~~ Ход урока
I Организационный момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Как жи,ши,ча,ща,чу, щу,
А ещё чк, чн писать
Будем вместе на уроке изучать.
II Минутка повторения. Актуализация имеющихся знаний.
1. Работа за компьютерами. ( 4 человека.). Проверка у них на столах.
Учитель: - Ребята, начинаем наш урок. Я думаю, что он будет интересным и плодотворным.
- Посмотрите на доску. Давайте вспомним пройденный материал и повторим его.
Спишите слова, разделите их чёрточкой на слоги.
1 вариант.
Ухо, осина, лампа, крыша, утка, окно, аист.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
III Чистописание.
Учитель: Узнать новое нам поможет экскурсия.
- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Цель нашей экскурсии – наблюдать в жизни за предметами, в названии которых содержатся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк,чн.
Но сначала отгадайте загадки.
1.Мы проворные сестрицы,
Бегать быстро мастерицы.
В дождь лежим, в снег бежим –
Уж такой у нас режим.
( Лыжи.)
2. Покружились в воздухе
Звёздочка немножко,
Села и растаяла
На моей лошадке.
( Снежинка.)
3. Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)
- Что общего между словами - отгадками?
а) Минутка чистописания
Запись в тетради:
Жи –ши жи – ши ( до конца строчки )
Лыжи, снежинка, мыши.
Б) Словарная работа
Вставьте жи или ши.
Каранда (?), ма (?)на, о (?) бка, сторо (?) т.
- Произнесём ещё раз эти слова и послушаем, твёрдо или мягко произносятся звуки ж и ш … (Твёрдо.)
- Запишите слова с этими словосочетаниями. Подчеркните их.
- А теперь мы можем двигаться дальше.
А вот и речка.
Щука и щурятки
Со мной играют в прятки.
Я их в речке поищу,
Червячками угощу.
- Найдите слова с нужными сочетаниями.
Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Запишите слова. Прочтите правило.
III Работа с информацией.
1.Сообщение темы и цели урока.
А). Работа над новым материалом.
Учитель: - А научиться грамотному письму слов с этими сочетаниями нам поможет сказка.
1.Грамматическая сказка.» Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами», а вы подумайте о чём пойдёт речь на уроке?
IV Физкультминутка
V Работа с веером
- Ребята, давайте прочитаем рифмовку хором. Поднимите карточку с нужным сочетанием.
Лу жи / жы, жы / жи молость, чи жи / жы,
Ши / шы шки, е жи / жы Ки, пру жы / жи на.
А) Работа с правилом в учебнике. Орфографическое чтение.
Б) Упражнение 71 по заданию.
Вывод: звуки ж и ш всегда твёрдые.
VI Слуховой диктант. Выделение сочетаний жи – ши.
Я кормил ёжика.
Ужи шипят.
У дома стоит машина.
VII Физкультминутка
Учитель чётко проговаривает слова, а дети должны присесть, если услышат в слове шипящий звук ч, щ, ж, ш.
Слова: пижама, узор, лужайка, чудовище, паук, жираф, чаща, жало, берёза.
VIII Игра « Составь слова»
Встре … …сы
Ча
Ща да
пи…
све … …вель
- Перешли мостик. Вот и роща.
- Составим на наборном полотне это слово. – Какая буква следует за щ?
- Как чудесно здесь!
- Составьте на наборном полотне слово: чудесно.
- Какая буква следует за ч? Почему?
-Что вы скажите о буквах ч и щ?
IX Самостоятельная работа
На экране: лы…, малы…, ро…, … сы, … ка .
- Напишите слова, вставьте пропущенные слоги.
Правило.
- Ребята, мы хорошо отдохнули в роще, а теперь вернёмся в класс.
X Домашнее задание : по выбору перфокарты или упражнение 83
XI Подведение итога
- Вот наша экскурсия и закончилась.
- Какие правила мы должны запомнить?
За хорошую работу я хочу подарить вам игру.
- Прочитайте и назовите составленные слова.
П ру лы
жи
Ла н ды ши ма на
Спасибо!
м