, уйти в историю;

Вырасти в чьих-нибудь глазах – сесть в лужу;

Верста коломенская – от горшка два вершка;

Не успел глазом моргнуть – не прошло и года;

Кот наплакал – куры не клюют;

Спустя рукава – засучив рукава;

Как кошка с собакой – душа в душу.

 О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

       Объяснение преподавателя.

       Фразеологизмы имеют разное происхождение. Можно выделить:

      1. Русскую фразеологию: гол как сокол, ни рыба ни мясо, ни кола ни двора, всем миром, сматывать удочки

      2. Старославянские фразеологизмы (библеизмы): запретный плод, земля обетованная, кость от кости

       3. Фразеологизмы из античной мифологии: ахиллесова пята, драконовы законы, сады Семирамиды − имеют параллели в других языках.

       4.  Цитаты из известных произведений: быть или не быть (Шекспир)

      5. Высказывания великих людей: а все-таки она вертится (Галилей), я мыслю, значит существую (Декарт)

       6. Профессиональная фразеология: щитовидная железа.

       7. Военные: встать в строй, шагать в ногу.

      Узнать о значении и происхождении фразеологизмов можно из фразеологических словарей.

      Задание 7. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. Предположите источник их появления.

      Кричать во всю ивановскую, танталовы муки, буря в стакане воды, быть притчей во языцех, было при царе Горохе, работать в поте лица, находиться между Сциллой и Харибдой, оставь надежду, всяк сюда входящий, вавилонское столпотворение, положить в долгий ящик, я знаю только то, что ничего не знаю.

       Задание 8. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

      Нести околесицу; в подметки не годится; довести до белого каления; плясать под чужую дудку; строить воздушные замки.

    Задание 9. Прочитайте басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». Передайте ее содержание, используя максимальное количество фразеологизмов.

    Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

    Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать — так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло,—

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:  выпишите из словаря  10 фразеологизмов, объясните их значение и происхождение, составьте с ними предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русскогоу языка »

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Цели:

  1. Повторить и обобщить материал о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

  2. Развивать коммуникативную компетенцию учащихся, речь, память, внимание, вербально-логическое мышление.

  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка как средству общения и воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.



Ход занятия


ФРАЗЕОЛОГИЯ КАК НАУКА

Объяснение преподавателя.

Фразеология − наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер, а также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний − фразеологизмов.

– Зачем нужны в речи фразеологизмы?

Фразеологизмы, как мы уже говорили, являются одним из основных экспрессивно окрашенных элементов русского языка. Они украшают речь, делают ее образной, яркой, индивидуальной. Овладение языком невозможно без овладения фразеологией.

Фразеологизмы (фразеологические единицы) - это неразложимые словосочетания, которые так же, как и отдельные слова, служат названиями предметов, явлений, признаков, действий и состояний.

Например:

подводные камни - скрытые опасности

сбить с толку - запутать

Фразеологизмы − несвободные сочетания слов, этим они отличаются от обычных словосочетаний, их значение не мотивируется или лишь частично мотивируется значением входящих в них слов:

вешать голову − вешать костюм

детский лепет − детский костюм

Выполнение заданий.

Задание 1. Выпишите отдельно свободные и несвободные словосочетания. Объясните значения. Составьте с ними предложения.

На черный день, радостный день.

Начать с чистого листа, писать на тетрадном листе.

Детский лепет, детский костюм.

Выходить из дома, выходить из себя.

Боевое крещение, боевой патрон.

Мыть руки, опускать руки.

Вешать хомут на шею, вешать собак, вешать портьеры.

Кому не лень, обыкновенная лень.

На черный день, осенний день, радостный день.

Назовите синонимы среди следующих фразеологизмов.

Провести грань, провести через лес.

Мелко плавать, плавать в бассейне.

Себе на уме, не в своем уме, в детском уме.

Точка замерзания, попасть в точку, поставить точку в конце предложения.

Задание 2. Объясните смысл фразеологизмов, укажите цель их употребления.

А Васька слушает, да ест.

Была без радости любовь, разлука будет без печали.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Безумство храбрых − вот мудрость жизни.

Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?


ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ

Объяснение преподавателя.

- Скажите, для чего используются в речи фразеологизмы?

Фразеологизмы используются в речи для придания ей выразительности, дополнительной эмоциональной окраски, яркости.

Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

  В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения. Фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая самостоятельность его составных частей.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например:

зарубить на носу – запомнить

как в воду глядеть – предвидеть

тьма кромешная – очень темно

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей; у фразеологизма непочатый край (в значении «много») есть фразеологизм-антоним раз-два и обчелся (в значении «мало»).

Собаку съесть = быть профи ≠ ни бе ни ме

Туча тучей = грустный ≠ веселый

Омонимы: пустить петуха – поджечь и пустить петуха – фальшиво  спеть ноту.

Выполнение заданий.

Задание 3. Назовите синонимы среди следующих фразеологизмов.

Лицом к лицу, в двух шагах, засучив рукава, не покладая рук, повернуться негде, молоть ерунду, сломя голову, честно говоря, с глазу на глаз, яблоку негде упасть, нести ахинею, рукой подать, во весь дух, на нем лица нет.

Задание 4. Составьте предложения с данными фразеологизмами, затем замените в них фразеологизмы словарными синонимами. Определите, как изменилась эмоциональная окраска высказывания.

Ходить гоголем, смотреть сверху вниз, бить в набат, выйти из себя, путаться под ногами, вылететь в трубу, куры не клюют, идти ко дну, не робкого десятка, в чем душа держится, не ко двору, в два счета, ни два ни полтора.

Задание 5. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-синонимы.

1) Бок о бок – не разлей вода;

2) Ни за что на свете – ни в жизнь;

3) Хоть плачь – из рук вон плохо;

4) С глазу на глаз – один на один;

5) Ни в коем случае – ни в жизнь;

6) От начала до конца – от и до, от корки до корки, от а до я;

7) Бить баклуши – валять дурака.

Задание 6. К следующим фразеологическим сочетаниям подберите антонимичные им фразеологические сочетания.

В руках горит – из рук валится;

Появиться на свет – кануть в лету, сыграть в ящик, уйти в историю;

Вырасти в чьих-нибудь глазах – сесть в лужу;

Верста коломенская – от горшка два вершка;

Не успел глазом моргнуть – не прошло и года;

Кот наплакал – куры не клюют;

Спустя рукава – засучив рукава;

Как кошка с собакой – душа в душу.


О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Объяснение преподавателя.

Фразеологизмы имеют разное происхождение. Можно выделить:

1. Русскую фразеологию: гол как сокол, ни рыба ни мясо, ни кола ни двора, всем миром, сматывать удочки

2. Старославянские фразеологизмы (библеизмы): запретный плод, земля обетованная, кость от кости

3. Фразеологизмы из античной мифологии: ахиллесова пята, драконовы законы, сады Семирамиды − имеют параллели в других языках.

4. Цитаты из известных произведений: быть или не быть (Шекспир)

5. Высказывания великих людей: а все-таки она вертится (Галилей), я мыслю, значит существую (Декарт)

6. Профессиональная фразеология: щитовидная железа.

7. Военные: встать в строй, шагать в ногу.

Узнать о значении и происхождении фразеологизмов можно из фразеологических словарей.

Задание 7. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. Предположите источник их появления.

Кричать во всю ивановскую, танталовы муки, буря в стакане воды, быть притчей во языцех, было при царе Горохе, работать в поте лица, находиться между Сциллой и Харибдой, оставь надежду, всяк сюда входящий, вавилонское столпотворение, положить в долгий ящик, я знаю только то, что ничего не знаю.

Задание 8. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

Нести околесицу; в подметки не годится; довести до белого каления; плясать под чужую дудку; строить воздушные замки.

Задание 9. Прочитайте басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». Передайте ее содержание, используя максимальное количество фразеологизмов.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать — так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло,—

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ: выпишите из словаря 10 фразеологизмов, объясните их значение и происхождение, составьте с ними предложения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русскогоу языка

Автор: Семенова Лидия Ивановна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234698

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства